Церковь Сурб Рипсиме (Ялта, Крым) Սուրբ Հռիփսիմե եկեղեցի Армянская Церковь Св. Рипсиме St. Hripsime Armenian Church, Yalta, Crimea, UkraineДата основания: 1909–1014 Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Содержание 1 История 2 Видео 3 Изображения 3.1 Хачкар 4 Библиография История Армянская церковь в Ялте отдаленно напоминает древний храм Рипсиме (VII-XII вв.) в Эчмиадзине. Здание, построенное в 1909–1014 годах архитектором Г.Тер-Микеловым по эскизам известного художника Вардгеса Суренянца, стоит на крутом склоне горы. Остроумно решение устройства парадного подхода к церкви. На южном фасаде сделан богато украшенный ложный вход в виде широкой арочной ниши. К площадке перед «входом» от ворот храма ведет грандиозная лестница, обсаженная кипарисами, поднимаясь по которой можно увидеть перед собой весь храм сразу — компактный, как бы высеченный из монолита, увенчанный шестигранным из того же камня шатром на изящном барабане. В конце подъема вдруг возникает еще один лестничный марш, который ведет к подлинному входу — на западной стороне церкви. Его строгий, скупо орнаментированный портал впечатляет не украшениями, а чистотой и ясностью стиля, гармонией простых декоративных деталей. Изумительное мастерство художника-декоратора, совершенство обработки камня сквозят в каждом квадратном метре фасадов церкви. Экстерьеру храма не уступает его интерьер — расписанный Суренянцем купол, дополняемый мраморным с инкрустациями иконостасом. Этот изумительный храм в Ялте (архитектор Вардгес Суренянц) наверное один из самых красивых адаптаций древнего армянского стиля к требованиям “нового времени”, в том числе и к необходимости в бо’льшей площади храма, и к необходимости согласовать храм с окружающим ландшафтом! Интересно, что архитектор решил эти две задачи сознательно сохраняя схожесть с формами Храма Рипсиме 612 года. Т. е. любой скажет, что это похоже на Рипсиме, но никто не назавет эту работу копией! Я бы хотел, чтобы Храм Григория Просветителя в Ереване был в этом духе. Ялтинскую армянскую церковь можно увидеть в кинокартинах «Праздник Святого Йоргена», «Овод», «Три толстяка», «Щит и меч» и других. Перед южным фасадом здания с левой стороны от арки есть скромная могильная плита. Рядом на стене - мемориальная доска: «Здесь похоронен Вардгес Яковлевич Суренянц (1860-1921) - известный армянский живописец, график и театральный художник, украсивший это здание внутри росписью». Видео Армянская церковь в Ялте (26.06.2016) Изображения Церковь Святой Рипсиме в Ялте до революции Входные ворота и главная лестница Хачкар Хачкар во дворе церкви Библиография Церковь Святой Рипсиме в Ялте — архитектурное сокровище Южного берега Крыма
не выбрано
Церковь Сурб Саркис (Святого Саркиса) в Воронеже Вид заведения Церковь Дата основания 2015 год Адрес 394000 Воронежская область город Воронеж улица Донбасская дом 2 Телефон +7 (985) 763-30-97 История Действует при МРО Церковь "Сурб Саркис" Построена в 2012-2015 годах по проекту архитектора Геворга Ширваняна Финансирование осуществлено Воронежской армянской диаспорой Освящена в честь легендарного армянского героя-христианина Саркиса Архитектурная конструкция Небольшое здание облицованное розовым туфом Конусообразная сегментированная каменная кровля Барельеф всадника поражающего копьем дракона на фасаде Многочисленные барельефы и орнаменты на внешних стенах Две колонны по сторонам входа Большой ажурный крест и фигуры в монашеских рясах над входом Интерьер расписан армянскими художниками в национальном стиле Много резных элементов в моленном зале Великолепная центральная люстра В алтаре камень из древней разрушенной церкви с барельефом Божией Матери с младенцем Изображения Детали экстерьера храма Интерьер храма Библиография Церковь Св Саркиса в Воронеже Армянская церковь Святого Саркиса Воронеж Церковь святого Саркиса Церковь Святого Саркиса в Воронеже Фото храма
Воронеж
Церковь Сурб Катарине (Санкт-Петербург) Սուրբ Եկատերինա եկեղեցի Церковь Св. Екатерины St.Ekatherine Armenian Apostolic Church Սանկտ-Պետերբուրգի Սուրբ Եկատերինա եկեղեցիДата основания: 19.06.2000 Руководитель при регистрации: Настоятель Заргарян Самвел Аршавирович Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: Санкт-Петербург, Невский проспект, д. 40-42 Ссылки: Сайт [1] Содержание 1 История 1.1 План церкви 2 Архитектура 3 Творческие коллективы при церкви 4 СМИ 5 Изображения 6 Разное 7 Библиография История Первые армяне появились в Санкт-Петербурге почти сразу после основания города. В 1710 году они создали свою общину. В это время они собирались в частных домах. Первое прошение о постройке армянской церкви от архимандрита Минаса было подано в 1714 году, но было отклонено властями. Только 25 сентября (6 октября) 1725 года столичная община, насчитывавшая 30 дворов, получила согласие Синода на открытие молитвенного дома в деревянном здании на 3-й линии Васильевского острова. В январе 1740 года Лука Ширванов (Гукас Ширванян) получил разрешение построить «церковь армянскую небольшую каменную своим иждивением». Но после смерти Анны Иоанновны строительство прекратилось. В соответствии с манифестом, изданным в июле 1763 года, о свободном отправлении церковных обрядов всеми народами, поселившимися в России, в обеих столицах были отведены места под строение иноверческих церквей и причастных к ним зданий. 22 мая (2 июня) 1770 года по челобитной главы армянской общины И. Л. Лазарева «с прочими армянами» последовало устное повеление Екатерины II «дозволить им построить в Петербурге церковь». Место для церкви было отведено на участке бывшей Малой придворной конюшни «в знатном у столице положении на Большом проспекте, против каменного гостиного двора, почему и сооружение церкви требовало немалого капиталу...». Работы велись по проекту Ю. М. Фельтена достаточно быстро и уже в 1772 году церковь была освящена. Её строительство обошлось в 33 тыс. рублей. На сооружение храма И. Л. Лазарев лично пожертвовал 30 тыс. рублей, на которые и была сооружена церковь в соответствии с парадным великолепием центра столицы. За такую услугу общиной было позволено ему возвести на церковной земле свой собственный дом с южной стороны в линию с застройкой проспекта (Невском пр., 42). Выстроенное по проекту Фельтена жилое здание обошлось Лазареву в 50 000 рублей. Строительство северного флигеля производилось на десятилетие позднее. Построив здания целиком на свои деньги, Лазарев тем самым упрочил авторитет наиболее влиятельного лица в армянской общине. Позже он продал дома за ту же цену церковному приходу. 18 февраля 1780 года армянский архиепископ Иосиф (Аргутинский) при участии восьми священников и в присутствии князя Г. А. Потемкина-Таврического совершил освящение храма во имя великомученицы Екатерины, небесной покровительницы Императрицы. Церковь стала центром армянской культуры в Петербурге: при ней была открыта типография и национальная школа, действующая и по сей день. В 1794-1797 годах перед церковью были выстроены ворота. В 1841 году был произведён первый капитальный ремонт церкви архитектором Л. Ф. Вендрамини. В конце 1858 года была установлена чугунная решетка ворот, отлитая на фабрике Шопена по проекту Н.П. Гребёнки (существовала до конца XIX века). В 1865 году первоначальная башенка была превращена в колокольню для трёх колоколов. В 1887 году художник И.К. Айвазовский подарил общине картину «Христос на Тивериадском озере». В 1900-1906 годах А.И. Таманян произвел новый капитальный ремонт здания, укрепив стены и перекрытия и сделав хоры. План церкви В 1915 году из ризницы Большой церкви Зимнего дворца были переданы частицы мощей апостола Фаддея и святого Григория Просветителя. Приход подчинялся Нахичевано-Бессарабскому епископату с центром в Кишинёве. В мае 1930 года церковь была закрыта. В 1931—1934 была разделена перекрытиями. В здании находился штаб ПВО, а после войны — мастерская декораций театра музыкальной комедии. В 1990 году армянская община обратилась с просьбой о возвращении церкви. Однако для того, чтобы получить в своё ведение храм и использовать его по назначению, необходимо было, в первую очередь, создать и зарегистрировать религиозное объединение. В соответствующую инстанцию был представлен список из четырнадцати лиц, составляющих основу данного объединения. Вот их имена: Аветисян Армен Азатович, Адамян Вагаршак Сергеевич, Адамян Юрий Григорьевич, Аматуни Владимир Наполеонович, Арамян Грант Карапетович, Атоян Владимир Айказович, Долиев Николай Александрович, Калантарян Рубина Рубеновна, Кочарян Артур Юрьевич, Мартиросян Серж Асатурович, Саргсян Армен Геворгович, Саргсян Самвел Оганесович, Сафаров Левон Арамович, Срапян Варсик Никогосовна. 14 марта 1993 года в ней состоялось первое богослужение, после чего началась реставрация. Полное освящение храма осуществил 12 июля 2000 года католикос всех армян Гарегин II в присутствии Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. В этот день из Эрмитажа общине были возвращены мощи святого Григория. Архитектура Здание было построено архитектором Ю. М. Фельтеном в глубине участка, в створе домов № 40 и 42, фасады которых вытянуты по линии Невского проспекта (строительство северного флигеля производилось на десятилетие позднее, возможно, помощником Фельтена арх. Егором Соколовым). Из-за этого и главный фасад церкви неизбежно должен был быть ориентирован на Невский, а главный вход в храм — находиться не с западной, как принято, а с южной стороны. При том что единственная апсида церкви ориентирована на восток, внутреннее пространство церкви приобретает достаточно сложный характер. В основу архитектурного решения фасада зодчий положил те же принципы, которыми он руководствовался и создавая чуть ранее лютеранскую церковь Св. Екатерины на Васильевском острове, но при этом заметно усилил его декоративное оформление, а сам портик получил более сильный вынос и дополнительные боковые стенки, с торцов оформленные пилястрами. Для того чтобы придать большее разнообразие поверхности стены, используются разные формы проёмов: прямоугольные и арочные в первом ярусе и небольшие круглые окошки (сочетающиеся с квадратными филёнками) — во втором. Вместо строгих капителей тосканского ордера здесь в колоннах портика и сдвоенных пилястрах, закрепляющих углы фасада, Фельтен использовал ионические капители «с висюльками», а на стенах между оконными проёмами первого и второго яруса размещены барельефы, воспроизводящие типичный барочный мотив — головки путти в облаках. Ангелочки же водружают крест над входной дверью в храм. Поле фронтона заполняет многофигурная композиция: «Католикос Григор Просветитель свершает крещение царя Трдата III». В интерьере главный элемент декора — 20 парных колонн композитного ордера, размещённых по углам подкупольного квадрата и в преддверии алтарной апсиды. Облицованные жёлтым искусственным мрамором, с белыми капителями, они выразительно смотрятся на фоне беломраморных стен. Над колоннами — не прерываясь, по всему периметру помещения — тянется декоративный карниз с дентикулами. Творческие коллективы при церкви Танцевальный ансамбль "Наири" СМИ Газета "Аватамк" ("Веруем") При храме выходит газета "Аватамк" ("Веруем"), главным редактором которой является известный литератор, переводчик Армен Меружанян. Изображения Разное Входит в Религиозное объединение «Армянская Апостольская Православная Церковь всех армян». Местная религиозная организация была зарегистрирована 19.06.2000. Духовный пастырь – священник Саркис Чопурян. Библиография Армянская Апостольская Церковь Св. Екатерины в Санкт-Петербурге
МРО "Церковь Сурб Вардан" Древне-Восточного Православия г. Кисловодска Местная религиозная организация "Церковь Сурб Вардан" Древне-Восточного Православия г. Кисловодска Сравропольского края Армянской Апостольской Церкви Дата основания: 20.11.1998 Руководитель при регистрации: Настоятель - Погосян Сергей Размики Адрес: 357700, Ставропольский край, город Кисловодск, улица Кутузова, д. 107, Б История МРО Церковь "Сурб Вардан" окормляет Церковь Сурб Вардан Мамиконян. Учредители Петросян Георгий Альбертович Петросянц Геворк Суренович Мартиросян Генрих Юрьевич Хачатурьянц Карп Робертович Акопян Алла Рафаэловна Аванян Григорий Павлович Аветисян Альберт Рафикович Тумасян Арарат Ваганович Вартанян Артур Надоевич Хачатурьянц Артем Робертович
Кисловодск