Церковь Сурб Аменапркич (Дербент)

Описание

Церковь Сурб Аменапркич (Дербент) Церковь Святого Всеспасителя Սուրբ Ամենափրկիչ եկեղեցի (Դերբենդ)Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: Дербент, ул. Кази-Магомеда, д.7 История Церковь Сурб Аменапркич действует при МРО "Дербентский Приход Святого Всеспасителя (Сурб Аменапркич)". Автором проекта церкви был армянский писатель Г. М. Сундукян отбывавший в 1850-е гг. в Дербенте ссылку. Церковь построена 1870 (по другим данным в 1871 г. в армянском квартале города, на месте часовни. В 1888 г. к церкви была пристроена колокольня. Сильно пострадала в период Гражданской войны, в частности были уничтожены двенадцатигранный шатровый барабан, верхний шатровый ярус колокольни и кровля. Постановлением Совета Министров ДАССР № 289 от 15.08.1975 года здание церкви было признано памятником архитектуры и взято под охрану государства. С 1976 по 1982 г. здание было отреставрировано, заново отстроены утраченные элементы. После реставрации оно было передано в состав Дербентского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (в нём размещен отдел «Ковра и декоративно-прикладного искусства»). С мая 2009 г. в церкви периодически проводятся обряды по крещению и венчанию прихожан. Архитектура Здание церкви крестово-купольное, размеры 22,5 на 15,7 м. Выстроено из обтесанных камней ракушечника, стены не оштукатурены. В центре зала расположены четыре столба поддерживающих двенадцатигранный барабан. Входы в виде порталов на северном, южном и западном фасадах. По четыре окна на северном и южном фасадах (по 2 ложных) и два на западном. Апсида в виде выступа с ложным окном. Над северными и южными вратами, а также на апсиде имеются крестообразные окна. Изображения

Город:

не выбрано

Адрес:

Дербент, ул. Кази-Магомеда, д.7

Руководитель:
Другие
Церковь Сурб Рипсиме (Барнаул)

Церковь Сурб Рипсиме (Барнаул, Россия) Սուրբ Հռիփսիմե եկեղեցի Церковь Св. Рипсиме St. Hripsime Church Բառնաուլի Սուրբ Հռիփսիմե եկեղեցիДата основания: 15.09.2008 Руководитель при регистрации: Духовный пастырь – Маштоц Акопян Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: РФ, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Попова Телефон/Факс: +7 (385) 245-08-60, +7 (960) 952-27-77, +7 (385) 224-05-03 История Церковь Сурб Рипсиме действует при МРО Церковь "Святой Рипсиме". В 2002 г., благодаря усилиям братьев Мхитара и Юрия Ароянов, на Алтае была зарегистрирована духовно-общественная организация “Сурб Рипсиме” в составе Ново-Нахичеванской и Российской Епархии, тем самым было положено начало строительству церкви Сурб Рипсиме. В 2002 г. Епископ Езрас Нерсисян освятил основы церкви. В 2005 г. были освящены кресты на куполе церкви и на колокольне, а также хачкар памяти жертв Геноцида армян 1915 г. В 2008 г. Его Святейшество Верховный Патриарх и Католикос Всех Армян Гарегин II совершил обряд освящения церкви. При церкви имеются молельня, библиотека, воскресная школа, ученики которой создали молодежное объединение “Айк”. Духовный пастырь – священник Маштоц Акопян. Библиография Церковь Святой Рипсиме (Барнаул)

Барнаул

Церковь Святой Анны (Севастополь)

Церковь Святой Анны (Севастополь) Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Руинированные и несохранившиеся церкви История Армяно-григорианская церковь находилась на ул. Чесменская, 22 (совр. ул. Советская). Её открытие состоялось 16 ноября 1908 года, о чём сообщила своим читателям газета «Крымский вестник». Чин освящения алтаря во имя св. Анны совершили глава Кишиневской армяно-григорианской консистории архиепископ Нерсес Бархударьян, архимандрит Леон и старокрымский викарий Егише Мурадьян. Храм был сооружен на средства жительницы Севастополя Авдеевой. 25 августа 1909 года армяно-григорианская община праздновала в своем храме первый престольный праздник и на это торжество приехал симферопольский священник О. Налбандян. По сведениям из Адрес-календаря Севастопольского градоначальства 1911 года настоятелем «армяно-григорианской церкви» был Эреванциянц Тер-Саркиз. Стоит упомянуть о том, что, если в 1867 году в Севастополе насчитывалось армян-григориан всего 23 человека (14 муж. и 9 жен.), что составило 0,2% от общего количества жителей, то в 1909 году в Севастополе проживало 1373 армян-григориан (армяне-католики учитывались вместе с католиками). Ктитором армяно-григорианской церкви был нотариус, один из директоров тюремного комитета, член обществ «Патронат» и «Сомех-Нофлим» А.И. Каракаш. К 1913 году армяно-григорианская община имела церковно-приходское училище на 24 ученика (заведующий Е.В. Тер-Енокианц) и попечительство. Все это было расположено в собственном их доме по ул. Чесменской, 22. Здание армяно-григорианской церкви было каменным, одноэтажным, с подвальным помещением, одноглавым, с колокольней. «Дом без рисунков, имеется небольшая передняя. Внутри здания стены выкрашены масляной краской. Всего имеет 7 окон и 3 дверей. Пол покрашен красным, потолок побелен, имеет 1 купол и 1 колокол, крыша покрыта цинковым железом, здание прочное». Наружные размеры здания: длина – 26 ½ аршина, ширина 11 аршин, высота – 5 аршин. Во дворе церкви находился принадлежащий ей трехэтажный дом, имеющий 3 квартиры с электрическим освещением. Во дворе имелся один сарай и каменная прачечная. Помещение, где проходили богослужения занимало площадь 123 кв. м, отапливалось двумя печами, по периметру зала имелась стеклянная галерея. После революции и установлении советской власти в Севастополе, 18 ноября 1922 года община заключила договор с Севастопольским окружным исполкомом. Но еще до его заключения, в соответствии с Декретом ВЦИК от 23 февраля 1922 года «Об изъятии церковных ценностей», 10 апреля 1922 года из храма были изъяты серебряные вещи: 2 ризы с икон, крест среднего размера и 4 венчика «с голов». В 1920-е годы армяно-григорианская церковь именовалась армяно-григорианским молитвенным домом св. Анны. Настоятелем храма был протоиерей Ваган Манукович Мамиконьян, приехавший в Севастополь в 1921 году. Согласно анкете, которая была составлена в 1924 году, он родился в 1860 году в Эриванской губернии, принадлежал к крестьянскому сословию, был женат, в семье – три человека. По его сведениям, число прихожан в 1922 году насчитывало 540 человек. Но уже в 1923 году В.М. Мамиконьянц и церковные попечители, подавая в церковный стол сведения о прихожанах, указали 32 человека и объяснили, что «фактически постоянных прихожан мало». В 1923 году община армяно-григорианского молитвенного дома докладывала в церковный стол, что богослужения в молитвенном доме проходят редко, только в торжественные дни при участии «случайных певчих», в храме нет ни дьякона, ни псаломщика, ни даже церковного сторожа. Община не имела средств на их содержание. В 1927 году церковный доход, который состоял из добровольных пожертвований, кружечного сбора, денег за обряды и средств, поступающих от продажи свечей, составил 474 руб. 30 коп. Они тратились на небольшое жалование священнику, страховку, на покупку свечей, мелкий ремонт храма, на приобретение угля, муки и другие мелкие расходы. Дом, который находился во дворе церкви, был муниципализирован. Несмотря на тяжелое материальное положение община в 1928 году отремонтировала в нем крышу, но требовался ремонт окон, дверей, покраска. Все это нашло отражение в акте смотра представителями коммунхоза в 1929 году. Они отмечали, что за домовладение ответственна армянская община в лице смотрителя Гарбацун, а также то, что «строение для дальнейшего использования по своему назначению пригодно для жилья». В акте также отмечалось, что «церковь около года никак не используется и закрыта». К этому времени настоятеля храма Вагана Мануковича Мамиконьяна и его жену Сару Георгиевну лишили избирательных прав. Прошение о пересмотре дела 18 мая 1930 года было отклонено. Учитывая, что в этот период Черноморский флот пополнился новыми кораблями и в Севастополь прибыло много военнослужащих, из города выселяли лиц, лишенных избирательных прав. Эта участь не миновала настоятеля. В личных делах лишенцев В.М. Мамиконяна и его супруги хранятся листки выбытия адресного стола, на которых написано, что они выбыли в г. Ленинград к сыну – врачу Мамиконяну. В июне 1929 года в стол религиозных культов поступило заявление от армян с просьбой о ликвидации их церкви. По этому заявлению в Президиум горсовета административным отделом были подготовлены документы о ликвидации армяно-григорианской церкви. В докладной записке указывалось, что в дореволюционное время верующих армян было около 230 человек, посещаемость храма в будние дни составляла 30-50 человек, в воскресные дни – 100-130 человек, а в двунадесятые праздники посещаемость была 100%. В 1927-1929 гг. «посещаемость упала на 95-97%, ибо богослужения в [19]27-[19]28 гг. совершались всего 4 раза, в [19]29 г. богослужения совершенно не было. Часть верующих в числе 20-25 человек еще пока держались за свою церковь, которые все являются исключительно бывшие торговцы, рабочая же масса от церкви совершенно отошла». 25 октября 1929 года на заседании Президиума в числе прочих был заслушан вопрос о ликвидации армяно-григорианской церкви в связи с отказом от дальнейшей аренды. 26 октября 1929 года аналогичное решение о ликвидации приняло бюро райкома ВКП(б). Армяне ходатайствовали о передаче здания под детский дом детей-армян. 31 января 1930 года на заседании правления Севастопольского армянского общества «Взаимопомощь» было решено ходатайствовать перед горсоветом о передаче здания армянской колонии «для обслуживания культурно-просветительных нужд». 25 февраля 1930 года Президиум КрымЦИКа своим постановлением окончательно ликвидировал армяно-григорианскую церковь в Севастополе. 9 марта 1930 года представители органов власти произвели обследование имущества, подлежащего передаче в Госфонд. Сдаче по особому акту подлежали: 1 старый шкаф стоимостью 8 руб. 50 коп., 3 ветхих венских стула – 4 руб. 50 коп., две медных люстры: большая и малая по цене 20 и 5 руб. соответственно и пр. Но были переданы и более ценные вещи: серебряные чаша и тарелочка, два серебряных креста, бронзовый колокол. В списке значилось 90 предметов, серебра насчитывалось 1 кг 212 г, бронзы (колокол) – 69,5 кг. Всего на сумму 423 руб. 96 коп. В 1938 году здание находилось в ведении городского отдела народного образования. В «Ведомости по состоянию разрушений города Севастополя», составленной в 1945 году, указано, что «степень годности» здания составляла 20%. В соответствии с номерным планом города Севастополя (1955 г.), месту, на котором располагалась армяно-григорианская церковь, был присвоен новый адрес – ул. Советская, 14. Предполагаемый вид Армяно-Григорианской церкви. Набросок На этом месте была церковь

МРО "Кизлярская Армянская Община"

МРО "Кизлярская Армянская Община" Местная религиозная организация "Кизлярская Армянская Община" Дата основания: 21.04.2003 Руководитель при регистрации: Сурмаев Валерий Михайлович Адрес: 368800, Республика Дагестан, г. Кизляр, ул. Орджоникидзе, д. 60 Телефон/Факс: +7 (87239) 2-14-65 Ссылки: [1] Содержание 1 Из истории поселения армян в Кизляре 1.1 Армянские церкви Кизляра 2 Из истории общины 3 Изображения 3.1 Армянские учебные заведения и церковь Кизляра 4 Библиография Из истории поселения армян в Кизляре С 1715 г. в селении Кизляр уже жили несколько армянских семей. В 1725-м поселение Кизляр было уничтожено наводнением. Было основано новое поселение на небольшом расстоянии от прежнего. В 1735 г. генерал-аншеф В.Я. Левашов заложил Кизлярскую крепость, которая вместе с располагавшимся рядом поселением получила статус города. Помимо Кизлярской станицы, здесь были: Армянская слобода, или Арментир. В 1736 г. была основана Деревянная церковь Сурб Аствацацин (во имя Успения Пресвятой Богородицы). В 1781-м вместо деревянной была построена каменная церковь. В 1798 г. в Кизляр прибыли из Карабаха часть тех армянских семей, которые приняли русское подданство и переселились в Россию. В 1812 г. была построена Приходская церковь Сурб Григор Лусаворич (во имя Святого Григория Просветителя). В 1817/1818 г. была открыта Церковно-приходская школа в Кизляре. В 1833-м в ней обучались 39 мальчиков. Вскоре школа была закрыта. В 1839 году священник Аарон Дадашян обратился с рапортом в консисторию с просьбой вновь открыть школу. 17 января 1840 года она была открыта в деревянном доме во дворе церкви Сурб Аствацацин, где обучалось 16 учеников. В 1819 г. - дворянин Гурген Варламян Арешянц воздвигнул кладбищенскую церковь Сурб Геворк Зоравар (во имя святого Георгия Победоносца). 14.01.1820 г. - было открыто Кизлярское уездное училище. Оно помещалось в деревянном ветхом доме, нанятом у купца 3-й гильдии армянина Ивана Тандаева за 200 рублей серебром в год. В училище, в библиотеке которого числилось 1.927 томов из 526 названий, в 1852 году брали уроки 73 ученика. В 1861 году в Кизляре, кроме уездного училища, функционировало три частные школы, из них две армянские: школа домашнего учителя гражданина Кучубскова состояла из 26 учеников; в школе домашнего учителя гражданина Исаакова находилось 19 детей. В них дети обучались первоначальному чтению русской и армянской грамоты. С 1872 года действовала женская школа Майрамян (во имя Святой Марии). В школе, которая находилась на попечении Армянского благотворительного общества, обучались 95 девочек. В 1885 г. армянские виноделы Кизляра выработали первый в России отечественный коньяк. Армянские церкви Кизляра В Кизляре были 3 церкви и один храм — Св. Геворг, и все 4 были разрушены еще в советский период. [2] Из истории общины Изображения Армянские учебные заведения и церковь Кизляра Приходская церковь Сурб Григор Лусаворич. 1812 г. Гимназическая улица в Кизляре Библиография Армянский Кизляр в «Кавказском календаре» (1845 – 1860 ГГ.) Возникновение армянской общины в г. Кизляр в 18 - 19 вв.

Кизляр

Добавить информацию
Добавить услуги, сообщить о проблеме или просто написать нам

Информационный справочник для армян России и мира