Церковь Сурб Геворг Зоравар (Георгиевск) Церковь Святого Георгия Победоносца Дата основания: 1780-90 Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Руинированные и несохранившиеся церкви Содержание 1 История 1.1 Из истории жизни и деятельности церкви 1.1.1 Церковно-приходская школа для мальчиков 2 Библиография История Город Георгиевск был основан в 1777 году, и сразу после его основания здесь появилась армянская община (500 человек). В 1780-90-е гг. в районе Георгиевской крепости сооружается деревянная армянская церковь Сурб Геворг. Прихожанами церкви были не только армяне Георгиевска, но и городов Кавказских Минеральных вод. В 1942 году с приходом немецкой армии церковь была превращена в оружейный склад и впоследствии взорвана. Из истории жизни и деятельности церкви Имеются сведения о существовании в 1817 году в Георгиевске армянской деревянной церкви. В статических ведомостях за 1834 год, ежегодно представляемых в Синод Святого Эчмиадзина, в городе значится церковь Сурб Геворг Зоравар (во имя Св. Георгия Победоносца). В 1848 году сын купца 1-й гильдии Александр Хачересович Аладжалянц стал инициатором постройки новой церкви на месте старой. В 1860-м прокурор Эчмиадзинского Синода Фома Корганов, посетив церковь, отзывался о ней как о «небольшой, деревянной, но очень уютной и чистой». В 1861 году прихожане обратились к высшему духовенству с просьбой о постройке каменной церкви вместо деревянной. Описывая состояние церкви, прихожане характеризуют ее как помещение без арок, с плоским и настолько низким потолком, что в церкви, опасаясь пожара, не зажигались большие свечи. Поэтому до постройки новой церкви прихожане просили использовать 1.000 рублей из церковных доходов для поднятия потолка и ремонта ограды. Разрешение было получено лишь в 1863 году и на ремонтные работы было израсходовано 1.622 рубля. В 1868 году прихожане вновь обратились в Астраханскую консисторию с просьбой разрешить постройку каменной церкви. В 1869-м было выбрано попечительство для возведения храма, в состав которого вошли: купец 1-й гильдии Мартирос Бабасанян, купец 2-й гильдии Мартирос Костанян, Севробе Аджемянц, Степанос Мурадчаянц, Исаак Хлджянц, Арутюн Аджемянц. В 1879 году Астраханский епархиальный начальник архиепископ Геворк Вегапетьянц в ответ на обращение прихожан объявил, что необходимости в постройке новой церкви нет, поскольку число прихожан в городе невелико, а церковь Сурб Геворг Зоравар не в столь плохом состоянии. (В 1839 году число прихожан в городе составляло 193 человека, в 1853-м – 412, в 1863-м – 445.) Время сохранило имена ктиторов, священников и попечителей церкви Сурб Геворг: ктиторы – Александр Хачересович Аладжалянц (был награжден серебряной медалью «За усердие» для ношения на шее на Аннинской ленте), Мкртич Галустович Лодочникян, Карапет Тер-Александрович Серебряков; священники – Абраам Бежанян, Нерсес Вартанян, Арутюн Аракелович Какаев, Филипп (Полипос) Мовсесович Мовсесян, Александр Акопович Маркарян; попечители – Алексан Багдасарянц, Абгар Гарибянц. Церковно-приходская школа для мальчиков В 1868 году в Георгиевске была основана церковно-приходская школа для мальчиков. В том же году число учеников составляло 25 детей, им преподавал Амбарцум Серебряков. В 1876-м число учеников снизилось до семи, затем в течение нескольких лет школа была закрыта. Попечителями школы значились – Саркис Тер-Погосян, Аствацатур Черкезов (Черкезян), Абгар Гарибянц. Библиография Армянский Георгиевск в «Кавказском календаре» (1845 – 1860 гг.) Георгиевск. Церковь Сурб Геворг Армянские храмы. Церковь Св. Геворг (Surb Gevorg) Георгиевск. История в фотографиях Армянская церковь Георгиевска Перед войной православные георгиевцы молились в армянской церкви
не выбрано
Церковь Сурб Аствацацин (Саратов) Церковь Пресвятой Богородицы Սուրբ Աստվածածին եկեղեցիКонфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь История Местная религиозная организация была зарегистрирована 20.06.2003. В конце 1980-х гг. в Саратове была организована армянская община «Наири», которая занималась благотворительной и просветительской деятельностью. Сопредседателями Совета общины были Амбарцум Амбарян, Комитас Асатрян и Симон Кагиян. В 1994 г. в Саратове появилась областная армянская община «Крунк», инициаторами создания которой были Валерий Бабаян, Владимир Мкртумян и Людвиг Яхшинян. Президентом общины стала Сусанна Фанян. С 2002 г. общину возглавлял Александр Мамунц, Вреж Григорян, в 2004 г. – Ашот Навасардян, а с 2008 г. – Гамлет Шароян. Строительство церкви начато в 2007 г. и находится на стадии завершения. Для облицовки здания использован армянский камень туф и базальт. Высота храма 33 м., площадь – 408 кв. м. Под церковью планируется организовать музей армянской истории и культуры, будет построен культурный центр и откроется воскресная школа. Церковь будет вмещать до 400 человек. Староста-заместитель Председателя Церковного (Приходского) Совета - Даниил Миронович Пучиньян. Духовный пастырь – священник Тадеос Авагян. Этот комплекс включает в себя церковь Св. Богоматери, воскресную школу, музей, библиотеку, спортивный клуб и культурный центр армянской общины «Крунк» общей площадью 1500 м². Комплекс построен в месте, которое называется «Соколовая гора», недалеко от старого аэропорта. Комплекс построен из монолитного бетона и покрыт армянским туфом, который имеет ярко-оранжевый цвет. Мастера каменной кладки и художники, в том числе Левон Закарян, Эдгар Петросян, Лиана Петросян, Ованнес Дарбинян и Завен Геворкян, начали расписыывать купол, а каменотесы заканчивают внутреннее оформление церкви. Под церковью (высота 33 м, площадь 408 м²., вместимость 400 человек) разместится музей.
Церковь Сурб Григор Лусаворич (Казань) Церковь Святого Григория Просветителя Конфессии: Армянская апостольская церковь История Церковь Сурб Григор Лусаворич строится при МРО Церковь "Сурб Григор Лусаворич". Местная религиозная организация была зарегистрирована 4 сентября 2012 г. Армянская церковь в Казани будет иметь площадь в 230 кв. м, высота достигнет 27 м, на территории храма будет находиться сад.
Церковь Сурб Гарабед (Тенгинка)Вид заведения: Кладбищенская церковь Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Церковь-памятник Содержание 1 История 2 Архитектура 3 Изображения 4 Библиография История Появление храма связано с семьёй Кешаб. Основатель этого рода в середине 19 века, если верить преданиям, со своим сыном Гарабедом и теткой торговал практически на всем Черноморском побережье. После Крымской войны он торговал с адыгами возле Джубги. В 1864 г. Кешабы скупили у адыгов земли и основали свое хозяйство. Расположилась усадьба Кешаба там, где сейчас Лермонтово, неподалеку от теперешнего пансионата «Лазурный». Называлась она «село Кешаба». При Гарабеде Кешабе, недалеко от его родовой усадьбы, было построено укрепление Тенгинское. Гарабед стал его интендантом, за что ему пожаловали свободу действий в округе. Занимались Кешабы разведением скота, выращиванием кукурузы, сбором плодов с дикорастущих растений. Гарабед построил гостиный двор для армянских переселенцев из Турции, которых его посыльные встречали на побережье от Анапы до Туапсе. После размежевания черноморских земель часть этой местности досталась русскому генералу армянского происхождения Ахшарумову, он затем передал участки Гарабеду Кешабу для армянских беженцев. Более поздние переселенцы из Турции стали осваивать места в нескольких километрах вверх по реке Шапсухо. Официально это место стало называться село Армянское, а неофициально – Шапсука, теперь здесь – Тенгинка. В 70-х годах XIX века в Шапсуке открылся деревянный молельный дом, а затем уже в конце столетия при участии семьи Кешаб построили каменный храм «Сурб Гарабед». Это был единственный армянский храм на этом участке побережья. Архитектура Привычных нам куполов нет. Наверху – лаконичная двускатная крыша. Потолок – высокий. Над входом – четырехконечный крест. Прямо в стене – сделанная в камне купель для крещения младенцев. Снаружи в церковной стене – круглые отверстия, чтобы не задувало ветром. Торцовая стена храма закруглена для алтаря. Изображения Библиография Чей храм в Тенгинке?