Церковь Сурб Гарабед (Тенгинка)Вид заведения: Кладбищенская церковь Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Церковь-памятник Содержание 1 История 2 Архитектура 3 Изображения 4 Библиография История Появление храма связано с семьёй Кешаб. Основатель этого рода в середине 19 века, если верить преданиям, со своим сыном Гарабедом и теткой торговал практически на всем Черноморском побережье. После Крымской войны он торговал с адыгами возле Джубги. В 1864 г. Кешабы скупили у адыгов земли и основали свое хозяйство. Расположилась усадьба Кешаба там, где сейчас Лермонтово, неподалеку от теперешнего пансионата «Лазурный». Называлась она «село Кешаба». При Гарабеде Кешабе, недалеко от его родовой усадьбы, было построено укрепление Тенгинское. Гарабед стал его интендантом, за что ему пожаловали свободу действий в округе. Занимались Кешабы разведением скота, выращиванием кукурузы, сбором плодов с дикорастущих растений. Гарабед построил гостиный двор для армянских переселенцев из Турции, которых его посыльные встречали на побережье от Анапы до Туапсе. После размежевания черноморских земель часть этой местности досталась русскому генералу армянского происхождения Ахшарумову, он затем передал участки Гарабеду Кешабу для армянских беженцев. Более поздние переселенцы из Турции стали осваивать места в нескольких километрах вверх по реке Шапсухо. Официально это место стало называться село Армянское, а неофициально – Шапсука, теперь здесь – Тенгинка. В 70-х годах XIX века в Шапсуке открылся деревянный молельный дом, а затем уже в конце столетия при участии семьи Кешаб построили каменный храм «Сурб Гарабед». Это был единственный армянский храм на этом участке побережья. Архитектура Привычных нам куполов нет. Наверху – лаконичная двускатная крыша. Потолок – высокий. Над входом – четырехконечный крест. Прямо в стене – сделанная в камне купель для крещения младенцев. Снаружи в церковной стене – круглые отверстия, чтобы не задувало ветром. Торцовая стена храма закруглена для алтаря. Изображения Библиография Чей храм в Тенгинке?
не выбрано
Церковь Сурб Ованес (Иваново) Церковь Сурб Ованнес Храм Святого ИоаннаРуководитель при регистрации: Духовный пастырь – Тадеос Тертерян Конфессии: Армянская апостольская церковь История Церковь "Сурб Ованес" строится при МРО Церковь "Сурб Ованнес". В 2004 г. мэрия города вынесла решение о выделении верующим земельного участка под строительство храма Сурб Ованес. Храм будет воздвигнут между зданием старого драматического театра и асфальтовым заводом на склоне близ реки Уводи. Здание храма будет небольшим по размерам – около 70 кв.м. Приходской Совет Айрапетян Сос Завенович Акобян Вардан Гевондович Алоян Срап Мишаевич Буноян Эдик Маисович Варданян Геворг Маратович Гарибян Артуш Гришаевич Гарибян Армен Гришаевич Каламурян Геннадий Бахтиярович Мартиросян Сос Алибекович Мкртчян Рубик Вагаршакович Тертерян Арутюн Гарегинович
Церковь Святых Саака и Месропа (Краснодар) Церковь Сурб Саак ев Месроп (Краснодар)Дата основания: 21.11.2010 Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: г. Краснодар,ул. Евдокии Бершанской, 416 Телефон/Факс: +7 (861) 227–85–28 Эл. почта: tserkov2010@bk.ru Ссылки: Сайт церкви История Церковь Святых Саака и Месропа действует при МРО Церковь "Святых Саака и Месропа". История Церкви Святого Саака и Святого Месропа начинается с конца 90-х гг. прошлого столетия. Активисты армянской пашковской общины, вдохновленные многочисленными просьбами верующих армян поселка Пашковский, обратились к Главе Епархии Юга России Епископу (ныне Архиепископу) Мовсес Мовсесяну с просьбой благословить начало строительства армянской церкви в поселке. Удаленность Кафедрального Собора, расположенного на другом конце Краснодара, затрудняла регулярное посещение храма многими верующими, особенно пожилого возраста. Фундамент храма был заложен в 2007 г. и освящен Главой Епархии Епископом (ныне Архиепископ) Мовсесом Мовсесяном. Уже 21 ноября 2010 г., менее, чем через три года, при огромном стечении народа, Глава Епархии Епископ Мовсес освятил храм именами святых, внесших огромный вклад в культуру армянского народа, вполне сопоставимый с принятием христианства Арменией в 301 г. Церковь была названа в честь святых Саака и Месропа, создателей армянского алфавита. Храм свв. Сааак и Месропа соответствует всем канонам и традициям армянской архитектуры: стены из розового туфа Армении, детали внутреннего убранства церкви и оформления прицерковной территории, одна из стен двора украшена буквами армянского алфавита. Деятельность Хор в Армянской Апостольской Церкви Беседа молодежи со священником Изображения
Краснодар
Церковь Сурб Саркис (Армянская церковь Сергия) в Феодосии **История** * Принадлежит Армянской Апостольской Церкви. Считается старейшим армянским храмом Феодосии. * **Строительство:** 1330 год. * **Средние века (XIV-XVI вв.):** Центр армянской культуры и образования. Действовал один из крупнейших армянских скрипториев. Творчество известных художников, философов, поэтов и историков (Симеон Бабердеци, Степанос Карнеци, Аветис, Аракел, Кристосатур, Авраменц). Рукописи скриптория хранятся в библиотеках Парижа, Иерусалима, Вены и Матенадаране. * **XIX-XXI вв.:** С 1811 года в церкви хранились каменные плиты для Феодосийского музея древностей. В 1888 году пострадала от пожара, восстановлена на средства И. К. Айвазовского, который также расписал церковь. Крещение, венчание и погребение Айвазовского в этом храме. По завещанию Айвазовский оставил церкви и школе 50 000 рублей. Реставрации в 1965-1970 гг. и с конца 1980-х гг. Подтопление храма в 1970-х гг. привело к утрате фресок. **Архитектура** * Сложный внутренний план из-за многочисленных перестроек. Прямоугольная центральная часть с тремя полукруглыми абсидами, алтарь на востоке. Притвор с запада. Северное помещение из двух частей. Своды полукруглые и нервюрные. Стены из больших блоков известняка с вмурованными хачкарами. Двухскатная черепичная крыша. Вход украшен григорианскими крестами и памятной плитой о восстановлении после пожара. Старинные ореховые двери хранятся в Эрмитаже и Феодосийском музее. **Интерьер** * Фрески утрачены из-за подтопления. Сохранилась крестильная купель с каменной резьбой. Звонница XV века в армяно-малоазиатском стиле, встроенная в сохранившуюся часть портала. **Кладбище** * Погребение представителей армянской общины. Надгробие Никогайоса Цахкарара. Могила и памятник И. К. Айвазовского (1903). Склеп жены Айвазовского (1944). **Изображения** * Звонница. * Могила Айвазовского. * Хачкары. **Библиография** * Христианские храмы Большой Феодосии - Церковь св. Сергия, могила И. К. Айвазовского. * Вірменські храми Феодосії. * Крымский архитектурный портал.