Церковь Сурб Саркис (Шахты) Наименование: Церковь Сурб Саркис История: Действующая армянская апостольская церковь в Шахтах. Освящение закладного камня состоялось 25 сентября 2010 года при участии представителей церкви, городских властей и гостей из разных городов России и Армении. Строительство церкви и культурного центра продолжается. Церковь построена при поддержке мэра г Шахты С А Понамаренко. Информация: При церкви действует армянский культурно-просветительский центр "Андраник". Контакты: Адрес: Ростовская обл г Шахты Енисейский пер 32 Телефон/Факс: +7 (928) 148-13-13 Духовный пастырь: Тадеос Авагян Сайт и страница ВКонтакте: (указаны в оригинальном тексте, но ссылки отсутствуют)
Шахты
Ростовская обл., г. Шахты, Енисейский пер., 32
+7 (928) 148-13-13
Церковь Србоц Наатакац Москва Вид заведения Часовня Конфессии Армянская апостольская церковь Состояние Строится История В 2010 году власти Москвы предоставили Армянской Апостольской Церкви участок под строительство часовни на Поклонной горе Архитектор Артак Гулян Строительство ведётся на средства Александра Борисовича Тер Аванесова и других прихожан При церкви будет музей посвящённый армянам погибшим в Великой Отечественной войне Видео На Поклонной горе в Москве возводится армянская церковь Святых Великомучеников СРБОЦ НААТАКАЦ
Церковь Сурб Хач (Ростов-на-Дону) Церковь Святого Креста Армянской Апостольской Церкви Սուրբ Խաչ եկեղեցիДата основания: 1783 Руководитель при регистрации: Настоятель - Тер Тадеос Тертерян Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: 344113, г. Ростов-на-Дону, ул. Баграмяна, 1 Телефон/Факс: +7 (863) 276–33–22 Содержание 1 История 2 Храм в советское время 3 Архитектура 4 Реликвии 5 Захоронения на территории монастыря 6 Родник 6.1 Книги, изданные в типографии монастыря Сурб Хач 7 Статус памятника и его состояние 8 Творчесике коллективы при церкви Сурб Хач 9 Изображения 9.1 Памятники 9.2 Сурб Хач в изображениях 9.3 Книги, марки 10 Видео 11 Разное 12 Библиография 12.1 Сноски История Церковь Сурб Хач действует при МРО "Церковь Сурб Хач". Крестовоздвиженский монастырь (Сурб Хач Ванк), названный в память одноименного армянского комплекса близ оставленного переселенцами города Старый Крым, был основан 21 января 1786 г. в семи километрах к северу от Нахичевани. Монастырь венчает вершину берегового скалистого холма, что придаёт его церкви значение архитектурной доминанты окружающей местности. Это был наиболее значительный культурно-просветительный центр армянской колонии на Дону, место паломничества армян юга России. особенно в праздник Вартавар. Со временем к северу от монастыря появились дачи нахичеванских зажиточных горожан, к северо- востоку-хутор в 30 домов, в котором проживали безземельные крестьяне, к востоку- посёлок занятых перевозкой грузов в переделах города и его окрестностей дрягилей, имевших свое кладбище, расположенное к западу от нахичеванских дач. В начале монастырь входил в состав с. Большие Салы, а с 1883 г. был приписан к Нахичевани, что способствовало его благосостоянию. В конце прошлого столетия монастырю принадлежала большая территория (около 50 га), занятая пашнями и огородами, сдававшимися монастырским хуторянам по частям. В излучине протекавшей по тальвегу балки Большая Камишеваха речки Темерник находился парк, площадью 16 десятин, называвшийся Армянским садом, имевший прямоугольную планировку аллей и связанных с ним дорожек. К хозяйству парка относились большой ресторан с открытой верандой и зимним садом, ротонда для оркестра и обширный танцевальный зал. С монастырем парк связывался пешеходной дорогой, она пересекала речку по деревянному, замененному в 1900 г. железобетонным, мосту и шла далее по проложенной в 1862 г. на относительно пологом склоне берегового обрыва пятимаршевой двухметровой ширины в 80 ступеней каменной лестнице. Последняя ограждена высокими перилами, а по сторонам трех средних площадок устроены каменные скамейки для отдыха поднимавшихся пожилых паломников. Мемориальный комплекс "Сурб Хач" связан с жизнью деятелей армянской культуры М. Налбандяна, Р. Патканяна, А. Аламдарян . Он включает в себя: церковь ХVIII в. северные ворота южные ворота родник с коптажной надстройкой Место для него было куплено Мартиросом Шахназаряном на деньги гандзагского архимандрита Симона, прибывшего вместе с крымскими армянами и похороненного 13 июня 1794 г. у колокольни собора. Монастырь венчал вершину скалистого берегового холма, придавал его церкви значение архитектурной доминанты окружающей местности. 27 ноября 1792 г. монастырь освятил архиепископ Иосиф Аргутинский. При активном участии Геворга Хатраняна и Алексея Аладжаляна в 1862 г. был произведен капитальный ремонт монастыря. При нем находились церковно-приходское училище, типография (самая первая на Юге России) и дом для настоятеля собора. В северо-восточной части монастыря находился армянский поселок, состоящий из 50 домов. На северной стороне располагались сад и огород. Внутри – большой хачкар, который привезли из Армении. В конце XIX века монастырю принадлежала территория около 50 гектаров, сдаваемая в аренду под пашню и огороды. В излучине реки Темерник находился парк, связанный с монастырем пешеход¬ной дорожкой. Она пересекала речку сначала по деревянному, затем по железобетонному мосту (заменен в 1900 г.) и поднималась по выстроенной на склоне балки в 1862 г. каменной лестнице. Тогда же в монастыре соорудили над родником каптажное здание «Чорхах», или «Сахлых Су». Храм в советское время Богослужение здесь продолжалось до 1931 г., после чего он был закрыт и передан местному совхозу под зернохранилище. Затем на его подворье разместился детский дом. В 1935 году ударом молнии были разрушены колокольня и часть покрытия храма. В послевоенные годы службы в храме не возобновлялись, постройки подворья не использовались. Монастырь пребывал в запустении, ветшал, часть хозпостроек, разрушенная в 1941 — 1943 годах, разбиралась. Оказались утраченными и древние хачкары, украшавшие храм. Среди них был хачкар 1439 года с именем некоего Карапета. В середине 1960-х годов советскими и партийными органами предлагалось снести церковь и все монастырские постройки и возвести на их месте школу для выросшего рядом в послевоенные годы поселка Мясникован. Тогда Ростовское областное отделение ВООПИиК обратилось к народному художнику Армянской ССР, депутату Верховного Совета М. С. Сарьяну с просьбой о ходатайстве о сохранении храма. М.С. Сарьян, уроженец Нахичевани-на-Дону, принял активное участие в сохранении этого исторического и архитектурного памятника. По его инициативе церковь монастыря была поставлена на госохрану, в ней было предложено создать Музей русско-армянской дружбы — филиал Ростовского областного музея краеведения. 1968-1972 - церковь была восстановлена. К началу реконструкции все постройки монастырского подворья были разобраны. К 1972 г. были восстановлены ограда и ворота, но уже в измененном виде. Автором проекта восстановления был засл. архитектор Армянской ССР М.В. Григорян, при соавторстве его коллег М.С. Мнацаканяна, К.А. Манукяна. В ноябре 1972 г. в восстановленном здании открыли Музей русско-армянской дружбы. В постперестроечные годы высказывалось мнение о необходимости вернуть зданию его первоначальное культовое назначение. Однако полемика в периодической печати по этому вопросу ничем не закончилась. Консультации между представителями администрации области и Армянской церкви закончились признанием преждевременности постановки этого вопроса. В марте 2007 г. решением администрации Ростовской области здание было передано в пользование Армянской Апостольской церкви с условием, армянская община Ростова приобретёт и восстановит здание для Музея, который ранее располагался в церкви. Архитектура Как следует из записи в рукописи «Давтар» - монастырская церковь первоначально была деревянной. В 1783 г. на ее месте заложили каменную, строившую с 1786 по 1792 г., авторство которой приписывается также И.Е. Старову. В 1862 г., при обновлении архиерейского дома, служебный построек, возведении колокольни и каменной лестницы, церковь монастыря была отремонтирована, а не перестроена. Во время этого ремонта были искажены оконные сандрики и размеры антаблемента архитектурного ордера, оставленные без исправления при восстановлении здания в 1972 г. по проекту ереванских архитекторов М. С. Мнацаканян и К. А. Манукян. Церковь монастыря Сурб Хач- единственный из сохранившихся в современном Ростове-на-Дону архитектурный памятников конца ХVIII в., повторяющий аналогичные сооружения России этого времени. Здание кирпичное на каменной фундаменте, прямоугольное, в плане несколько расширенное в средней части, с выступающей на востоке полуциркульной алтарной апсидой. Центр храма увенчивает покоящийся на пристенах устоях купол, непропорционально большой по отношению к нижнему объему. Вытянутость помещения вдоль продольной оси приближает церковь монастыря Сурб Хач к распространенному в Армении сооружению типа купольного зала, таких, как в Птгни, VI в. и в Аруче, VII в. Расположенные перед южным и северным входами, в пределах расширенной части интерьера честырехколонные портики- один из наиболее выразытельых элементов композиции здания. Декоративное убранство западного фасада ограничивается поддерживающими антаблемента плоскими пилястрами на углах, а дверной проем лишен обрамления, имеющегося на южном и северном входах. Оконные сандрики различные, внизу с разорванными фронтонами, на куполе спаренные с полуциркульным верхом, что свидетельствует об их разновременном исполнении. Барабан купола прорезан часто расположенными парными окнами с плоскими пилястрами между ними. Повешенного очертания сферическое покрытие над полуциркульным кирпичным куполом и венчающей его глухой фонарь усиливают высотность восприятия приземистого, в целом, сооружения. Стены церкви были украшены снятыми с армянских церквей Крыма и привезенными в монастырь Сурб Хач 13-ю датированными IV, XVI и первой четвертью XVIII в. хачкарами, оживлявшему своей мелко орнаментированной резьбой её интерьер и фасады. В 1960 г. хачкары были уничтожены. Обих размерах и месте в интерьере церкви свидетельствуют только ниши, в которых они помешались. Не существует ныне также украшённая мелким разным орнаментов деревянная дверь XI в. принадлежавшая одной из церквей Ани, откуда она была вывезена в ХIII в. в монастырь Сурб Хач в Крыму, а в конце XVIII в. в одноименный монастырь на Дону. Церковь располагалась у крутого берегового откоса реки Темерник и являлась доминантой не только подворья, включающего одно- и двухэтажные постройки, но и преобладала в панораме берегового холма. [1] Возведенная в 1862 г. перед западным фасадам церкви колокольня была двухъярусной, квадратной в плане с высоким четырёхгранным шатром. В отличие от колокольни Соборного храма Нахичевани, она, по примеру колоколен Армении, имела пониженную, сравнительно с самой церковью, высоту. Несмотря на расположенные ярусами ниши и проемы, а также наличники с фронтонами в первом этаже, которые должны были придать ей известную законченность, колокольня была мало выразительна и не согласовывалась с общим архитектурным обликом ансамбля. К востоку от церкви находился двухэтажный архиерейский дом, имевший 32 помещения. В нем размещалась также основанная в 1791 году школа, позднее преобразованная в семинарию с пансионатом. В 1875 году при ней была учреждена библиотека, перевезенная в 1883 году в Нахичевань. Нижний этаж северного крыла дома занимала первая на юге России типография, действовавшая с 1790-го по 1796 год. За эти годы здесь было издано более 20 книг. Реликвии Стены церкви украшали снятые с армянских церквей Крыма и привезенные в монастырь на берегу Темерника 13 хачкаров, датированные XV, XVI веками и первой четвертью XVIII века. Их мелкоорнаментированная резьба оживляла интерьер и фасады храма. Некоторые из хачкаров просто вмуровывались в стены и полы храмов. В Сурб Хаче находился камень, освященный св. Фаддеем. [2] Вторая реликвия, упоминаемая архимандритом - рукописное Евангелие, которое было написано в Крыму в 1347 г. и передано в нахичеванскую церковь св. Георгия. Именно в этой церкви было сосредоточено довольно большое число священных реликвий. Особый интерес представлял топуз св.Георгия, короткий посох со свинцовым наконечником, обтянутый атласной материей. Захоронения на территории монастыря Вокруг церкви Сурб Хач находятся погребения десяти прогрессивных деятелей русско-армянской культуры XIX в. – Г. Тиграняна, К. Срапяна (Срапионяна), Н. Нагапетяна, А. Тер-Никогосяна и других педагогов монастырской школы. Они отмечены надгробиями в виде прямоугольных плит из красного и черного камня. Надпись на могильной плите М. Данагезяна (Муше) содержит изречение католикоса Геворка, отмечающее учёные заслуги усопшего. Выделялось вертикальное объемное из чугуна надгробие над могилой связанного с декабристом М. Пущиным участники русско-персидских войн 1826-1828 гг., ректора академии Нерсесян в Тифлисе и настоятеля Сурб Хач А. Аламдаряна, замененное сейчас большим хачкаром, выполненным по проекту М. Григоряна в 1972 г. Своеобразны памятники выдающемуся армянскому революционеру-демократу, поэту, публицисту, философу-материалисту, соратнику и единомышленнику Н. Чернышевского, другу А. Герцена и А. Огарева Микаелу Налбандяну и известному педагогу и общественному деятелю, классику армянской литературы Рафаэлу Патканяну. Их надгробия выполнены в 1902 г. на собранные народом деньги армянским скульптором из Парижа, учеником Огюста Родена, Андреасом Марукьяном. Они представляют собой бронзовые бюсты на пьедесталах, у первого- в виде свободного сочетания каменных блоков, у второго-колоины с пальмовым листом на оригинальном по форме барочном постаменте. Оба бюста портретно схожи. Духовная красота писателей, их благородство и мужество выявлены с характерной для скульптора гармоничностью трактовки форм. Родник По существовавшей в армянских монастырях Армении и Крыма и традиции, в монастыре Сурб Хач имеется построенное в 1862 г. каптажное здание родники Чорхах (известно также как Сахлых су), с вытекающей из скалы студеной водой. Ориентированное в сторону парка, оно расположено на расстоянии 85 м к востоку от лестницы и состоит из вместительного резервуара, откуда вода через водослив стекает в чашу перед фасадом, а из нее в устроенный здесь в последние десятилетия исскуственной водоём, называемый Маленьким морем. Оригинален фасад здания. В отличие от традиционных средневековых родников Армении и Крыма, имеющих на фасаде большие арочные проемы, монастырский родник решен в виде глухой стены с тремя ризалитами. Средний, самый крупный из них, заметно выдвинут вперед по отношению к боковым, малым, благодаря чему соединяющие их отрезки стен стоят косо и таким образом трехпролетные аркатуры - их главный архитектурный мотив- видны в развороте. Этот необычный приём вносит элемент динамики в статичную композицию. О древней архитектуре Армении напоминают высокие, треугольного сечения ниши на всех трех ризалитах, а также аркатуры на стенах. Интересно отметить наличие близкой по форме аркатуры в более ранних памятниках Армении, например, притворе 1211 г. церкви Аствацацин и на цоколе северного фасада усыпальницы Захаридов XII-XIII вв. в Санаине. Книги, изданные в типографии монастыря Сурб Хач Симеон Ереванци. Прогулка души / Симеон Ереванци. – Нахичевань : тип. Церкви Сурб Хач, 1790 Псалтырь. – Нахичевань : тип. Сурб Хач Ванк (Монастыря Св. Креста), 1791 Статус памятника и его состояние Постановлением СМ РСФСР № 624 присвоен статус - Федеральный памятник. Творчесике коллективы при церкви Сурб Хач Ансамбль армянского народного танца "Наири" Ансамбль армянского народного танца "Урарту" Изображения Поперечный разрез и план.Сурб Хача Отсканированный проект реставрации (стр. 35) Монастырь Сурб-Хач в начале XX века Мост Сурб-Хача Храм Сурб-Хач с колокольней (не сохранилась) Реставрация Фрагмент лестницы Сурб-ХачаФонтан на территории храма Сурб-Хач. Северные ворота Сурб-Хач. Южные ворота Главный хачкар Сурб-Хача Сурб-Хач Родник. Сурб-Хач Хачкар. Вечная дружба. Сурб-Хач На ступенях Сурб Хача (1894) Памятники Памятник Р. Патканяну Памятник М. Налбандяну Надгробие Арутюна Аламдаряна Сурб Хач в изображениях Художник Петр Келлер Художник Артур Оганесян Художник Артур Оганесян Художник Александр Савеленко Книги, марки Книги, напечатанные в типографии монастыря Сурб-Хач. Ростовский областной музей краеведения Книга, издание Нахичеванской общины Марка России, 2001 Видео Зимняя зарисовка. Армянская церковь Сурб Хач в Ростове-на-Дону Клад церкви Сурб-Хач Сурб Хач Разное Благодаря деятельности Иосифа Аргутинского Сурб Хач превратился в важнейший центр культурно-просветительной жизни армян всего Юга России. Самым старинным сохранившимся зданием современного города Ростова-на-Дону является церковь монастыря Сурб-Хач (Святой Крест). Церковь Сурб-хач имеет режим работы без перерыва на обед и работает без выходных Библиография Багдыков, Г. Сурб-Хач наше общее достояние!/ Г. Багдыков; фото О. Попова// Вечерний Ростов.- 2007.- 17 окт. Бурдуков, М. Культурно-историческая потеря кому-то очень выгодна?/ М. Бурдуков// Вечерний Ростов.- 2007.- 22 марта. Малаховский, Е. Тернистая судьба храма/ Е. Малаховский, Э. Вартанов// Наше время.- 2009.- 24 июля.- С.8. Мигулина, К. Сурб-Хач. Хоть плачь.../ К. Мигулина; фото А. Корсунского, Л. Смоленского// Новая городская газета.- 1999.- № 33.- авг. Поркшеян, Х. Слово о Сурбхаче/ Х. Поркшеян // Вечерний Ростов,- 1969.- 9 янв. Сапега, С. Теперь о Ростовском храме Сурб-Хач узнают и в Мексике/ С. Сапега// Вечерний Ростов.- 2001.- 13 июля. Чинчян В. Сурб-Хач/В. Чинчян// Вечерний Ростов.- 1971.- 14 июня Вартанян В.Г., Казаров С.С. Армянская-Апостольская Церковь на Дону // Ростов н/Д., 2001 Малаховский Е.И., Лаптев Г.Ф. Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие // Ростов-н/Д., АКРА, 2003 Шахазиз Е. Новый Нахичеван и новонахичеванцы / Перевод с армянского Ш.М. Шагиняна // Ростов-на-Дону, 1999 Халпахчьян О.X. Архитектура Нахичевани-на-Дону // Ереван, 1988 Сурб-хач - памятник истории и архитектуры конца XVIII века. Сб. Донские страницы. Очерки. Воспоминания. Документы. Вып. 4, Ростов-на-Дону, 1988 «Сурб Хач. Святой Крест донского армянства». Р/д, 2012 Есаулов, Г.В. Архитектурная летопись Ростова-на-Дону / Г.В. Есаулов, В.А. Черницина. – Ростов н/Д, 1999. Смирнов, В. В. Монастырь на кургане: Святой крест / В. В. Смирнов. - Нахичевань-на-Дону. Этюды старой истории: время и люди. – Ростов н/Д, 2010 Паспорт на памятник истории и культуры. Церковь монастыря Сурб-хач. Текущий архив. СКДП, институт «Спецпроектреставрация» Памятники Дона Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) государственного (федерального) значения г. Ростова-на-Дону Тернистая судьба храма //проф. Евгений МАЛАХОВСКИЙ, Эдуард ВАРТАНОВ ЦЕРКВИ ГОРОДА НАХИЧЕВАНИ-НА-ДОНУ Российская и Ново-Нахичеванская епархия Армянской Апостольской Церкви. Исторический путь. М., 2013 Казаров С.С. "Сурб Хач" Сноски ↑ К сожалению, в наше время из-за большого количества зданий, построенных вокруг него в 1980 году, это значение храма утрачено. ↑ Упоминания о них мы находим в различных источниках. Так, архимандрит Минас Медици упоминает «черный камень», именуемый Пырчачкар (т.е. Спасский камень). По преданию, этот камень с вырезанным в круге крестом, был освящен святым апостолом Фаддеем, и перевезен в Крым из г. Ани. В конечном итоге этот камень был передан на хранение в монастырь Сурб Хач.
Ростов-на-Дону
Церковь Сурб Урбат (Тополевка)Дата основания: XIV-XV века Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Церковь-памятник Содержание 1 История 2 Архитектура 3 Церковь сегодня 4 Изображения 5 Библиография История В селе Тополевке (бывшее Топты, Топлы, Топлу) Белогорского района Республики Крым сохранились остатки двух армянских церквей, относящихся к XIV веку. Одна из них именуется Сурб Саргис (св. Сергия) и расположена внутри села. Вторая - Сурб Урпат (св. Пятницы) находится на юго-восточной его окраине. Эти древние сооружения представляют собою интереснейшие образцы средневекового христианского зодчества в Крыму, и свидетельствует о некогда многочисленном армянском населении этой местности. Это заключение соответствует сведениям средневековых армянских источников. Автор одного из них, имея в виду переселение в Крым во второй четверти XIV века многотысячных масс армян переселенцев, в результате чего вокруг издавна существовавших в Таврике армянских общин формировалась мощная и многолюдная армянская колония, пишет: "И тогда окрепли мы и умножились, и основали деревни и области, и построили домов сто тысяч, и тысяча церквей, и горы и долины от Феодосии до Сурхата и Карасу (ныне города Старый Крым и Белогорск) вместе с деревнями наполнили церквами и монастырями...". Церковь Сурб Урбат расположена на невысоком холме. В свое время к церкви вела каменная лестница, берущая начало у подножия холма. Время основания церкви неизвестно, однако, надпись на армянском языке, установленная на западной стене церкви, левее входа, повествует о ее основательном восстановлении в 1702 году: "Сей божественный прославленный храм, Что есть образ армянского народа, Заново возобновлен с основ Данью милостью крымской земли, Во имя святой девы пятничной Под начальством Акоба - мудрого учителя И надзирательством магдеси Иоаннеса И магдеси Айгина из Кафы, Руками каменщиков Григора и Тонакакна, В наслаждение священника тер Вардана, Дьякона Саргиса в лета 1151 армянского (1702)". Восстановление церкви в 1702 году позволяет ориентировочно отнести ее основание к XIV-XV векам, то есть к периоду, когда армянская колония Крыма переживала наивысший расцвет. Это предположение подтверждается и тем, что на территории села Топлолевки, в частности в вышеупомянутой церкви Сурб Саргис еще сохранились хачкары (крест-камни) с армянскими надписями XIV-XVI веков, что в свою очередь свидетельствует о наличии многолюдного армянского населения в селе в тот период. Некоторые исследователи считают, что вокруг церкви существовал монастырь. О том, что церковь окружали другие сооружения, возможно, хозяйственного и жилищного предназначения, свидетельствует и визуальный осмотр окрестности здания. О существовавшем же вокруг церкви кладбище с плитами без надписей, свидетельствует А. Маркевич в конце XIX века. Некоторые из этих надгробий сохранились по сей день. Служба в церкви Сурб Урбат прекратилась в конце XVIII века, после выселения христиан из полуострова. Согласно сведениям А.В. Суворова из деревни Топлы в 1778 году было выселено 212 армян. В самом начале XIX века село было заселено греками, переселенцами из Малой Азии. Архитектура Церковь Сурб Урбат принадлежит к типу небольших зальных строений с основной площадью молитвенного зала 48, 43 квадратных метров. Прямоугольное в плане сооружение с полукруглой апсидой строго ориентировано по направлению запад-восток. Алтарная апсида - полуциркульная, четко выделяющаяся своей формой во внешнем облике памятника. Сводчатое перекрытие основывается на четырех подпружных арках стрельчатого очертания, которые расположены на равном расстоянии друг от друга. Подобное архитектурное решение подчеркивает ритмичность членения интерьера. Стрельчатого очертания свод взят под двускатную кровлю. Устройство пяти небольших стенных ниш различного назначения, в восточной части интерьера, несомненно, связано было с украшением остальной поверхности фресковой росписью. Еще до недавнего времени по обе стороны от алтарной арки едва заметны были следы фресковых изображений Божьей матери и архангела Гавриила. Освещение интерьера осуществляется двумя широкими окнами прямоугольной формы, открытыми в центре апсиды и в щипце западной стены. Вход в церковь - с западной стороны. Художественное убранство интерьера дополняли своеобразные резные медальоны. Это - круги, в которых вписаны равноконечные с расширяющимися концами кресты с четырехлепестковыми розетками между их ветвями (ныне разрушены злоумышленниками). В свое время в северной стене существовала купель, сделанная из цельного каменного блока. Внешнее убранство церкви отличается подчеркнутой скромностью. Кладка стен из средних размеров бута со вставками крупных камней с подтеской лицевой поверхности. Углы здания сложены вперевязь в той же технике. Наружные габариты здания - 14,2 х 6,6 м. Богаче решен западный фасад. Расположение элементов убранства асимметричное. Центральная ось подчеркнута высоким, прямоугольным окном, обрамленным крупными камнями. Над входом, устроенным южнее фасадной оси, установлена полукруглая перемычка из цельного блока, над которым снаружи устроен люнет без проема. Выше входного проема с полуциркульным верхом - выступающая, прямоугольного сечения на профилированных консолях двухцентровая арка, тимпан которой в свое время был украшен росписью, изображающей Пресвятую Богородицу вместе с младенцем Христом. Выразительным художественным элементом фасада является строительная надпись, высеченная на каменном блоке черного цвета. Чисто отесанная поверхность блока выделяет место надписи на фасаде, выложенном из грубо обработанных мелких камней. Текст помещен в глубине квадратной ниши, сдвинутой к правому краю прямоугольной плиты. Поскольку текст не вместился на предусмотренном для него месте, дату написания высекли на широкой левой рамке, а окончание -- на правой узкой. Церковь сегодня Сегодня церковь находится в аварийном состоянии. В 1999-2000 годах рухнули западные части свода и кровли. Каменные блоки упавшего свода находятся внутри церкви. На северной стене образовалась глубокая трещина. Трещины различных размеров имеются и на остальных стенах. Естественно, что в таких условиях процесс разрушения усиливается быстрыми темпами, что в скором времени приведет к полному разрушению этого средневекового памятника. Сооружение нуждается в неотлагательной и скорейшей реставрации. Изображения Библиография В.А. Захаров. Памятники армянской культуры Белогорского р-на Свято-Троице-Параскевиевский Топловский женский монастырь