Часовня Армянской апостольской церкви (Томск)

Описание

Часовня Армянской апостольской церкви (Томск)Дата основания: 2004 Адрес: Россия, г. Томск, Московский тракт, 121А История Построена на средства армянской общины по инициативе частного предпринимателя, освящена 31.09.2004. Открытие часовни «Святого Григория Просветителя», в память о погибших при землетрясении в Армении в 1988 г., состоялось в в 2004 г. Библиография Диаспоры - каталог

Город:

Томск

Адрес:

Россия, г. Томск, Московский тракт, 121А

Руководитель:
Другие
Церковь Сурб Урбат (Тополевка)

Церковь Сурб Урбат (Тополевка)Дата основания: XIV-XV века Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Церковь-памятник Содержание 1 История 2 Архитектура 3 Церковь сегодня 4 Изображения 5 Библиография История В селе Тополевке (бывшее Топты, Топлы, Топлу) Белогорского района Республики Крым сохранились остатки двух армянских церквей, относящихся к XIV веку. Одна из них именуется Сурб Саргис (св. Сергия) и расположена внутри села. Вторая - Сурб Урпат (св. Пятницы) находится на юго-восточной его окраине. Эти древние сооружения представляют собою интереснейшие образцы средневекового христианского зодчества в Крыму, и свидетельствует о некогда многочисленном армянском населении этой местности. Это заключение соответствует сведениям средневековых армянских источников. Автор одного из них, имея в виду переселение в Крым во второй четверти XIV века многотысячных масс армян переселенцев, в результате чего вокруг издавна существовавших в Таврике армянских общин формировалась мощная и многолюдная армянская колония, пишет: "И тогда окрепли мы и умножились, и основали деревни и области, и построили домов сто тысяч, и тысяча церквей, и горы и долины от Феодосии до Сурхата и Карасу (ныне города Старый Крым и Белогорск) вместе с деревнями наполнили церквами и монастырями...". Церковь Сурб Урбат расположена на невысоком холме. В свое время к церкви вела каменная лестница, берущая начало у подножия холма. Время основания церкви неизвестно, однако, надпись на армянском языке, установленная на западной стене церкви, левее входа, повествует о ее основательном восстановлении в 1702 году: "Сей божественный прославленный храм, Что есть образ армянского народа, Заново возобновлен с основ Данью милостью крымской земли, Во имя святой девы пятничной Под начальством Акоба - мудрого учителя И надзирательством магдеси Иоаннеса И магдеси Айгина из Кафы, Руками каменщиков Григора и Тонакакна, В наслаждение священника тер Вардана, Дьякона Саргиса в лета 1151 армянского (1702)". Восстановление церкви в 1702 году позволяет ориентировочно отнести ее основание к XIV-XV векам, то есть к периоду, когда армянская колония Крыма переживала наивысший расцвет. Это предположение подтверждается и тем, что на территории села Топлолевки, в частности в вышеупомянутой церкви Сурб Саргис еще сохранились хачкары (крест-камни) с армянскими надписями XIV-XVI веков, что в свою очередь свидетельствует о наличии многолюдного армянского населения в селе в тот период. Некоторые исследователи считают, что вокруг церкви существовал монастырь. О том, что церковь окружали другие сооружения, возможно, хозяйственного и жилищного предназначения, свидетельствует и визуальный осмотр окрестности здания. О существовавшем же вокруг церкви кладбище с плитами без надписей, свидетельствует А. Маркевич в конце XIX века. Некоторые из этих надгробий сохранились по сей день. Служба в церкви Сурб Урбат прекратилась в конце XVIII века, после выселения христиан из полуострова. Согласно сведениям А.В. Суворова из деревни Топлы в 1778 году было выселено 212 армян. В самом начале XIX века село было заселено греками, переселенцами из Малой Азии. Архитектура Церковь Сурб Урбат принадлежит к типу небольших зальных строений с основной площадью молитвенного зала 48, 43 квадратных метров. Прямоугольное в плане сооружение с полукруглой апсидой строго ориентировано по направлению запад-восток. Алтарная апсида - полуциркульная, четко выделяющаяся своей формой во внешнем облике памятника. Сводчатое перекрытие основывается на четырех подпружных арках стрельчатого очертания, которые расположены на равном расстоянии друг от друга. Подобное архитектурное решение подчеркивает ритмичность членения интерьера. Стрельчатого очертания свод взят под двускатную кровлю. Устройство пяти небольших стенных ниш различного назначения, в восточной части интерьера, несомненно, связано было с украшением остальной поверхности фресковой росписью. Еще до недавнего времени по обе стороны от алтарной арки едва заметны были следы фресковых изображений Божьей матери и архангела Гавриила. Освещение интерьера осуществляется двумя широкими окнами прямоугольной формы, открытыми в центре апсиды и в щипце западной стены. Вход в церковь - с западной стороны. Художественное убранство интерьера дополняли своеобразные резные медальоны. Это - круги, в которых вписаны равноконечные с расширяющимися концами кресты с четырехлепестковыми розетками между их ветвями (ныне разрушены злоумышленниками). В свое время в северной стене существовала купель, сделанная из цельного каменного блока. Внешнее убранство церкви отличается подчеркнутой скромностью. Кладка стен из средних размеров бута со вставками крупных камней с подтеской лицевой поверхности. Углы здания сложены вперевязь в той же технике. Наружные габариты здания - 14,2 х 6,6 м. Богаче решен западный фасад. Расположение элементов убранства асимметричное. Центральная ось подчеркнута высоким, прямоугольным окном, обрамленным крупными камнями. Над входом, устроенным южнее фасадной оси, установлена полукруглая перемычка из цельного блока, над которым снаружи устроен люнет без проема. Выше входного проема с полуциркульным верхом - выступающая, прямоугольного сечения на профилированных консолях двухцентровая арка, тимпан которой в свое время был украшен росписью, изображающей Пресвятую Богородицу вместе с младенцем Христом. Выразительным художественным элементом фасада является строительная надпись, высеченная на каменном блоке черного цвета. Чисто отесанная поверхность блока выделяет место надписи на фасаде, выложенном из грубо обработанных мелких камней. Текст помещен в глубине квадратной ниши, сдвинутой к правому краю прямоугольной плиты. Поскольку текст не вместился на предусмотренном для него месте, дату написания высекли на широкой левой рамке, а окончание -- на правой узкой. Церковь сегодня Сегодня церковь находится в аварийном состоянии. В 1999-2000 годах рухнули западные части свода и кровли. Каменные блоки упавшего свода находятся внутри церкви. На северной стене образовалась глубокая трещина. Трещины различных размеров имеются и на остальных стенах. Естественно, что в таких условиях процесс разрушения усиливается быстрыми темпами, что в скором времени приведет к полному разрушению этого средневекового памятника. Сооружение нуждается в неотлагательной и скорейшей реставрации. Изображения Библиография В.А. Захаров. Памятники армянской культуры Белогорского р-на Свято-Троице-Параскевиевский Топловский женский монастырь

Церковь Сурб Григор Лусаворич (Ставрополь)

Церковь Сурб Григор Лусаворич (Ставрополь) Սուրբ Գրիգոր Լուսավորիչ եկեղեցի Церковь Св. Григория Просветителя Ստավրոպոլի Սուրբ Գրիգոր Լուսավորիչ եկեղեցիДата основания: 2009 Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: Ставрополь, ул. Войтика, д. 33 Содержание 1 История 1.1 Первый храм 1.2 Второй храм 1.3 Закрытие 1.4 Восстановление храма 2 Изображения История Первый храм Согласно сведениям, приведенным ставропольским краеведом Иосифом Бентковским, первая деревянная армянская церковь начала строиться в Ставрополе в 1810 году, однако в силу недостатка средств не была завершена до 1830 года, когда в строительство включился генерал Георгий Эммануэль. Деревянное здание пришло в ветхость к середине XIX века: в 1850-х один из двух куполов храма, грозивший обрушением, был разобран. Тем не менее, оно простояло до 1870-х годов, когда от ветхости обрушился и второй купол. Второй храм Проект каменного храма на месте прежнего деревянного был заказан архитектору Федору Прозоровскому (не путать с московским воеводой Федором Прозоровским), и представлен в Эчмиадзинский армяно-григорианский синод 27 декабря 1876 года (по старому стилю)[3]. Уже 8 апреля 1881 года строительство храма было завершено. В его сооружение вкладывали средства ставропольские меценаты — купцы Гавриил Термикелов, Макар Попов и другие. При храме располагался и некрополь со склепами в ограде. Закрытие В 1920-е годы ценности храма были изъяты, его здание простояло полуразрушенным до 1960-х годов, и было взорвано в 1967 году. На его месте было построено здание Октябрьского райкома партии. Восстановление храма В XXI веке храм был восстановлен на новом месте на улице Войтика. Церемония освящения его креста и куполов была проведена главой епархии епископом Мовсесом (Мовсесяном) 22 ноября 2009 года. 9 декабря 2021 года церковь освятил глава Епархии Юга России ААЦ епископ Мовсес (Мовсесян). При освящении присутствовали клирики епархии, митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл (Покровский), первый заместитель председателя Правительства Ставропольского края Владимир Ситников, глава города Ставрополя Иван Ульянченко, начальник отдела по делам национальностей Сергей Зинёв и представители национально-культурных организаций края. Изображения

Церковь Святого Воскресения (Майкоп)

Церковь Святого Воскресения (Майкоп) Церковь Церковь Святого Воскресения Մայկոպի Սուրբ Հարություն հայկական եկեղեցի Дата основания: 1912 Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Руинированные и несохранившиеся церкви Адрес: Адыгея, Майкоп, ул. Победы, 10 Содержание 1 История 2 Архитектура 3 Состояние 4 Разное История Впервые армяне обосновались во второй половине XIX столетия. Это были выходцы из Новой Нахичевани, Крыма и областей Западной Армении, а также амшенские армяне из окрестностей города Трабзон, Орду, Самсун на южном побережье Черного моря, бежавшие из Османской империи от массовых армянских погромов. Церковь Святого Воскресения была построена в 1912 г. Архитектура Церковь изначально была прямоугольная в плане, двухэтажная, в стиле провинциальный модерн. Впоследствии путём достройки симметричной половины и превращении плана в П-образное храм утратил первоначальный вид. Состояние Объект культурного наследия народов РФ регионального значения. Рег. № 011510408430005 (ЕГРОКН). Разное В настоящее время - Филиал музея Востока (Майкоп).

Добавить информацию
Добавить услуги, сообщить о проблеме или просто написать нам

Информационный справочник для армян России и мира