Церковь Сурб Саркис (Шахты)

Церковь Сурб Саркис (Шахты) Наименование: Церковь Сурб Саркис История: Действующая армянская апостольская церковь в Шахтах. Освящение закладного камня состоялось 25 сентября 2010 года при участии представителей церкви, городских властей и гостей из разных городов России и Армении. Строительство церкви и культурного центра продолжается. Церковь построена при поддержке мэра г Шахты С А Понамаренко. Информация: При церкви действует армянский культурно-просветительский центр "Андраник". Контакты: Адрес: Ростовская обл г Шахты Енисейский пер 32 Телефон/Факс: +7 (928) 148-13-13 Духовный пастырь: Тадеос Авагян Сайт и страница ВКонтакте: (указаны в оригинальном тексте, но ссылки отсутствуют)

Шахты

Церковь Сурб Хач (Ростов-на-Дону)

Церковь Сурб Хач (Ростов-на-Дону) Церковь Святого Креста Армянской Апостольской Церкви Սուրբ Խաչ եկեղեցիДата основания: 1783 Руководитель при регистрации: Настоятель - Тер Тадеос Тертерян Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: 344113, г. Ростов-на-Дону, ул. Баграмяна, 1 Телефон/Факс: +7 (863) 276–33–22 Содержание 1 История 2 Храм в советское время 3 Архитектура 4 Реликвии 5 Захоронения на территории монастыря 6 Родник 6.1 Книги, изданные в типографии монастыря Сурб Хач 7 Статус памятника и его состояние 8 Творчесике коллективы при церкви Сурб Хач 9 Изображения 9.1 Памятники 9.2 Сурб Хач в изображениях 9.3 Книги, марки 10 Видео 11 Разное 12 Библиография 12.1 Сноски История Церковь Сурб Хач действует при МРО "Церковь Сурб Хач". Крестовоздвиженский монастырь (Сурб Хач Ванк), названный в память одноименного армянского комплекса близ оставленного переселенцами города Старый Крым, был основан 21 января 1786 г. в семи километрах к северу от Нахичевани. Монастырь венчает вершину берегового скалистого холма, что придаёт его церкви значение архитектурной доминанты окружающей местности. Это был наиболее значительный культурно-просветительный центр армянской колонии на Дону, место паломничества армян юга России. особенно в праздник Вартавар. Со временем к северу от монастыря появились дачи нахичеванских зажиточных горожан, к северо- востоку-хутор в 30 домов, в котором проживали безземельные крестьяне, к востоку- посёлок занятых перевозкой грузов в переделах города и его окрестностей дрягилей, имевших свое кладбище, расположенное к западу от нахичеванских дач. В начале монастырь входил в состав с. Большие Салы, а с 1883 г. был приписан к Нахичевани, что способствовало его благосостоянию. В конце прошлого столетия монастырю принадлежала большая территория (около 50 га), занятая пашнями и огородами, сдававшимися монастырским хуторянам по частям. В излучине протекавшей по тальвегу балки Большая Камишеваха речки Темерник находился парк, площадью 16 десятин, называвшийся Армянским садом, имевший прямоугольную планировку аллей и связанных с ним дорожек. К хозяйству парка относились большой ресторан с открытой верандой и зимним садом, ротонда для оркестра и обширный танцевальный зал. С монастырем парк связывался пешеходной дорогой, она пересекала речку по деревянному, замененному в 1900 г. железобетонным, мосту и шла далее по проложенной в 1862 г. на относительно пологом склоне берегового обрыва пятимаршевой двухметровой ширины в 80 ступеней каменной лестнице. Последняя ограждена высокими перилами, а по сторонам трех средних площадок устроены каменные скамейки для отдыха поднимавшихся пожилых паломников. Мемориальный комплекс "Сурб Хач" связан с жизнью деятелей армянской культуры М. Налбандяна, Р. Патканяна, А. Аламдарян . Он включает в себя: церковь ХVIII в. северные ворота южные ворота родник с коптажной надстройкой Место для него было куплено Мартиросом Шахназаряном на деньги гандзагского архимандрита Симона, прибывшего вместе с крымскими армянами и похороненного 13 июня 1794 г. у колокольни собора. Монастырь венчал вершину скалистого берегового холма, придавал его церкви значение архитектурной доминанты окружающей местности. 27 ноября 1792 г. монастырь освятил архиепископ Иосиф Аргутинский. При активном участии Геворга Хатраняна и Алексея Аладжаляна в 1862 г. был произведен капитальный ремонт монастыря. При нем находились церковно-приходское училище, типография (самая первая на Юге России) и дом для настоятеля собора. В северо-восточной части монастыря находился армянский поселок, состоящий из 50 домов. На северной стороне располагались сад и огород. Внутри – большой хачкар, который привезли из Армении. В конце XIX века монастырю принадлежала территория около 50 гектаров, сдаваемая в аренду под пашню и огороды. В излучине реки Темерник находился парк, связанный с монастырем пешеход¬ной дорожкой. Она пересекала речку сначала по деревянному, затем по железобетонному мосту (заменен в 1900 г.) и поднималась по выстроенной на склоне балки в 1862 г. каменной лестнице. Тогда же в монастыре соорудили над родником каптажное здание «Чорхах», или «Сахлых Су». Храм в советское время Богослужение здесь продолжалось до 1931 г., после чего он был закрыт и передан местному совхозу под зернохранилище. Затем на его подворье разместился детский дом. В 1935 году ударом молнии были разрушены колокольня и часть покрытия храма. В послевоенные годы службы в храме не возобновлялись, постройки подворья не использовались. Монастырь пребывал в запустении, ветшал, часть хозпостроек, разрушенная в 1941 — 1943 годах, разбиралась. Оказались утраченными и древние хачкары, украшавшие храм. Среди них был хачкар 1439 года с именем некоего Карапета. В середине 1960-х годов советскими и партийными органами предлагалось снести церковь и все монастырские постройки и возвести на их месте школу для выросшего рядом в послевоенные годы поселка Мясникован. Тогда Ростовское областное отделение ВООПИиК обратилось к народному художнику Армянской ССР, депутату Верховного Совета М. С. Сарьяну с просьбой о ходатайстве о сохранении храма. М.С. Сарьян, уроженец Нахичевани-на-Дону, принял активное участие в сохранении этого исторического и архитектурного памятника. По его инициативе церковь монастыря была поставлена на госохрану, в ней было предложено создать Музей русско-армянской дружбы — филиал Ростовского областного музея краеведения. 1968-1972 - церковь была восстановлена. К началу реконструкции все постройки монастырского подворья были разобраны. К 1972 г. были восстановлены ограда и ворота, но уже в измененном виде. Автором проекта восстановления был засл. архитектор Армянской ССР М.В. Григорян, при соавторстве его коллег М.С. Мнацаканяна, К.А. Манукяна. В ноябре 1972 г. в восстановленном здании открыли Музей русско-армянской дружбы. В постперестроечные годы высказывалось мнение о необходимости вернуть зданию его первоначальное культовое назначение. Однако полемика в периодической печати по этому вопросу ничем не закончилась. Консультации между представителями администрации области и Армянской церкви закончились признанием преждевременности постановки этого вопроса. В марте 2007 г. решением администрации Ростовской области здание было передано в пользование Армянской Апостольской церкви с условием, армянская община Ростова приобретёт и восстановит здание для Музея, который ранее располагался в церкви. Архитектура Как следует из записи в рукописи «Давтар» - монастырская церковь первоначально была деревянной. В 1783 г. на ее месте заложили каменную, строившую с 1786 по 1792 г., авторство которой приписывается также И.Е. Старову. В 1862 г., при обновлении архиерейского дома, служебный построек, возведении колокольни и каменной лестницы, церковь монастыря была отремонтирована, а не перестроена. Во время этого ремонта были искажены оконные сандрики и размеры антаблемента архитектурного ордера, оставленные без исправления при восстановлении здания в 1972 г. по проекту ереванских архитекторов М. С. Мнацаканян и К. А. Манукян. Церковь монастыря Сурб Хач- единственный из сохранившихся в современном Ростове-на-Дону архитектурный памятников конца ХVIII в., повторяющий аналогичные сооружения России этого времени. Здание кирпичное на каменной фундаменте, прямоугольное, в плане несколько расширенное в средней части, с выступающей на востоке полуциркульной алтарной апсидой. Центр храма увенчивает покоящийся на пристенах устоях купол, непропорционально большой по отношению к нижнему объему. Вытянутость помещения вдоль продольной оси приближает церковь монастыря Сурб Хач к распространенному в Армении сооружению типа купольного зала, таких, как в Птгни, VI в. и в Аруче, VII в. Расположенные перед южным и северным входами, в пределах расширенной части интерьера честырехколонные портики- один из наиболее выразытельых элементов композиции здания. Декоративное убранство западного фасада ограничивается поддерживающими антаблемента плоскими пилястрами на углах, а дверной проем лишен обрамления, имеющегося на южном и северном входах. Оконные сандрики различные, внизу с разорванными фронтонами, на куполе спаренные с полуциркульным верхом, что свидетельствует об их разновременном исполнении. Барабан купола прорезан часто расположенными парными окнами с плоскими пилястрами между ними. Повешенного очертания сферическое покрытие над полуциркульным кирпичным куполом и венчающей его глухой фонарь усиливают высотность восприятия приземистого, в целом, сооружения. Стены церкви были украшены снятыми с армянских церквей Крыма и привезенными в монастырь Сурб Хач 13-ю датированными IV, XVI и первой четвертью XVIII в. хачкарами, оживлявшему своей мелко орнаментированной резьбой её интерьер и фасады. В 1960 г. хачкары были уничтожены. Обих размерах и месте в интерьере церкви свидетельствуют только ниши, в которых они помешались. Не существует ныне также украшённая мелким разным орнаментов деревянная дверь XI в. принадлежавшая одной из церквей Ани, откуда она была вывезена в ХIII в. в монастырь Сурб Хач в Крыму, а в конце XVIII в. в одноименный монастырь на Дону. Церковь располагалась у крутого берегового откоса реки Темерник и являлась доминантой не только подворья, включающего одно- и двухэтажные постройки, но и преобладала в панораме берегового холма. [1] Возведенная в 1862 г. перед западным фасадам церкви колокольня была двухъярусной, квадратной в плане с высоким четырёхгранным шатром. В отличие от колокольни Соборного храма Нахичевани, она, по примеру колоколен Армении, имела пониженную, сравнительно с самой церковью, высоту. Несмотря на расположенные ярусами ниши и проемы, а также наличники с фронтонами в первом этаже, которые должны были придать ей известную законченность, колокольня была мало выразительна и не согласовывалась с общим архитектурным обликом ансамбля. К востоку от церкви находился двухэтажный архиерейский дом, имевший 32 помещения. В нем размещалась также основанная в 1791 году школа, позднее преобразованная в семинарию с пансионатом. В 1875 году при ней была учреждена библиотека, перевезенная в 1883 году в Нахичевань. Нижний этаж северного крыла дома занимала первая на юге России типография, действовавшая с 1790-го по 1796 год. За эти годы здесь было издано более 20 книг. Реликвии Стены церкви украшали снятые с армянских церквей Крыма и привезенные в монастырь на берегу Темерника 13 хачкаров, датированные XV, XVI веками и первой четвертью XVIII века. Их мелкоорнаментированная резьба оживляла интерьер и фасады храма. Некоторые из хачкаров просто вмуровывались в стены и полы храмов. В Сурб Хаче находился камень, освященный св. Фаддеем. [2] Вторая реликвия, упоминаемая архимандритом - рукописное Евангелие, которое было написано в Крыму в 1347 г. и передано в нахичеванскую церковь св. Георгия. Именно в этой церкви было сосредоточено довольно большое число священных реликвий. Особый интерес представлял топуз св.Георгия, короткий посох со свинцовым наконечником, обтянутый атласной материей. Захоронения на территории монастыря Вокруг церкви Сурб Хач находятся погребения десяти прогрессивных деятелей русско-армянской культуры XIX в. – Г. Тиграняна, К. Срапяна (Срапионяна), Н. Нагапетяна, А. Тер-Никогосяна и других педагогов монастырской школы. Они отмечены надгробиями в виде прямоугольных плит из красного и черного камня. Надпись на могильной плите М. Данагезяна (Муше) содержит изречение католикоса Геворка, отмечающее учёные заслуги усопшего. Выделялось вертикальное объемное из чугуна надгробие над могилой связанного с декабристом М. Пущиным участники русско-персидских войн 1826-1828 гг., ректора академии Нерсесян в Тифлисе и настоятеля Сурб Хач А. Аламдаряна, замененное сейчас большим хачкаром, выполненным по проекту М. Григоряна в 1972 г. Своеобразны памятники выдающемуся армянскому революционеру-демократу, поэту, публицисту, философу-материалисту, соратнику и единомышленнику Н. Чернышевского, другу А. Герцена и А. Огарева Микаелу Налбандяну и известному педагогу и общественному деятелю, классику армянской литературы Рафаэлу Патканяну. Их надгробия выполнены в 1902 г. на собранные народом деньги армянским скульптором из Парижа, учеником Огюста Родена, Андреасом Марукьяном. Они представляют собой бронзовые бюсты на пьедесталах, у первого- в виде свободного сочетания каменных блоков, у второго-колоины с пальмовым листом на оригинальном по форме барочном постаменте. Оба бюста портретно схожи. Духовная красота писателей, их благородство и мужество выявлены с характерной для скульптора гармоничностью трактовки форм. Родник По существовавшей в армянских монастырях Армении и Крыма и традиции, в монастыре Сурб Хач имеется построенное в 1862 г. каптажное здание родники Чорхах (известно также как Сахлых су), с вытекающей из скалы студеной водой. Ориентированное в сторону парка, оно расположено на расстоянии 85 м к востоку от лестницы и состоит из вместительного резервуара, откуда вода через водослив стекает в чашу перед фасадом, а из нее в устроенный здесь в последние десятилетия исскуственной водоём, называемый Маленьким морем. Оригинален фасад здания. В отличие от традиционных средневековых родников Армении и Крыма, имеющих на фасаде большие арочные проемы, монастырский родник решен в виде глухой стены с тремя ризалитами. Средний, самый крупный из них, заметно выдвинут вперед по отношению к боковым, малым, благодаря чему соединяющие их отрезки стен стоят косо и таким образом трехпролетные аркатуры - их главный архитектурный мотив- видны в развороте. Этот необычный приём вносит элемент динамики в статичную композицию. О древней архитектуре Армении напоминают высокие, треугольного сечения ниши на всех трех ризалитах, а также аркатуры на стенах. Интересно отметить наличие близкой по форме аркатуры в более ранних памятниках Армении, например, притворе 1211 г. церкви Аствацацин и на цоколе северного фасада усыпальницы Захаридов XII-XIII вв. в Санаине. Книги, изданные в типографии монастыря Сурб Хач Симеон Ереванци. Прогулка души / Симеон Ереванци. – Нахичевань : тип. Церкви Сурб Хач, 1790 Псалтырь. – Нахичевань : тип. Сурб Хач Ванк (Монастыря Св. Креста), 1791 Статус памятника и его состояние Постановлением СМ РСФСР № 624 присвоен статус - Федеральный памятник. Творчесике коллективы при церкви Сурб Хач Ансамбль армянского народного танца "Наири" Ансамбль армянского народного танца "Урарту" Изображения Поперечный разрез и план.Сурб Хача Отсканированный проект реставрации (стр. 35) Монастырь Сурб-Хач в начале XX века Мост Сурб-Хача Храм Сурб-Хач с колокольней (не сохранилась) Реставрация Фрагмент лестницы Сурб-ХачаФонтан на территории храма Сурб-Хач. Северные ворота Сурб-Хач. Южные ворота Главный хачкар Сурб-Хача Сурб-Хач Родник. Сурб-Хач Хачкар. Вечная дружба. Сурб-Хач На ступенях Сурб Хача (1894) Памятники Памятник Р. Патканяну Памятник М. Налбандяну Надгробие Арутюна Аламдаряна Сурб Хач в изображениях Художник Петр Келлер Художник Артур Оганесян Художник Артур Оганесян Художник Александр Савеленко Книги, марки Книги, напечатанные в типографии монастыря Сурб-Хач. Ростовский областной музей краеведения Книга, издание Нахичеванской общины Марка России, 2001 Видео Зимняя зарисовка. Армянская церковь Сурб Хач в Ростове-на-Дону Клад церкви Сурб-Хач Сурб Хач Разное Благодаря деятельности Иосифа Аргутинского Сурб Хач превратился в важнейший центр культурно-просветительной жизни армян всего Юга России. Самым старинным сохранившимся зданием современного города Ростова-на-Дону является церковь монастыря Сурб-Хач (Святой Крест). Церковь Сурб-хач имеет режим работы без перерыва на обед и работает без выходных Библиография Багдыков, Г. Сурб-Хач наше общее достояние!/ Г. Багдыков; фото О. Попова// Вечерний Ростов.- 2007.- 17 окт. Бурдуков, М. Культурно-историческая потеря кому-то очень выгодна?/ М. Бурдуков// Вечерний Ростов.- 2007.- 22 марта. Малаховский, Е. Тернистая судьба храма/ Е. Малаховский, Э. Вартанов// Наше время.- 2009.- 24 июля.- С.8. Мигулина, К. Сурб-Хач. Хоть плачь.../ К. Мигулина; фото А. Корсунского, Л. Смоленского// Новая городская газета.- 1999.- № 33.- авг. Поркшеян, Х. Слово о Сурбхаче/ Х. Поркшеян // Вечерний Ростов,- 1969.- 9 янв. Сапега, С. Теперь о Ростовском храме Сурб-Хач узнают и в Мексике/ С. Сапега// Вечерний Ростов.- 2001.- 13 июля. Чинчян В. Сурб-Хач/В. Чинчян// Вечерний Ростов.- 1971.- 14 июня Вартанян В.Г., Казаров С.С. Армянская-Апостольская Церковь на Дону // Ростов н/Д., 2001 Малаховский Е.И., Лаптев Г.Ф. Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие // Ростов-н/Д., АКРА, 2003 Шахазиз Е. Новый Нахичеван и новонахичеванцы / Перевод с армянского Ш.М. Шагиняна // Ростов-на-Дону, 1999 Халпахчьян О.X. Архитектура Нахичевани-на-Дону // Ереван, 1988 Сурб-хач - памятник истории и архитектуры конца XVIII века. Сб. Донские страницы. Очерки. Воспоминания. Документы. Вып. 4, Ростов-на-Дону, 1988 «Сурб Хач. Святой Крест донского армянства». Р/д, 2012 Есаулов, Г.В. Архитектурная летопись Ростова-на-Дону / Г.В. Есаулов, В.А. Черницина. – Ростов н/Д, 1999. Смирнов, В. В. Монастырь на кургане: Святой крест / В. В. Смирнов. - Нахичевань-на-Дону. Этюды старой истории: время и люди. – Ростов н/Д, 2010 Паспорт на памятник истории и культуры. Церковь монастыря Сурб-хач. Текущий архив. СКДП, институт «Спецпроектреставрация» Памятники Дона Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) государственного (федерального) значения г. Ростова-на-Дону Тернистая судьба храма //проф. Евгений МАЛАХОВСКИЙ, Эдуард ВАРТАНОВ ЦЕРКВИ ГОРОДА НАХИЧЕВАНИ-НА-ДОНУ Российская и Ново-Нахичеванская епархия Армянской Апостольской Церкви. Исторический путь. М., 2013 Казаров С.С. "Сурб Хач" Сноски ↑ К сожалению, в наше время из-за большого количества зданий, построенных вокруг него в 1980 году, это значение храма утрачено. ↑ Упоминания о них мы находим в различных источниках. Так, архимандрит Минас Медици упоминает «черный камень», именуемый Пырчачкар (т.е. Спасский камень). По преданию, этот камень с вырезанным в круге крестом, был освящен святым апостолом Фаддеем, и перевезен в Крым из г. Ани. В конечном итоге этот камень был передан на хранение в монастырь Сурб Хач.

Ростов-на-Дону

МРО "Церковь Сурб Арутюн" (Ростов-на-Дону)

МРО "Церковь Сурб Арутюн" (Ростов-на-Дону) Местная религиозная организация "Армянская Апостольская Церковь Сурб Арутюн" (Святого Воскресения) Дата основания: 27.08.2001 Руководитель при регистрации: Авагян Паруйр Норикович Адрес: 344019, Ростовская область, г. Ростов-На-Дону, пл. Толстого, д. 2В История МРО "Церковь Сурб Арутюн" окормляет Церковь Сурб Арутюн.

Ростов-на-Дону

МРО Церковь "Сурб Акоп" (Таганрог)

МРО Церковь "Сурб Акоп" (Таганрог) Местная религиозная организация "Святая Армянская Апостольская Православная Церковь Сурб Акоп" (Святого Иакова) г. Таганрог Дата основания: 14.04.2015 Руководитель при регистрации: Настоятель - Гайбарян Лусеген Мнацаканович Адрес: 347900, обл. Ростовская, г. Таганрог, ул. Бакинская, д. 27 Учредители Кобалян Артур Мартиросович Мкртчян Самвел Георгиевич Сарибекян Вазген Володяевич Егиазарян Армен Геворгович

Таганрог

Духовно-просветительский центр "Айордеац тун" при церкви Сурб Арутюн

Духовно-просветительский центр "Айордеац тун" при церкви Сурб Арутюн Духовно-просветительский центр "Айордеац тун" при ААЦ Св. Воскресения Руководитель при регистрации: Тер Тиран (Авагян) Адрес: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, пл. Свободы, 18 История При Духовно-просветительском центре "Айордеац тун" при церкви Сурб Арутюн действует Танцевальный ансамбль "Звартноц".

Ростов-на-Дону

МРО "Церковь Сурб Хач" (Ростов-на-Дону)

Местная религиозная организация - церковь монастыря "Сурб Хач" (Св. Креста) Армянской Апостольской Церкви Дата основания: 07.12.1992 Адрес: 344113, г. Ростов-на-Дону, ул. Баграмяна, 1 Телефон/Факс: +7 (863) 276-33-22 История МРО "Церковь Сурб Хач" окормляет Церковь Сурб Хач.

Ростов-на-Дону

Церковь Сурб Арутюн (Ростов-на-Дону)

Армянская Апостольская Церковь Сурб Арутюн в Ростове-на-Дону История Церковь построена на месте бывшего храма Сурб Григора Лусаворича Строительство началось в октябре 2005 года и завершилось освящением 29 мая 2011 года Католикосом Гарегином Вторым Здание высотой 40 метров вмещает около 300 человек Отделана розовым туфом из Армении Алтарь и купель из белого мрамора с резьбой Меценаты Церковь построена на средства Саака Альбертовича Карапетяна и Владимира Павловича Казаряна Строительство было посвящено памяти их сына и внука В процессе строительства возникли трудности с доставкой материалов и поиском специалистов Творческие коллективы При церкви действуют вокальный ансамбль "Нахичевань" и танцевальный ансамбль "Звартноц" Контакты Адрес г Ростов-на-Дону пл Толстова 2в Телефон +7 905 455-89-01

Ростов-на-Дону

МРО Церковь "Святого Саркиса" (Шахты)

МРО Церковь "Святого Саркиса" (Шахты) Местная религиозная организация - "Церковь "Святого Саркиса" Святой Армянской Апостольской Православной Церкви Дата основания: 29.12.2007 Руководитель при регистрации: Председатель церковного совета – Тертерян Погос Аршакович Адрес: 346506, Ростовская обл., г. Шахты, пер. Енисейский, 32 История МРО Церковь "Святого Саркиса" окормляет Церковь Сурб Саркис.

Шахты

Церковь Сурб Карапет (Нахичевань-на-Дону)

Церковь Сурб Карапет (Нахичевань-на-Дону) Церковь Сурб Ован Мкртыч Церковь Святого Иоанна Предтечи Սուրբ Կարապետ եկեղեցիВид заведения: Kладбищенская церковь Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: г. Ростов-на-Дону, ул. Ченцова, 57/81а Телефон/Факс: +7 (863) 251-07-06, 229-02-95 Содержание 1 История 2 Благотворительница А.Аладжалова 3 Архитектура 4 Статус и состояние 5 Реликвии 6 Изображения 6.1 Иконы 7 Разное 8 Библиография 8.1 Сноски История Здание армянской апостольской церкви во имя Святого Иоанна Крестителя или Сурб-Карапет - единственный из уцелевших армянских храмов Бывшего г. Нахичевань-на-Дону (ныне Пролетарский район г. Ростова-на-Дону). Разрешение на строительство кладбищенской церкви Синод дал в 1875 г. В том же году началось строительство храма и завершилось через шесть лет. Освящение его состоялось 11 июня 1881 г. Возглавлял надзор за строительством душеприказчик И. Е. Хатранов. По мнению художника М. Сарьяна, он участвовал также в создании эскизов оформления церковных интерьеров вместе с архитектором В. В. Сазоновым. Сам храм действовал до конца 1930-х гг. В 1938 г. церковь была закрыта, а священнослужители арестованы по обвинению в связях с партией "Дашнактютюн". В 1941 г. церковь вновь была открыта. В настоящее время Сурб-Карапет - действующая церковь, находится в ведении Приходского совета Ростовской Армянской Апостольской церкви Российской и Нор Нахичеванской армянской епархии. Церковь действует при МРО "Армянская Апостольская Кладбищенская Церковь Сурб Карапет". Благотворительница А.Аладжалова Храм был построен на средства известной нахичеванской благотворительницы Акюлине Погосовны Аладжаловой. [1] Здесь же, под юго-западной стеной церкви покоится сама госпожа Аладжалова. На мраморном памятнике в форме национального клобука с украшениями золотая надпись: "Здесь покоится прах благородной госпожи Акюлине Погосовны Аладжалян, урожденной Хатраян, скончавшейся 3 сентября 1871г. в возрасте 62 лет". 18 января 1875 г. в Нахичеванскую Городскую Управу душеприказчики Иван Хатранов, Христофор Титров и Николай Аджемов по завещанию покойной дворянки Акюлине Аладжаловой направили прошение следующего содержания: “ Покойная дворянка Аладжалова в духовном завещании своем, утвержденном Таганрогским окружным судом 26 ноября 1871 г., между прочим, сделала следующее распоряжение: из сосредоточенного в банке капитала моего с наросшими процентами три части я определяю: а) на сооружение при армянском соборном кладбище каменной церкви во имя св.Иоанна Крестителя и при ней деревянного посетительского дома и при этих зданиях колодца, б) на постройку здесь же, при кладбище, нескольких деревянных домиков для жительства… армянских семейств”. Далее в прошении отмечалось, что, так как кладбище и по сей день не имеет церкви, душеприказчики обращаются в городскую управу с просьбой разрешить этот вопрос. Решив его положительно, городской голова 29 января 1875 г. обращается к Католикосу Геворгу V и в Губернское правление за разрешением на сооружение означенной церкви. Архитектура По мнению Е.Шах-Азиза автором проекта являлся городской архитектор В.В.Сазонов. По мнению же Х.А.Поркшеяна проект был составлен в Петербурге в 1867 г. сотрудником Академии художеств В. Газирбекяном, который за эту работу был награжден серебряной медалью и заграничной командировкой. По мнению тех же авторов, это единственная в России церковь, построенная в то время в древнеармянском стиле. Церковь кирпичная, прямоугольной формы в плане, с многоскатной крышей и шатровым завершением восьмигранного светового барабана. Выстроена в классических традициях армянского культового зодчества. Ее объемно-пространственная композиция построена на сочетании форм базиликальных и крестово-купольных армянских храмов. Возвышающиеся над первым ярусом центральные, продольный и поперечные нефы в трансепте завершаются двенадцатигранным барабаном с шатровым завершением. Двухсветная, крестообразная в плане часть церкви, дополнена более низкими пристройками, размещенными между рукавами креста. Памятник истории и архитектуры, охраняется государством вместе с территорией, исторически и функционально связанной с застройкой комплекса. Храм Сурб Карапет соединяет в себе традиции древних армянских крестово-купольных храмов, в которых помещения располагались по сторонам креста, составляя в плане прямоугольник с проёмами порталов по четырём сторонам храма. Уникальность и своеобразие архитектурного декора и элементов отмечает профессор О. Х. Халпахчьян. Уникальная красота здания церкви Сурб Карапет определена необычной, взятой из древности декорировкой, основанной на контрасте белого камня (тонко профилированных тяг, аркад, хачкаров) и плоскостей красной кирпичной кладки. Исследователи Е. А. Шахазиз и Х. А. Поркшян считают эту церковь «единственной в России, построенной в древнеармянском стиле». В архивных документах историко-этнографической экспедиции 1920 г., в которую входили известные художники, архитекторы, искусствоведы Н. Лансере, Г. Лаврский, М. Сарьян, храм был также отмечен как ценная, архитектурная постройка. Письма внука художника А. А. Арцатбаняна, В. М. Александрова подтверждают участие А. А. Арцатбаняна в выполнении монументальных росписей в интерьерах церкви. Они представляют большую художественную ценность. К несчастью, в начале 1990-х гг. все холсты на стенах (за исключением композиции «Успение Богородицы» и иконы «Св. Иоанн Креститель») были грубо обновлены — записаны масляными красками рукой непрофессионального ремесленника. Статус и состояние ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Главы Администрации РО № 411 от 09.10.1998 г. отнесен к категории памятников местного значения и включен в Перечень памятников истории и культуры местного значения, принятых на государственную охрану Действующая церковь Реликвии В церкви содержались мощи Сурб Карапета, которые были переданы в дар от церкви Сурб Григор Лусаворич. Изображения Церковь св. Иоанна Предтечи - Сурб Карапет. 1875-1881 гг. 1930г. Поскольку церковь Сурб Карапет была официально признана памятником архитектуры, охраняемым государством и на её южном фасаде были установлены две доски с соответствующими надписями на армянском и русском языках[2]. 30.09.1989 Иконы [3] Разное Здание церкви Сурб Карапет - единственное из уцелевших армянских храмов бывшего города Нахичевань-на-Дону. Местная религиозная организация зарегистрирована 5 ноября 1992 г. Библиография Памятники Дона Культурный туризм Вартанян В.Г., Казаров С.С. Армянская-Апостольская Церковь на Дону. - Ростов н/Д., 2001 Малаховский Е.И., Лаптев Г.Ф. Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие // Ростов-на-Дону, АКРА, 2003 Шахазиз Е. Новый Нахичеван и новонахичеваниы. Перевод с армянского Ш.М. Шагиняна // Ростов-на-Дону, 1999 Халпахчьян О. X. Архитектура Нахичевани-на-Дону // Ер., 1988 Российская и Ново-Нахичеванская епархия Армянской Апостольской Церкви. Исторический путь. М., 2013 Сноски ↑ На ее средства были также построены приют для нищих на армянском кладбище, богодельня. ↑ Мероприятие состоялось в рамках дней культуры донских армян, посвященных 210-летию переселения с Крыма на Дон ↑ Резной иконостас в храме Святого Карапета. Священник сказал, что мастер резьбы по дереву приезжал из Армении, а сюжет (орнаментированное изображение) для резьбы брали с поверхности каменного креста (хачкара), привезенного из армянского монастыря. Этому камню якобы 700 лет.

Ростов-на-Дону

МРО "Армянская Апостольская Кладбищенская Церковь Сурб Карапет" (Ростов-на-Дону)

МРО "Армянская Апостольская Кладбищенская Церковь Сурб Карапет" (Ростов-на-Дону) Местная религиозная организация "Кладбищенская Церковь Святого Иоанна Предтечи" Святой Армянской Апостольской Православной Церкви Вид заведения: Религиозная организация Дата основания: 07.12.1992 Руководитель при регистрации: Настоятель - Авагян Норик Епремович Адрес: г. Ростов-на-Дону, ул. Ченцова, 57 История МРО "Армянская Апостольская Кладбищенская Церковь Сурб Карапет" окормялет "Церковь Сурб Карапет".

Ростов-на-Дону

Церковь Сурб Геворг (Владивосток)

Церковь Сурб Геворг (Владивосток) Наименование: Церковь Сурб Геворг (Святого Георгия Победоносца), Армянская Апостольская Церковь История: Армянская община Владивостока, сформировавшаяся в конце XIX - начале XX века, долгое время использовала для богослужений скромный молитвенный дом. В 1990-е годы на месте руин этого дома был построен новый двухэтажный храм. Освящение обновленной церкви состоялось 6 октября 2018 года. На территории церкви установлены хачкары в память о жертвах Геноцида армян 1915 года, погибших в Великой Отечественной войне и в память о возобновлении церковного служения во Владивостоке. Контакты: Адрес: ул Володарского 13 Владивосток Приморский край 690001 Телефон/Факс: +7 (423) 224-00-15

Владивосток

Этнографический комплекс "Двор Дружбы Народов" (Сочи)

Этнографический комплекс "Двор Дружбы Народов" (Амшенский Двор) История Основан в 2002 году Эдуардом Арутюновичем Каладжяном В этом же году достроен "Ноев Ковчег" Собирает экспонаты, отражающие историю и культуру народов Черноморского побережья Кавказа XIX-XX веков Информация Стационарная этнографическая выставка (более 1500 экспонатов) и археологическая выставка (более 500 экспонатов, до н.э.) Зимние и летние дегустационные залы с амшенской кухней Часовня Дружбы Народов Кавказа (освящена в 2000 г представителями армянской апостольской и русской православной церквей) Хачкар из Армении Монумент «Защитникам Отечества» (2003 г) Контакты Сочи село Казачий Брод улица Краснофлотская 15а +7 862 243-10-67 +7 928 445-51-21 Сайт комплекса

Церковь Сурб Аствацацин (Большие Салы)

Церковь Сурб Аствацацин (Пресвятая Богородица), Большие Салы История Армянская апостольская церковь, основанная в 1860 году по указу Екатерины II. Проект, предположительно, архитектора Муратова, освящена в 1867 году католикосом Геворком IV. В советское время (с 1938 г.) была закрыта, использовалась как зернохранилище, пострадала во время войны. Возобновила деятельность в 1945 году. Полное восстановление завершилось в 2008 году, освящение провел Католикос всех армян Гарегин II. В 2011 году установлен мемориал жертвам репрессий 1937-1938 годов. Церковь посещали Аветик Исаакян и Марта (героиня рассказа Чехова). Информация Уникальная архитектура: отсутствие портиков и алтарной апсиды, три экседры в восточной стене, план в виде греческого креста, особые окопные наличники и колокольня. Фрески не сохранились. Восстановление стало возможным благодаря меценатам, награжденным высшими наградами ААЦ. Контакты Информация о контактах отсутствует в предоставленном тексте.

Церковь Сурб Саркис (Красноярск)

Церковь Сурб Саргис (Красноярск) Наименование: Церковь Святого Саргиса Армянской Апостольской Церкви История: Строительство началось в 1998 году после освящения фундамента архиепископом Тираном Кюрегяном. В 2001 году епископ Езрас Нерсисян освятил купол, а в 2003 году состоялось торжественное освящение Католикосом Всех Армян Гарегином II. Построена на пожертвования армян Красноярского края и мецената Саркиса Мурадяна. Небольшая церковь (10х14 метров) с цокольным этажом (зал собраний, библиотека, классы), общей высотой 28 метров. Активно участвует в жизни армянской общины Красноярска. В 2022 году открыт Культурно-образовательный центр им. Месропа Маштоца. Информация: При церкви действуют народный хореографический ансамбль "Армения" и воскресная школа. Контакты: ул. Молокова 3, Красноярск, Россия +7 (391) 255-56-29, +7 (906) 912-53-86

Красноярск

Церковь Святой Богородицы (Тольятти)

Церковь Пресвятой Богородицы (Сурб Аствацацин) Тольятти, ул Маршала Жукова 25б Армянская Апостольская Церковь +7 937 995-25-55 Строительство церкви началось в 2003 году на средства благотворителей закладка первого камня состоялась в 2001 году Освящение состоялось 28 мая 2017 года Архитектор Иван Талалов Вместимость около 100 человек Это вторая армянская церковь в Самарской области первая находится в Самаре Настоятель иерей Завен Айрапетян

Церковь Сурб Арутюн (Тверь)

Церковь Сурб Арутюн (Святого Воскресения) Наименование: Церковь Сурб Арутюн (Святого Воскресения), Армянская Апостольская Церковь История: Строительство началось в 2001 году, освящение основ – в 2000 году. Завершение основных работ – 2007 год. Построена на средства благотворителей и пожертвования местных армян. Здание выполнено в традиционном армянском стиле из красного туфа (Армения). Высота – 33 метра, площадь – 2500 кв.м. В 2005 году установлен хачкар из Армении. Купольные кресты освящены в 2012 году. С 2016 года действует Духовно-просветительский центр "Айордеац тун". Информация: В церкви действуют молодежные организации, образовательные учреждения (включая армянскую школу), творческие коллективы. Внутреннее убранство скромное, без иконостаса в привычном понимании. Рядом с церковью – трехэтажное здание с школой, домом причта, музеем и залом торжеств. Контакты: 170008, Тверская область, г. Тверь, пр-кт Волоколамский, д. 1 +7 (482) 250-73-94, +7 (482) 232-88-15, +7 (903) 806-47-00

Церковь Сурб Геворг (Георгиевск)

Наименование: Церковь Сурб Геворг (Георгиевск) История: Армянская Апостольская церковь в Георгиевске имеет богатую, но трагическую историю. Первая деревянная церковь Сурб Геворг существовала с 1817 года, но была разрушена. Вторая церковь была взорвана в 1942 году. Строительство нынешнего храма началось в 1996 году с освящения часовни. Освящение самого храма состоялось 29 ноября 2011 года. Строительство длилось почти 15 лет. Церковь считается одной из красивейших на юге России, отличаясь розовым туфом, крестообразными окнами и изящным интерьером. Информация: Храм просторный, с красивыми картинами, кованным канделябром и мраморным полом. Территория благоустроена: есть хачкар, мемориалы, детская площадка. Контакты: 357820, Ставропольский край, г. Георгиевск, ул. Октябрьская, 147а +7 (879) 515-15-65

Георгиевск

Церковь Сурб Хач (Минеральные Воды)

Церковь Сурб Хач (Святой Крест), Минеральные Воды Наименование: Церковь Сурб Хач (Святой Крест) Армянской Апостольской Церкви История: Приход основан 5 июля 2015 года. В 2015 году установлены два хачкара: в память о 100-летии геноцида армян и в память о погибших в Великой Отечественной войне. Освящение земли под строительство часовни и церкви состоялось в июле 2015 года. Государственная регистрация религиозной организации – март 2016 года. Здание построено по проекту архитектора Оганесяна Гарика Николаевича. Действует воскресная школа, обучающая армянскому языку, истории и культуре. Контакты: Адрес: Ставропольский край, г. Минеральные Воды, ул. Горная 2 Телефон/Факс: +7 (918) 882-03-30 Email: info@surbkhach.ru Настоятель: Тер Арам (Унанян Арамаис Карленович)

Минеральные

Театр Гавит (Москва)

Театр Гавит История Основан в 2010 году по инициативе Архиепископа Езраса Нерсисяна история театра ведёт отсчёт с 2008 года с создания театральной студии Труппа включает профессиональных актёров выпускников российских и армянских театральных вузов Театр ставит спектакли на армянском и западно-армянском языках посвящённые армянской культуре истории и менталитету Спектакли театра неоднократно становились лауреатами различных фестивалей Информация Театр Гавит представляет собой национальный театр с ярко выраженным своеобразием Он сохраняет и популяризирует армянскую культуру язык и традиции В репертуаре театра как классические произведения так и современные постановки Театр активно работает с детьми ежегодно ставя новогодние представления на армянском языке Контакты Россия Москва Олимпийский проспект 9 +7 (906) 049-45-45 teatrgavit@mailru Teatr Gavit Сайт

Церковь "Сурб Карапет" (Якутск)

Церковь Сурб Карапет (Святого Иоанна Предтечи), Якутск История Армянская община Якутска существует с XIX века В 2011 году началось строительство церкви Сурб Карапет на пожертвования общины Освящение состоялось в 2014 году В 2015 году открылся Армянский культурно-образовательный центр при церкви Информация Армянская Апостольская Церковь Действующая церковь Высота 27 метров Построена в лучших традициях армянского зодчества Контакты Адрес 677015 Республика Саха (Якутия) город Якутск Окружная дор д 4а Телефон +7 924 360-99-07 Страница ВКонтакте (ссылка на страницу VK)

Якутск

Добавить информацию
Добавить услуги, сообщить о проблеме или просто написать нам

Информационный справочник для армян России и мира