Церковь Сурб Рипсиме (Ялта, Крым) Սուրբ Հռիփսիմե եկեղեցի Армянская Церковь Св. Рипсиме St. Hripsime Armenian Church, Yalta, Crimea, UkraineДата основания: 1909–1014 Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Содержание 1 История 2 Видео 3 Изображения 3.1 Хачкар 4 Библиография История Армянская церковь в Ялте отдаленно напоминает древний храм Рипсиме (VII-XII вв.) в Эчмиадзине. Здание, построенное в 1909–1014 годах архитектором Г.Тер-Микеловым по эскизам известного художника Вардгеса Суренянца, стоит на крутом склоне горы. Остроумно решение устройства парадного подхода к церкви. На южном фасаде сделан богато украшенный ложный вход в виде широкой арочной ниши. К площадке перед «входом» от ворот храма ведет грандиозная лестница, обсаженная кипарисами, поднимаясь по которой можно увидеть перед собой весь храм сразу — компактный, как бы высеченный из монолита, увенчанный шестигранным из того же камня шатром на изящном барабане. В конце подъема вдруг возникает еще один лестничный марш, который ведет к подлинному входу — на западной стороне церкви. Его строгий, скупо орнаментированный портал впечатляет не украшениями, а чистотой и ясностью стиля, гармонией простых декоративных деталей. Изумительное мастерство художника-декоратора, совершенство обработки камня сквозят в каждом квадратном метре фасадов церкви. Экстерьеру храма не уступает его интерьер — расписанный Суренянцем купол, дополняемый мраморным с инкрустациями иконостасом. Этот изумительный храм в Ялте (архитектор Вардгес Суренянц) наверное один из самых красивых адаптаций древнего армянского стиля к требованиям “нового времени”, в том числе и к необходимости в бо’льшей площади храма, и к необходимости согласовать храм с окружающим ландшафтом! Интересно, что архитектор решил эти две задачи сознательно сохраняя схожесть с формами Храма Рипсиме 612 года. Т. е. любой скажет, что это похоже на Рипсиме, но никто не назавет эту работу копией! Я бы хотел, чтобы Храм Григория Просветителя в Ереване был в этом духе. Ялтинскую армянскую церковь можно увидеть в кинокартинах «Праздник Святого Йоргена», «Овод», «Три толстяка», «Щит и меч» и других. Перед южным фасадом здания с левой стороны от арки есть скромная могильная плита. Рядом на стене - мемориальная доска: «Здесь похоронен Вардгес Яковлевич Суренянц (1860-1921) - известный армянский живописец, график и театральный художник, украсивший это здание внутри росписью». Видео Армянская церковь в Ялте (26.06.2016) Изображения Церковь Святой Рипсиме в Ялте до революции Входные ворота и главная лестница Хачкар Хачкар во дворе церкви Библиография Церковь Святой Рипсиме в Ялте — архитектурное сокровище Южного берега Крыма
не выбрано
Церковь Сурб Арутюн (Санкт-Петербург) Սուրբ Հարություն եկեղեցի Армянская Апостольская Церковь Св. Воскресенья St. Petersburg, St.Voskresenija (Resurrection) Armenian Apostolic ChurchРуководитель при регистрации: Настоятель - Саргис (Саргис Чопурян) Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: 199178, г. Санкт-Петербург, наб. Реки Смоленки, д. 29 Телефон/Факс: +7 (812) 350-06-42 Содержание 1 История 2 Разное 3 Библиография 3.1 Архивные источники 3.1.1 РГИА История Церковь Сурб Арутюн действует при МРО Церковь "Сурб Арутюн". История возведения церкви Св. Воскресения на реке Смоленке связана с личным горем, постигшим графа И. Л. Лазарева в 1791 г., когда на русско-турецкой войне погиб его единственный сын и наследник, адъютант князя Потемкина 23-летний Артемий, чьи останки перевезли в Россию и погребли на армянском Смоленском кладбище. Церковь Св. Воскресения была построена как фамильная усыпальница, где, согласно завещанию графа, надлежало хоронить членов его фамилии. Возводилась она в 1791-1794 гг. и была освящена архиепископом Иосифом Аргутинским-Долгоруким в 1794 г. К концу XVIII в. армянская колония так разрослась, что протоиерей Степан Лорис-Меликов в феврале 1781 г. обратился с просьбой в губернское правление выделить для армян отдельное кладбище. На армянском Смоленском кладбище под покрытыми мхом плитами покоятся многие представители общины, внесшие немалый вклад в армянскую и русскую культуру: автор популярного двухтомного армяно-русского словаря Александр Худобашев, профессор Главного педагогического института Ованес Амиди, профессор Санкт-Петербургского университета Керопе Патканян, книгопечатник Григорий Халдарян. Здесь же могила генерал-адъютанта штаба А. В. Суворова и его ближайшего сподвижника А. В. Хастатова, видного дипломата Матвея Гамазова, мецената и благодетеля С. С. Абамелек-Лазарева. Здесь похоронены заслуженная артистка России М. В. Папазян и генерал-лейтенант артиллерии И. Х. Иванян. Здесь покоятся представители известных фамилий – Сумбатовых, Лорис-Меликовых, Аргутинских-Долгоруких, Акимовых, Деляновых, Лалаевых, Дронициных. Здесь же похоронены служители армянских церквей Петербурга: архимандрит Епрем, протоиерей Габриел Патканян и другие духовные лица. В 1791 г. указом Екатерины II главе армянской общины И. Л. Лазареву было разрешено возвести по проекту Ю. М. Фельтена на участке, рядом со Смоленским лютеранским кладбищем, „для погребения умирающих армян небольшую каменную церковь“ вместе с богадельней. Эта церковь была задумана Лазаревым как семейная усыпальница. Вскоре была сооружена часовня, где первым был похоронен сын Лазарева – Артемий, адъютант кн. Г. А. Потемкина-Таврического, погибший в начале 1791 г. на русско-турецкой войне, а затем и сам И. Л. Лазарев, скончавшийся осенью 1801 г. В часовне было поставлено великолепное двойное надгробие, исполненное в 1802 акад. И. П. Мартосом. В 1808 г. брат Лазарева – Мина поручил подрядчику Кузьме Васильеву выстроить церковь, украшенную портиками и большим куполом, которая была возведена по проекту Л. Руска (?) на месте часовни и 5 октября 1808 г. освящена во имя Воскресения Христова. Интерьер в XIX веке был украшен росписью. К началу XX века в церкви находилось около 30 захоронений рода Лазаревых и других знатных семей армянского происхождения: Абамелик, Деляновых, Сумбатовых, родственно связанных с Лазаревыми. В XIX веке вокруг церкви образовалось армянское Лазаревское кладбище, позднее ставшее отделением Смоленского. Со временем надгробная церковь стала приходской, и при ней открылось благотворительное общество. К октябрю 1901 г., столетию со дня смерти И. Л. Лазарева, арх. А. М. Кочетов возвел для богадельни и квартир причта двухэтажный дом, выдержанный в армянском стиле. Храм был закрыт по решению Президиума Ленсовета от 9 мая 1931 г. и передан Геолого-разведочному управлению; произведение Мартоса в следующем году вывезли в Музей городской скульптуры. В 1939 г. захоронения на кладбище полностью прекращены. После войны здание служило мастерской скульптору В. Б. Пинчуку. В сентябре 1988 г. церковь вернули армянской общине, и 8 октября того же года в ней состоялось первое богослужение. После реставрации храм в 1989 был освящен. В здании б. богадельни размещена резиденция епископа Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви. В 1993 г. усилиями армянской церкви была открыта армянская воскресная школа, которую посещали дети от 7 до 15-летнего возраста. В первоначальное время, за неимением соответствующего помещения, занятия проводились в зале первого этажа пастырского дома церкви Сурб Арутюн на Васильевском острове. По соседству со зданием пастырского дома церкви Сурб Арутюн находится постройка XIX века, в которой с 1994 г. действует пекарня “Нканак”. С 1996 г., после возведения второго этажа, здесь действует производство национальной выпечки и лаваша. В 1997 г. при общине был организован Армянский молодежный союз “Нор серунд” (“Новое поколение”). С целью объединения армянской молодежи северной столицы в 1988 г., по благословению духовного пастыря армянской общины Санкт-Петербурга, ныне Главы Ново-Нахичеванской и Российский Епархии Епископа Езраса Нерсисяна был создан танцевальный коллектив “Наири”. 24 февраля 1993 г. по инициативе Армянской Апостольской Церкви Санкт-Петербурга и по благословению Католокоса Всех Армян Вазгена I вышел в свет первый номер двуязычной (армянский и русский) газеты “Аватамк” (“Веруем”). С 2006 г. действует женский совет “Рипсиме”, который организовывает благотворительную помощь соотечественникам, инвалидам и детским домам. 27 июня 2011 г. по благословению Его Святейщества Верховного Патриарха и Католикоса Всех Армян Гарегина II в торжественной обстановке был открыт культурный центр “Вернатун”. В нем проводятся концерты, выставки, встречи с видными деятелями искусства и науки, проводятся презентации книг и кинофильмов. Разное Входит в Религиозное объединение «Армянская Апостольская Православная Церковь всех армян». Библиография Литературные источники Георги. С. 113. Ленинград. Монументальная и декоративная скульптура XVIII–XIX веков. М.– Л., 1951. С. 77–79, 328 Армянская церковь Воскресения Христова (Санкт-Петербург) АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Армяно-григорианская церковь ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА на Смоленском армянском кладбище Архивные источники РГИА Ф. 796. Оп. 72. Д. 61 Ф. 880. Оп. 5. Д. 110 Ф. 1146. Оп. 1. Д. 12. Л. 43–44 Ф. 1286. Оп. 1. Д. 176 Ф. 1374. Оп. 1. Д. 305. Л. 141–142, 392
Санкт-Петербург
Армянская часовня в г. Болгар (Республика Татарстан)Дата основания: 08.05.2017 Конфессии: Армянская апостольская церковь Адрес: Республика Татарстан, Спасский район, г. Болгар, ул. Лихачева, д. 144 Содержание 1 История 2 Видео 3 Изображения 3.1 Экстерьер часовни 3.2 Интерьер часовни 3.3 Хачкар часовни 4 Библиография История 8 мая 2017 г. - в г. Болгаре состоялось открытие и освящение армянской часовни. В мероприятии принял участие епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен. В мероприятии также приняли участие активисты национально-культурной автономии армян РТ во главе с председателем Михаилом Хачатуряном. В этот же день правящий архиерей совершил чин освящения креста, установленного в часовне на территории Свято-Авраамиевского храма. Поклонный крест и часовня построены на средства руководителя ООО Сувар «Б» Арутюна Багдасаряна. 26 октября 2016 г. - а территории Храма Святого мученика Авраамия Болгарского (Владимирского) в г. Болгар (Татарстан) состоялось торжественное открытие армянского Хачкара («Крест-камень»), символизирующего дружбу между народом Армении и Татарстана. Исторически сложилось, что на болгарской земле с древних времён существовала армянская община. В Спасском районе проживают немало армян, которые являются четвертой нацией по численности населения после русских, татар и чуваш. В связи с этим возникла необходимость установить армянский Хачкар. Участников мероприятия поприветствовали Вице-президент Союза армян России, председатель национально-культурной автономии армян РТ Михаил Хачатурян и глава Спасского района Камиль Нугаев. Хачкар был изготовлен армянскими мастерами в Армении и доставлен в г. Болгар. На открытии присутствовали представители армянской диаспоры из Татарстана, Ульяновской, Самарской области и других регионов России. Видео Армянская часовня на территории Свято-Авраамиевского храма (прот. Владимир Головин). Видео Изображения Экстерьер часовни Армянская часовня располагается на территории Свято-Авраамиевского храма Интерьер часовни Хачкар часовни Библиография В Болгаре открылась армянская часовня Часовня Армянской апостольской церкви (Болгар, Республика Татарстан) Армянский Хачкар открыли в Татарстане
Болгар
Церковь Сурб Урбат (Тополевка)Дата основания: XIV-XV века Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Церковь-памятник Содержание 1 История 2 Архитектура 3 Церковь сегодня 4 Изображения 5 Библиография История В селе Тополевке (бывшее Топты, Топлы, Топлу) Белогорского района Республики Крым сохранились остатки двух армянских церквей, относящихся к XIV веку. Одна из них именуется Сурб Саргис (св. Сергия) и расположена внутри села. Вторая - Сурб Урпат (св. Пятницы) находится на юго-восточной его окраине. Эти древние сооружения представляют собою интереснейшие образцы средневекового христианского зодчества в Крыму, и свидетельствует о некогда многочисленном армянском населении этой местности. Это заключение соответствует сведениям средневековых армянских источников. Автор одного из них, имея в виду переселение в Крым во второй четверти XIV века многотысячных масс армян переселенцев, в результате чего вокруг издавна существовавших в Таврике армянских общин формировалась мощная и многолюдная армянская колония, пишет: "И тогда окрепли мы и умножились, и основали деревни и области, и построили домов сто тысяч, и тысяча церквей, и горы и долины от Феодосии до Сурхата и Карасу (ныне города Старый Крым и Белогорск) вместе с деревнями наполнили церквами и монастырями...". Церковь Сурб Урбат расположена на невысоком холме. В свое время к церкви вела каменная лестница, берущая начало у подножия холма. Время основания церкви неизвестно, однако, надпись на армянском языке, установленная на западной стене церкви, левее входа, повествует о ее основательном восстановлении в 1702 году: "Сей божественный прославленный храм, Что есть образ армянского народа, Заново возобновлен с основ Данью милостью крымской земли, Во имя святой девы пятничной Под начальством Акоба - мудрого учителя И надзирательством магдеси Иоаннеса И магдеси Айгина из Кафы, Руками каменщиков Григора и Тонакакна, В наслаждение священника тер Вардана, Дьякона Саргиса в лета 1151 армянского (1702)". Восстановление церкви в 1702 году позволяет ориентировочно отнести ее основание к XIV-XV векам, то есть к периоду, когда армянская колония Крыма переживала наивысший расцвет. Это предположение подтверждается и тем, что на территории села Топлолевки, в частности в вышеупомянутой церкви Сурб Саргис еще сохранились хачкары (крест-камни) с армянскими надписями XIV-XVI веков, что в свою очередь свидетельствует о наличии многолюдного армянского населения в селе в тот период. Некоторые исследователи считают, что вокруг церкви существовал монастырь. О том, что церковь окружали другие сооружения, возможно, хозяйственного и жилищного предназначения, свидетельствует и визуальный осмотр окрестности здания. О существовавшем же вокруг церкви кладбище с плитами без надписей, свидетельствует А. Маркевич в конце XIX века. Некоторые из этих надгробий сохранились по сей день. Служба в церкви Сурб Урбат прекратилась в конце XVIII века, после выселения христиан из полуострова. Согласно сведениям А.В. Суворова из деревни Топлы в 1778 году было выселено 212 армян. В самом начале XIX века село было заселено греками, переселенцами из Малой Азии. Архитектура Церковь Сурб Урбат принадлежит к типу небольших зальных строений с основной площадью молитвенного зала 48, 43 квадратных метров. Прямоугольное в плане сооружение с полукруглой апсидой строго ориентировано по направлению запад-восток. Алтарная апсида - полуциркульная, четко выделяющаяся своей формой во внешнем облике памятника. Сводчатое перекрытие основывается на четырех подпружных арках стрельчатого очертания, которые расположены на равном расстоянии друг от друга. Подобное архитектурное решение подчеркивает ритмичность членения интерьера. Стрельчатого очертания свод взят под двускатную кровлю. Устройство пяти небольших стенных ниш различного назначения, в восточной части интерьера, несомненно, связано было с украшением остальной поверхности фресковой росписью. Еще до недавнего времени по обе стороны от алтарной арки едва заметны были следы фресковых изображений Божьей матери и архангела Гавриила. Освещение интерьера осуществляется двумя широкими окнами прямоугольной формы, открытыми в центре апсиды и в щипце западной стены. Вход в церковь - с западной стороны. Художественное убранство интерьера дополняли своеобразные резные медальоны. Это - круги, в которых вписаны равноконечные с расширяющимися концами кресты с четырехлепестковыми розетками между их ветвями (ныне разрушены злоумышленниками). В свое время в северной стене существовала купель, сделанная из цельного каменного блока. Внешнее убранство церкви отличается подчеркнутой скромностью. Кладка стен из средних размеров бута со вставками крупных камней с подтеской лицевой поверхности. Углы здания сложены вперевязь в той же технике. Наружные габариты здания - 14,2 х 6,6 м. Богаче решен западный фасад. Расположение элементов убранства асимметричное. Центральная ось подчеркнута высоким, прямоугольным окном, обрамленным крупными камнями. Над входом, устроенным южнее фасадной оси, установлена полукруглая перемычка из цельного блока, над которым снаружи устроен люнет без проема. Выше входного проема с полуциркульным верхом - выступающая, прямоугольного сечения на профилированных консолях двухцентровая арка, тимпан которой в свое время был украшен росписью, изображающей Пресвятую Богородицу вместе с младенцем Христом. Выразительным художественным элементом фасада является строительная надпись, высеченная на каменном блоке черного цвета. Чисто отесанная поверхность блока выделяет место надписи на фасаде, выложенном из грубо обработанных мелких камней. Текст помещен в глубине квадратной ниши, сдвинутой к правому краю прямоугольной плиты. Поскольку текст не вместился на предусмотренном для него месте, дату написания высекли на широкой левой рамке, а окончание -- на правой узкой. Церковь сегодня Сегодня церковь находится в аварийном состоянии. В 1999-2000 годах рухнули западные части свода и кровли. Каменные блоки упавшего свода находятся внутри церкви. На северной стене образовалась глубокая трещина. Трещины различных размеров имеются и на остальных стенах. Естественно, что в таких условиях процесс разрушения усиливается быстрыми темпами, что в скором времени приведет к полному разрушению этого средневекового памятника. Сооружение нуждается в неотлагательной и скорейшей реставрации. Изображения Библиография В.А. Захаров. Памятники армянской культуры Белогорского р-на Свято-Троице-Параскевиевский Топловский женский монастырь