Церковь Сурб Никогайос (Евпатория) Սուրբ Նիկոլայ եկեղեցի Армянская церковь Святого Николая Чудотворца St. Nikolay (Evpatoria) Եվպատորիայի Սուրբ Նիկոլայ եկեղեցիДата основания: 1820 Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: Евпатория, улица Интернациональная, 44 Содержание 1 История 2 Архитектура 3 Изображения 4 Разное 5 Библиография История В 1704 г. в Гезлеве, одновременно с другими христианскими храмами Крыма, была сожжена армянская церковь Св. Никогайоса (Николая). В 1817 г. на месте первой церкви армяне основали каменный храм. Но строительство новой армянской церкви было завершено в 1830-40-х гг. из-за отсутствия необходимых денежных средств. Теперешнее здание, являющееся памятником архитектуры, сооружено в 1855 г. армянской общиной города. Армянам пришлось возводить новую церковь — на другом месте. Сначала храм был деревянным. В «Справочной книге города Евпатории и уезда», изданной в 1888 году, история армянского храма описана так: «За крепостью находился квартал армян и Церковь св. Николая, сожжена татарами, потом была выстроена деревянная, вместо которой в 1817 году была заложена каменная с тремя воротами». Сооружалась церковь довольно долго, так как не хватало денег. Строительство новой церкви было завершено только в 30-40-х годах XIX века. Во время Крымской войны Евпатория перешла под контроль англо-франко-турецких войск. В армянской церкви стал на постой французский гарнизон. Солдаты оставили многочисленные граффити, оштукатуренные по окончании войны местной общиной. После Крымской войны вокруг появился фруктовый сад. Рядом — здание начального училища (1891), позже — церковно-приходская школа для мальчиков (1909). Советская власть церковь закрыла, настоятель был выселен, купола, колокольня и порталы были разрушены. С 1984 года является памятником архитектуры. В июне 2012 года в День празднования армянской культуры отреставрированная церковь была открыта. В 2019 году здание церкви, церковной школы и дом настоятеля, находившиеся ранее в оперативном управлении Евпаторийского дома-интерната для престарелых, переданы армянской церкви в безвозмездное пользование сроком на 100 лет. Архитектура Армянская церковь возведена из гладко отесанных блоков белого известняка. Некогда это была купольная базилика, три ее нефа перекрыты сводами, алтарная часть завершена полукруглой апсидой. Восьмигранный барабан и купол утрачены. Церковь имеет западный, северный и южный входы. Над ними были небольшие портики с крестовыми сводами. Западный служил колокольней. На восточной стене сохранился хачкар, дословно «крест-камень» — рельефное изображение креста, непременный атрибут армянской культовой архитектуры. Над нижним рядом прямоугольных окон, оформленных наличниками со стрельчатой бровкой, расположен ряд круглых отверстий. Изображения Разное На территории церкви находится дом престарелых и инвалидов. Вокруг армянской церкви некогда располагался армянский квартал. Объект культурного наследия народов РФ регионального значения. Рег. № 911710938550005 (ЕГРОКН). Библиография Армянская церковь / Евпатория Крымский архитектурный портал
не выбрано
Евпатория, улица Интернациональная, 44
Церковь Србоц Рештакапетац (Канаш) Церковь Святых АрхангеловКонфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Телефон/Факс: +7 (835) 334-62-71 Содержание 1 История 2 Архитектура 2.1 Церковный Совет 2.2 Ревизионная комиссия 3 Библиография История Церковь Србоц Рештакапетац строится при МРО Церковь "Сурб Рештакапетац". В декабре 2011 г., от имени армянской общины города, координатор инициативной группы по возведению церкви в Канаше Агамирян Вадим Сергеевич обратился в Ново-Нахичеванскую и Российскую Епархию с просьбой рекомендовать архитектора для создания проекта храма. Архитектором стал Макян С.В. 12 октября 2012 г. Его Святейшество Верховный Патриарх и Католикос Всех Армян Гарегин Второй утвердил проект церкви в Канаше и направил свои благословения и пожелания Божьей помощи Главе Ново-Нахичеванской и Российской Епархии Епископу Езрасу Нерсисяну. Архитектура Архитектурный образ армянской церкви в Канаше представляет собой тип крестово-купольной церкви. Оригинальность образа создается за счет расширения пространства в участках между крыльями креста, и своим общим планом церковь почти идеально вписывается в окружность и внешне роднится с так называемыми “круглыми” церквами средневековой Армении. В проекте предложена также скрытая в корпусе церкви звонница, выходящая арочным проемом на стене западного фасада. Проектом строительство храма предлагается из армянского “абрикосового” туфа. Церковный Совет Авакян Артур Рафаэлович Агамирян Араик Сергеевич Агамирян Вадим Сергеевич - председатель Амазарян Альберт Арзуманович Галстян Усик Людвигович Гурджиян Феликс Назарович Кроян Гегам Вардгесович Микаэлян Тигран Тельманович Саргсян Барсег Араратович Согомонян Вагинакн Володяевич Тамразян Артавазд Норикович Элчян Гагик Робертович Ревизионная комиссия Амазарян Агван Арзуманович Маргарян Макар Папанинович Погосян Акопик Володяевич - председатель Библиография Армянская церковь в Канаше
Церковь Сурб Амбарцум (Нахичеван-на-Дону) Церковь Сурб Амбарцман Սուրբ Համբարձում եկեղեցի Дата основания: 02.03.1781 Основатель: Иосиф Аргутинский Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Руинированные и несохранившиеся церкви Содержание 1 История 1.1 Архитектура 1.2 Реликвии 1.3 Церковно-приходская школа 1.4 Судьба храма в советское время 1.5 Священнослужители церкви Сурб Амбарцум с 1843 года 1.6 Разное 2 Библиография История Церковь Сурб Амбарцум (Вознесенский храм) строилась с 1781 года и была освящена Иосифом Аргутинским 27 августа 1783 года. Церемония освящения проходила в очень торжественной обстановке при большом скоплении людей. На ней присутствовало много “знатных русских”, которые вместе с другими знатными нахичеванцами были приглашены полковником Абрамовым на обед, устроенный в его доме. Была построена в 1798 году. Каменный Вознесенский храм стоял в северо-восточной части города между 34-й и 36-й линиями на Вознесенской улице (ныне улица Рябышева). Это была небольшая приходская церковь с полукруглой апсидой, световым барабаном с куполом и небольшой звонницей над входом. В 1799 г. произведен капитальный ремонт церкви. Главный алтарь был сооружен на средства купца Матвея Христофоровича Шорбаронова. С 1863 по 1868 гг. в церкви проводился ремонт на средства собранные с прихожан. В августе 1879 года церковь была ограблена. Было украдено всё церковное имущество и утварь. К 1882 году церковь была восстановлена. 6 июня 1898 - в Нахичеванскую Городскую Управу обратился ктитор Вознесенской церкви Егор Христофорович Алаханов с прошением следующего содержания: “Небезызвсвестно всем, что наш храм находится в настоящее время в таком положении, что по ветхости своей следует непременно переустроить, т.к. прихожане нашей церкви большей частью вообще малоимущего состояния, то трудно ожидать от них всепомоществования, удовлетворяющего потребность для сооружения нашего храма, а потому я осмеливаюсь просить Городскую Управу ходаиайствовать перед Думой в настоящем же заседании о назначении единовременной субсидии по своему усмотрению для сооружения св.Храма Вознесения Христова”. В ответ на эту просьбу на своем заседании Городская Управа вышла с предложением в Городскую Думу ассигновать на ремонт церкви единовременное пособие в сумме 2 тыс. рублей и внести эту сумму в смету на будущий 1899 г. Городская Дума на своем заседании согласилась с заключением Управы. Одновременно с этим было создано попечительство для организации сбора пожертвований. В 1898-1899гг. году были завершены ремонтно-восстановительные работы в церкви. При храме существовало армянское духовное училище. Архитектура Архитектурный стиль и строительные решения Сурб Амбарцума были такие же, как у всех 5 старых нахичеванских храмов. Небольшая приходская церковь с куполом посредине, с выступающей полукруглой апсидой по восточной стене, где был алтарь, с объемистым подвалом. Три двери, обрамленные колоннами, перед западной - колокольня, снизу глухая. Наличники, карнизы классических образцов. Фасады оформили лаконичным классическим декором. Характерная деталь - встроенные в стену хачкары, каменные памятные знаки, стоявшие в Крыму века, но выкорчеванные и вывезенные переселенцами. В Сурб Амбарцуме хачкаров было меньше, чем в других церквях. Самый интересный - на фасаде, с высеченной надписью в память некоего Карапета, от 1439 г. Была надпись и на мраморе под купелью - "во спасение души отца Хуниар-оглу Барсега Григора и матери Мариам, год 1799 декабрь 13-го". На восточной стене текст сообщал: "Благодаря и милосердием всемогущего Бога воздвигнута главная паперть церкви св. Амбарцума трудом и средствами господина - Хачатура Мадтеосовича Шерпароняна вместе с супругой И родителями во имя и честь и в хвалу единого Бога в 1799 году в Новом Нахичеване. Теперь, когда встретите эту надпись, вспомните и вы Богом ниспосланного всеобщего спасителя верховного, апостолотроиного венчанного и верховного посланца Эчмиадзинского кафедрального собора святейшего архиепископа Иосифа". Е. Шахазиз весьма неодобрительно отзывался об интерьере св. Амбарцума. "Неприятное впечатление оставляет у армянских богомольцев позолота и посеребренность ее многочисленных картин, которые сами по себе не представляют никакой ценности. Особенно некрасивы картины, установленные на площадках священников перед клиросом с обеих сторон, которые, собственно, и установлены, чтобы закрыть спины священников, как будто у служителей церкви есть что-то тайное, что надо непременно закрыть, отделить их от народа. Это уродует церковь. Удивительно то, что эту церковь только что основательно обновили и имели возможность обратить внимание на ее внутреннее оборудование, придать ей армянскую форму и заменить стиль строительства армянским. Однако длительный отрыв от традиционной родины уже выработал в переселенцах новый вкус, новые понятия и идеалы. Сказались оторванность от Армении и влияние живущих с ними рядом других народов. Переселенцам кажется уже странным и армянский вкус, и обычай звонить в колокола, и многие особенности армянской жизни. К тому же ктитор и попечитель строительства изготовили роскошную мраморную доску и на ней торжественными словами записали летопись строительства храма. Она должна быть прикреплена на видном месте к одной из стен церкви и таким образом увековечить их имена". Реликвии В церкви хранились мощи Сурб Минаса Египтаци, Сурб Оксентиоса Айрапети и частица древа жизни, привезённая из Крыма. Церковно-приходская школа При содействии Петроса Николаевича Хрмачяна 1ноября 1867 г. во дворе церкви Сурб Амбарцум была открыта школа. В 1902 году школа была закрыта и вновь открыта в 1906 году. Судьба храма в советское время Служба в церкви совершалась до 1936 года. В тот год во время бури, 18 августа, была сорвана крыша, и храм закрыли на ремонт. Но открыт он так и не был. Впоследствии церковь разобрали, а духовное училище перестроили и в нем открыли Лесную школу. Священнослужители церкви Сурб Амбарцум с 1843 года Священник Никохайос Сагимьянц Священник Карапет Чолахьян Священник Минас Пахальян Протоиерей Петорс Карапетович Чолахьян (умер в 1929) Протоиерей Хачатур Акопович Бугаян (1938) Разное В ограде церкви находилось кладбище, где был похоронен известный нахичеванский благотворитель Мкртыч Гогоян, основатель армянской женской прогимназии. В 1914 году во дворе церкви был похоронен благотворитель церкви Геворг Алаханянц. При церкви существовало мужское приходское училище, построенное 27 июля 1866 г. Во дворе бывшей Вознесенской церкви в 1942 году за убийство немецкого офицера оккупантами были расстреляны несколько десятков ни в чем не повинных мирных жителей. Библиография Вартанян В.Г., Казаров С.С. Армянская-Апостольская Церковь на Дону. Ростов н/Д., 2001 Малаховский Е.И., Лаптев Г.Ф. Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие. Ростов-на-Дону, АКРА, 2003 Халпахчьян О.X. Архитектура Нахичевани-на-Дону // Ер. 1988 Сидоров В. Энциклопедия старого Ростова и Нахичевани-на-Дону» в 7 томах (1994-1997). Т.5 ЦЕРКВИ ГОРОДА НАХИЧЕВАНИ-НА-ДОНУ Шахазиз Е. Новый Нахичеван и новонахичеванцы / Перевод с армянского Шагиняна Ш.М. Ростов-на-Дону, 1999 Российская и Ново-Нахичеванская епархия Армянской Апостольской Церкви. Исторический путь. М., 2013