Церковь Сурб Егия (Богатое)

Описание

Церковь Сурб Егия (Богатое) Церковь Сурб ЭгияКонфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Церковь-памятник Адрес: Крым, Белогорский район, село Богатое История На окраине села Богатое (старое название Бахче-Эли, Бакчи Эли) Белогорского района находится армянская церковь XIV века Сурб Егия (Ильинская), которая была составляющей частью монастыря святого Ильи (Аменапркич, Спаса-Преображения, Всеспасителя). Имя Егия - происходит от армянского, армянская форма имени Илья. Монастырь св. Ильи отличался от других монастырей тем, что службу в нем проводили раз в год, в день святого Ильи 2 августа. Культовое сооружение сочетает элементы национальной армянской архитектуры (орнаментальная резьба по камню, рельефы вместо росписи стен), западноевропейскую (протяженная форма базилики у здания, крестовый свод) и арабскую (двери выделялись нишевыми порталами). Просуществовал монастырь вместе с церковью более 6 веков, до первой половины прошлого века. С приходом советской власти и под лозунгом «борьбы с религией» в 1927 монастырь был закрыт. Монастырский комплекс включал в себя хозяйственные постройки, кельи, церковь и фонтан, который был монастырским источником. В путеводителях начала ХХ века монастырь упоминается, как источник целебной воды. В частности, в путеводителе И. Бумбера (1914 год) написано: «В 13 верстах от Карасубазара (на ю.-в.) - деревня Бахче-Эли. Возле нее, в имении Картыша-Сарай, издавна существует источник целебной воды. Вода эта, по данным Харьковской и Петербургской лабораторий, стоит выше Контрексвиля. Источник пока не разработан. Бахче-Эли - дачное местечко. Здесь при армяно-григорианском монастыре, есть до 20 удобных номеров, масса фруктовых садов. Близко лес.» Фонтан разобран в 60-х годах ХХ века. Монастырь, а точнее то, что от него осталось - церковь Святого Ильи, в 1963 году включён в реестр памятников культурного зодчества. Видео [1] Изображения

Город:

не выбрано

Адрес:

Крым, Белогорский район, село Богатое

Руководитель:
Другие
МРО Церковь "Сурб Григор Лусаворич" (Белгород)

МРО Церковь "Сурб Григор Лусаворич" (Белгород) Местная Религиозная Организация "Церковь Сурб Григор Лусаворич" (Святого Григория Просветителя) г. Белгорода Белгородской области Российской и Ново-Нахичеванской Епархии Святой Армянской Апостольской Православной Церкви Дата основания: 04.10.2017 Руководитель при регистрации: Нерсисян Мкртич Григорьевич Адрес: 308015, Белгородская область, г. Белгород, ул. Везельская, 81А История

Белгород

МРО Церковь "Святого Саркиса" (Шаумяновский)

МРО Церковь "Святого Саркиса" (Шаумяновский) Местная религиозная организация "Церковь Святого Саркиса" Святой Армянской Апостольской Православной церкви Дата основания: 24.02.2012 Руководитель при регистрации: Настоятель Авагян Паруйр Норикович Адрес: 347682, Ростовская область, м. р-н Егорлыкский, с. п. Шаумяновское, х. Шаумяновский, ул. Школьная, зд. 1 Ссылки: МРО Церковь "Св. Саркиса" х. Шаумяновский История МРО Церковь "Святого Саркиса" окормляет Церковь Сурб Саркис х. Шаумяновский, Егорлыкского района.

Церковь Сурб Саргис (Тополевка)

Церковь Сурб Саргис (Тополевка)Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Церковь-памятник Адрес: ул. Озерная 2, Тополевка, Крым История В селе Тополевке (бывшее Топты, Топлы, Топлу) Белогорского района Автономной республики Крым сохранились остатки двух армянских церквей, относящихся к XIV веку. Одна из них именуется Сурб Саргис (св.Сергия) и расположена внутри села. Вторая - Сурб Урпат (св.Пятницы) находится на юго-восточной его окраине. Эти древние сооружения представляют собою интереснейшие образцы средневекового христианского зодчества в Крыму, и свидетельствует о некогда многочисленном армянском населении этой местности. Это заключение соответствует сведениям средневековых армянских источников. Автор одного из них, имея в виду переселение в Крым во второй четверти XIV века многотысячных масс армян переселенцев, в результате чего вокруг издавна существовавших в Таврике армянских общин формировалась мощная и многолюдная армянская колония, пишет: "И тогда окрепли мы и умножились, и основали деревни и области, и построили домов сто тысяч, и тысяча церквей, и горы и долины от Феодосии до Сурхата и Карасу (ныне города Старый Крым и Белогорск) вместе с деревнями наполнили церквами и монастырями...". ЦЕРКОВЬ СУРБ САРГИС находится в центре села, на территории домовладения по улице Озерная 2. Она возведена на склоне левого берега протекающей через село речки, параллельно ее руслу. Сохранившиеся средневековые армянские письменные источники о церкви Сурб Саргис сведений не содержат. О возведении церкви армянами Крыма и ее принадлежности армянской общине свидетельствуют имеющиеся на стенах этого памятника армянские эпиграфические надписи, датированные XIV-XVII веками. Самое раннее упоминание тополевской церкви Сурб Саргис встречается в книге Минаса Бжшкяна, написание которой относятся к 20-м годам XIX века. Автор черпал свои сведения у тех крымских армян, часть которых после вхождения полуострова в состав России вернулась обратно. И поэтому, данное им название церкви, которое не совпадает с приведенными более поздними авторами названиями, следует считать единственно правильным. Из краткого описания Минаса Бжшкяна следует, что в начале прошлого столетия здание церкви находилось в удовлетворительном состоянии. В интерьере - на стенах и потолке виднелись следы росписей. Особое внимание автора привлекли хачкары - украшенные резьбой кресты на камне. Эпиграфическая надпись, высеченная на одном из них, датировала хачкар 1387 годом. К зданию церкви была пристроена маленькая каменная часовня, на стенах которой виднелись следы росписей. Следующее описание церкви Сурб Саргис относится к середине XIX века и принадлежит О.Тер-Абраамяну. По сведениям этого автора, церковь уже находилась в разрушенном состоянии. О.Тер Абраамян тоже особо отмечает наличие росписи на стенах рассматриваемого сооружения, а также высеченной на хачкаре эпиграфической надписи XIV века. По мнению О. Халпахчьяна, вмурованные в стены церкви Сурб Саргис памятные хачкары XIV века свидетельствуют о построении собственно церковного здания в том же XIV веке, а возможно и ранее. Сооружение принадлежит к типу небольших зальных церквей со сводчатым перекрытием, основанным на трех подпружных арках, расположенных на разных расстояниях между собой. Арки имеют стрельчатый контур и опираются на профилированные кронштейны. Полуциркульная апсида полностью выступает за пределы основного прямоугольника здания. Вход в церковь размещен в центре южной стены. Помещение освещалось с помощью двух окон, размещенных на продольной оси здания. Большое окно в центре западной стены имеет прямоугольные очертания, между тем как расположенное в середине алтарной апсиды второе - вытянуто по высоте и имеет арочное завершение. Площадь здания составляет 50 квадратных метров. Декоративное убранство церкви весьма скромное. Основной художественный акцент рассчитывался на четкость объемных форм перекрытого двухскатной кровлей параллелепипеда и завершенного конусным покрытием выступающей полуциркульной апсиды. Фасады гладкие, увенчанные скошенной по низу прямоугольной плитой. Основной архитектурный акцент южного фасада - наличник входной двери с полуциркульным верхом. Стены церкви изнутри украшены нишами различного назначения и хачкарами. Одна из устроенных в северной стене ниш представляет собою купель (крещальню) церкви. Сохранившиеся на стенах сооружения хачкары различны по своим размерам и художественному убранству. Они представляют собой уникальные для Крыма образцы по резьбе на камне. Некоторые из них имеют эпиграфические надписи на армянском языке, датирующие эти памятники XIV-XVII веками. Что касается украшавших интерьер росписей, о которых сообщают авторы XIX века, то они уже полностью утрачены. Не существует также пристроенная к церкви часовня, о которой сообщает М.Бжшкян. Сегодня отсутствуют свод и крыша церковного здания. Западная стена отошла от северной и южной стен и грозит обрушением. На апсиде имеется глубокая трещина. Это уникальное сооружение XIV века, находится на грани полного разрушения. Церковь нуждается в полном обследовании. Фундаменты должны быть укреплены, западная и восточная стены - спущены и заново устроены. Северная и южная стены нуждаются в укреплении. Устройство полуциркульного свода облегчается тем, что блоки от первичного свода в основном сохранились и лежат внутри здания. Заново устроенный свод следует взять под двускатную крышу. Окружение памятника нуждается в очистке и благоустройстве. Перечисленные мероприятия спасут этот интереснейший средневековый памятник Крыма и создадут возможность для его использования. В летний период женский монастырь, расположенный в селе Тополевке посещают многочисленные туристы, которых, думается, заинтересовали бы и средневековые памятники этого некогда армянского поселения. Включение тополевских церквей Сурб Саргис, а также Сурб Урбат в туристические маршруты превратят это место в одно из наиболее посещаемых достопримечательностей Крыма. Не исключается и возможность проведения в церквях Сурб Саргис и Сурб Урбат некоторых религиозных праздников и богослужения в эти дни. Изображение Библиография Средневековая церковь Сурб-Саргис в с.Тополевка

Добавить информацию
Добавить услуги, сообщить о проблеме или просто написать нам

Информационный справочник для армян России и мира