Церковь Сурб Аменапркич (с. Крым)

Описание

Церковь Сурб Аменапркич (с. Крым) Церковь Всеспасителя Սուրբ Ամենափրկիչ եկեղեցիДата основания: 1895 Руководитель при регистрации: Настоятель церкви —  Тер Тадеос Гайбарян Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Содержание 1 История 1.1 Священники 1.2 Архитектура 1.3 Церковно-приходская школа 1.3.1 Женская церковно-приходская школа 1.3.1.1 Мужская церковно-приходская школа 1.4 Изображения 1.5 Разное 2 Библиография 2.1 Сноски История Церковь Аменапркич (Всеспасителя) в с. Крым построена в 1902 году. [1] В 1892 г. в Нахичевано-Бессарабскую консисторию были представлены проект и смета строительства церкви. Предполагалось построить церковь на пожертвования прихожан епархии и на доходы от 200 десятин земли, выделенной для постройки церкви. Предполагалось, что доход составит 2000 рублей. 23 августа 1895 г. указом императора Николая Второго была разрешена постройка церкви Сурб Аменапркич. Для постройки церкви было выбрано попечительство в составе Вардана Тавджалахянца, Микаела Боранчяна, Давида Согомоняна и Аветиса Джлаухяна. Строительство церкви завершилось в 1902 г. Церковь не имела надлежащего алтаря, и обедни служились на простом деревянном алтаре. Священник церкви Барсег Нагапетян обратился к прихожанам о содействии в постройке алтаря. Получив разрешение от духовного начальства на постройку алтаря, он в том же 1902 г. построил алтарь при помощи прихожан. В начале 1930-х гг. по распоряжению властей сельская церковь Аменапркич была закрыта. В годы войны богослужения в церкви были возобновлены, официально церковь зарегистрирована 10 января 1945 года. [2] 8 января 1960 г. исполком Мясниковского райсовета принял решение об изъятии у религиозной армяно-григорианской общины здания недействующей церкви во имя Спасителя в селе Крым. Это решение было поддержано на заседании Ростоблисполкома 27 мая 1960 г. Мотивировалось это тем, что церковь посещает мало верующих. Здание церкви было переоборудовано под учебно-производственные мастерские и спортивный зал школы № 5. Потом церковь была превращена в колхозный амбар. От полного разрушения и гибели церковь спас колхоз имени Лукашина. На средства колхоза в 1982 г. начались реставрационные работы церкви под музей. Но затем, учитывая пожелания жителей села, церковь стала действующей. Церковь взята под государственную охрану как памятник местного значения. В церкви регулярно проходят богослужения. 21 сентября 1996 г. церковь была освящена и вновь начала действовать. Ныне настоятель церкви Тер Тадеос Гайбарян. Священники Священниками были: Габриел Тер-Абрамянц Барсег Нагапетян Погос Тер-Абрамянц Попечителями были: Мартирос Серопович Айдинян Давид Геворкович Асланян Мкртич Мартиросович Нанавянц Архитектура Церковь построена в стиле армянского зодчества. Форма крестово-купольной базилики граничит с симметричным построением объемов по взаимно перпендикулярным осям сооружения. Влияние архитектуры Центральной Армении прослеживается не только в композиционных, но и в ряде конструктивных особенностей храма. Здание отличается четкостью геометрического построения объемов. Каждой детали внешнего объема соответствуют конструктивные формы внутреннего пространства. В интерьере доминирует подчеркнутое по высоте центральное, уходящее ввысь уступами подкупольное пространство, в силу чего храм воспринимается как просторное и торжественное сооружение. Композиционно церковь принадлежит к типу купольных базилик Армении, в которых центрально-купольный компонент преобладает над базиликальным. Это подчеркнуто не только компактными пропорциями здания, но и сечением купольных устоев, ориентированных по рисунку плана в подкупольную часть. Алтарная апсида заменена частично выдвинутым на восточном фасаде прямоугольным, освещенным тремя окнами отделением с немного приподнятым полом. Аналогичный выступ имеется и в западной половине, где позднее были устроены хоры, сообщавшиеся со вторым этажом колокольни. Выступы на поперечной оси на южной и северной сторонах здания сделаны неглубокими, чем подчеркнута базиликальная протяженность сооружения. Освещенность церкви хорошая, равномерная во всех частях интерьера, что достигнуто разумным расположе¬нием высоких окон: тройных в алтаре и угловых помещениях западной стороны и двойных – в восточной части. Три широкие двери обеспечивали свободный выход верующих. Перекрывающие угловые отделения ползучие своды расположены несколько ниже полуциркульных покрытий продольного и поперечного нефов, что придало завершению основного ниж¬него объема здания характерную для крестово-купольных базилик крестовую форму. В интерьере церкви, как и в купольных базиликах Армении, выдержано нарастание внутреннего пространства от периметральных частей к центральной, подкупольной, подчеркивающей вертикальную ось здания. Это отразилось и на увеличении высоты внутри круглого, внешне 16-гранного барабана купола. Примерно такую же высоту имеет и пристроенная вскоре колокольня, закрывшая большую часть западного фасада молитвенного зала. Она квадратная, по ширине значительно меньше среднего нефа, что придало ей подчиненное значение во внешнем облике здания. Примыкающие в колокольне боковые помещения, в том числе северное с деревянной лестницей на ярус звона и на хоры в западной части молитвенного зала, имеют высоту на уровне угловых отделений церкви, что подчеркивает высотность колокольни. Внешнее убранство церкви и ее колокольни богаче, чем в интерьере. Оно состоит из крупно профилированных архивольтов на полуколоннах, образующих оригинальную аркатуру, с забранными железными оконными решетками и закрывающимися металлическими полотнами дверными прое¬мами и глухими простенками. Выступающие на южном и северном фасадах торцы поперечных нефов акцентированы высокими полуколоннами, завершенными тремя архивольтами: в центре – большим с круглым окном, обрамленным мелкими арочками, а по краям – малыми. Выразительна нижняя часть западного фаса¬да колокольни с перспективно расположенными профилями мощного полуциркульного архивольта на спаренных колоннах входного портала. Выше помещены, как своеобразное продолжение аркатуры боковых фасадов, три арочки с крестом и кругами внутри. Более крупными рельефными крестами заполнены средние пролеты аркатуры продольных южного и се¬верного фасадов боковых пристроек колокольни. В зависимости от основного нижнего объема находится оформление купола церкви и колокольни. Они поставлены на квадратные в плане возвышения, приподнявшие их над скатами примыкающих к ним кровельных покрытий. Барабаны куполов украшены арками на таких же, как и внизу, колоннах, образующих аркатуру с чередующимися окнами и заложенными проемами. Выше несложного профиля – карниз с крупным полувалом и углубленные в толщу фриза кресты, составленные кирпичной кладкой. Церковно-приходская школа Женская церковно-приходская школа В 1904 г. при церкви Сурб Аменапркич была основана женская церковно-приходская школа. Важную роль в открытии женской школы сыграл священник церкви Барсег Нагапетян. Объяснив прихожанам ее необходимость, он сумел убедить их выделить для этой цели 2000 рублей из общественной казны. Строительство школы обошлось в 3600 рублей. В 1908-1909 учебном году школу посещали 82 ученицы, их обучением занимались старшая преподавательница Анна Асланянц, учителя Аствацатур Нагапетян, Кристине Аматуни, Хачатур Тирацуян, священник Погос Тер-Абрамянц. В 1912-1913 гг. в школе обучалось 149 учениц. Здание состояло из 6 комнат, коридора и крыльца. Школа существовала за счет платы за учебу и пожертвований прихожан. Мужская церковно-приходская школа Была основана в 1909 г., построена в 1910 г., в том же году в ней обучались 174 ученика, их обучением занимались старший учитель Вагинак Ханмандарянц, учителя Мартирос Аветикянц, Геворк Ширинян, Григор Тарвердян, Евгине Асянц, Хачатур Тирацуян, священник Погос Тер-Абрамян. Строительство здания школы обошлось в 6000 рублей и принадлежало прихожанам села. Школа имела библиотеку с книжным фондом 318 книг и существовала за счет доходов церкви (1000 руб. в год) и пожертвований прихожан. Изображения Общий вид с северо-запада Фрагмент южного фасада Фрагмент фасада храма Сурб Аменапркич Разное Армянское население в с. Топти (Крым) в 1848 г. составляло 1313 человек, в 1853 г. – 1899, в 1872 г. – 2651, в 1894 г. – 4374, в 1915 г. – 6516 человек. Церковь Сурб Аменапркич интересный памятник архитектуры, единственный в своем роде на юге России. Библиография Вартанян В.Г., Казаров С.С. Армянская-Апостольская Церковь на Дону // Ростов н/Д., 2001 Е.И. Халпахчьян О.X. Архитектура Нахичевани-на-Дону // Ер. 1988 Шахазиз Е. Новый Нахичеван и новонахичеванцы / Перевод с армянского Ш. М. Шагиняна // Ростов-на-Дону, 1999 Российская и Ново-Нахичеванская епархия Армянской Апостольской Церкви. Исторический путь. М., 2013 Сноски ↑ Она названа в честь одноименной церкви в селе Топлу (ныне Тополёвка) Крымского полуострова. Точное название церкви в с. Топлу – Сурб Урбат, т.е. Святой Пятницы (день Всеспасительного Распятия Господня). Армяне села Крым между собой называют ее Топти. Аменапркич. ↑ По данным 1946 года, в церкви было 2100 верующих, из них 700 мужчин и 1400 женщин.

Город:

не выбрано

Адрес:

Другие
МРО Церковь "Сурб Аствацацин" (Эдиссия)

МРО Церковь "Сурб Аствацацин" (Эдиссия) Местная религиозная организация Церковь Сурб Аствацацин (Пр. Богородицы) Древне-Восточного Православия с. Эдиссия Курского района Ставропольского края Армянской Апостольской Церкви Дата основания: 15.12.1998 Руководитель при регистрации: Настоятель - Егиазаров Яков Хечокович Адрес: 357870, Ставропольский край, Курский район, село Эдиссия, ул. Ленина, д. 71А История МРО Церковь "Сурб Аствацацин" окормляет Церковь Сурб Аствацацин.

Церковь Сурб Григор Лусаворич (Нижний Новгород)

Церковь Сурб Григор Лусаворич (Нижний Новгород) Церковь Св. Григория Просветителя Սուրբ Ամենափրկիչ եկեղեցիДата основания: 1828-1928; 2014 Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Ссылки: [1] В Нижнем Новгороде, на территории Нижегородской ярмарки, с 1828 года стоял армянский храм, построенный по проекту архитектора А. Леера на деньги царской казны. На картах старого Нижнего Новгорода там же обозначены улица Армянская, Армянские мостики (через каналы, отводящие весной воды разлившейся Оки). Армянский храм простоял около 100 лет и был снесен, как и многие другие храмы, в 30-е годы 20 века, в период воинствующего атеизма. Армянскую церковь Сурб Григор Лусаворич, то есть Святого Григория Просветителя, также построил Антон Леер — как и мечеть, возведена она была на средства казны. В плане она повторяла мечеть: тот же восьми­угольник, приближенный к кругу. Но только завершен он был классицисти­ческим куполом, а кроме того, к церкви была пристроена колокольня. Новая церковь Отправной точкой строительства новой армянской церкви в Нижнем Новгороде послужило письмо, направленное руководством армянской общины тогдашнему мэру города И.П. Склярову в мае 1996 года с просьбой выделить земельный участок для строительство церкви. Процесс согласования документов растянулся более чем на 10 лет. А достижение разрешения на строительство во многом связано со стараниями председателя армянской общины города Лидией Левоновной Самкович-Погосян. Мэром Н. Новгорода Ю.И. Лебедевым в августе 1999 года был выделен участок под строительство. Первоначально данная территория имела проблемы, так как близко располагалась к планируемого и построенного впоследствии нижегородского метромоста. Проектирование церкви было завершено в 2003 году в Армении с согласованием Эчмиадзина. Проектом курировал Мазманян В.А., который получил письменное благословение Католикоса всех армян Гарегина II. 27 октября 2004 года в Глав УАГ Нижнего Новгорода был направлен рабочий проект, ответ с заключением о согласовании который пришёл 30 января 2006 года. Подготовительные работы по закладке фундамента были начаты в декабре 2008 года. А 24 декабря 2008 года главой Российской и Ново-Нахичеванской епархии ААЦ архиепископом Езрасом (Нерсисяном), в присутствии митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия (Данилова), руководства города и представителей областного правительства, были освящены фундамент и 16 закладных камней. В июне 2010 года шёл процесс облицовки церкви с использованием туфа, доставленным из Армении. 26 октября 2013 года главой Арагацотнской епархия ААЦ епископом Мкртичем Прошяном был осуществлён чин освящения крестов куполов церкви. На территории прошли праздничные мероприятия. 25 мая 2014 года архиепископ Езрас (Нерсисян) провел обряд освящения церкви. Был освящён хачкар российско-армянской дружбе в присутствии митрополита Георгия (Данилова). В цоколе церкви был торжественно открыт культурный центр в присутствии тогдашнего главы администрации Нижнего Новгорода Олега Кондрашова. В этот день состоялись большие праздничные мероприятия. Выступали нижегородский армянский танцевальный ансамбль «Наири», а также приглашенные звезды из Армении. Почти вся территория церкви была наполнена гостями. Был также организован масштабный шведский стол на участке церкви. Устройство церкви Церковь располагается на земельном участке, площадью 3300 кв. м. Имеет размеры 20 м длина, 14.5 м ширина, 19 м высота, площадь 259 кв. м. Вмещает 200 человек[2]. Во дворе располагаются хачкары. Изображения Церковь «Сурб Григор Лусаворич» (1828 — 1928) Архитектор: А. Леер

МРО Церковь "Сурб Арутюн" (Санкт-Петербург)

МРО "Армянская Церковь Сурб Арутюн (Святого Воскресения) Санкт-Петербурга" Местная религиозная организация "Армянская Церковь Сурб Арутюн (Святого Воскресения) Санкт-Петербурга" Дата основания: 14.06.2001 Руководитель при регистрации: Староста - Саргсян Левон Геворкович Адрес: 199178, г. Санкт-Петербург, наб. Реки Смоленки, д. 29 История МРО Церковь "Сурб Арутюн" окормляет Церковь Сурб Арутюн. Учредители Аветисян Армен Азатович Саргсян Левон Геворкович Гаспарян Григорий Григорьевич Запян Симон Владимирович Калашян Рубен Карленович Лазарян Сильва Сергеевна Лазарян Вячеслав Пашаевич Арамян Грант Карапетович Мартиросян Серж Асатурович Нерсисян Мкртич Григорьевич

Санкт-Петербург

Добавить информацию
Добавить услуги, сообщить о проблеме или просто написать нам

Информационный справочник для армян России и мира