Церковь Кристос Пркич (Буденновск)

Описание

Церковь Кристос Пркич (Буденновск) Церковь Христа СпасителяДата основания: 1819 Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Руинированные и несохранившиеся церкви Содержание 1 История 2 Видео 3 Изображения 4 Библиография История Церковь Христа Спасителя (Кристос Пркич), возведена в Святом Кресте в 1819 году, погибла в Прикумске в результате поджога и последовавшего за ним пожара в 1926 году. по материалам книги В.З. Акопяна. При церкви Христа Спасителя (Кристос Пркич) была армянская школа. Видео Армяне Ставрополья Изображения Заместитель председателя ОО АО «Святой Крест» БМО Галина Захарова рассказывает о церкви Христа Спасителя Библиография Фотографии г. Святой Крест из каталога Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве

Город:

не выбрано

Адрес:

Руководитель:
Другие
Церковь Сурб Вардан Мамиконян (Кисловодск)

Церковь Сурб Вардан Мамиконян (Кисловодск) Սուրբ Վարդան Մամիկոնյան եկեղեցի Церковь Св. Вардана Мамиконяна Sourp Vartan Armenian Apostolic Church Կիսլովոդսկի Սուրբ Վարդան Մամիկոնյան եկեղեցիДата основания: 1992-1997 Руководитель при регистрации: Настоятель - Погосян Сергей Размики Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Епархия, приход : Ново-Нахичеванская и Российская Епархия ААЦ Адрес: 357700, Ставропольский край, г. Кисловодск, ул. Кутузова, д. 107, к.б Телефон/Факс: +7 (879) 376-93-03, +7 (918) 790-58-41, +7 (879) 373-93-03 Содержание 1 История 2 Видео 3 Изображения 4 Библиография История Церковь Сурб Вардан Мамиконян действует при МРО Церковь "Сурб Вардан". История строительства храма Сурб Вардан Мамиконян в Кисловодске – это и история возрождения пятнадцатитысячной армянской общины. Армяне поселились в Кисловодске на заре его основания (1803 г.). Так, одним из первых сооружений в русской крепости стал особняк Хастатовых. Генерал-майор Аким Васильевич Хастатов (1756-1809), выдающийся военный деятель России, происходил из знатного армянского рода. Дом Хастатовых был своеобразным центром культурной жизни Кисловодска. У них неоднократно гостил великий русский поэт М.Ю. Лермонтов. В начале ХХ века местное армянское общество предприняло решительные меры по воплощению давнего намерения соорудить в городе церковь. В самом центре города был сооружён молельный дом и школа при нём. В период гражданской войны этот духовный и культурный очаг был уничтожен. В 1989 г. в Кисловодске было образовано армянское общественное объединение «Крунк» (первое подобное объединение в Ставропольском крае), которое в течение многих лет возглавлял Валерий Уришанович Галустов. А в конце 2011 года полномочия председателя МАНКА «Крунк» были переданы Сурену Артоваздовичу Манукову, который является лидером армянской общины г. Кисловодска и по сей день. Воздвижение армянской церкви стало ностальгической идеей общины. В августе 1991 г. в возвышенной части города в районе армянского посёлка прошло празднование семидесятилетия со дня его основания. Именно тогда было решено сделать всё возможное для выделения здесь места под строительство духовного и культурного центра. При содействии городской администрации недалеко от армянского посёлка на живописном холме был выделен участок. 5 марта 1992 г. состоялось торжественное освящение земли, выделенной под строительство церкви, которой решено было дать имя Св. Вардана Мамиконяна – полководца, причисленного к лику святых. В феврале следующего года торжественно открылся молельный дом (в приспособленном для этой цели вагончике), в котором начал проводить службу вначале иеромонах Сукиас Тертерян, а с 1993 г. – священник Тер Саргис Погосян. На территории возводимой церкви регулярно собирался своеобразный штаб, состоящий из руководства церковно-приходского совета и руководства общества «Крунк». В проектировании и строительстве церкви приняли участие: главный строитель – В. Маркарян, архитекторы – А. Арустамян и Э. Погосов, художник – Ю. Багдасаров, скульптор – Г. Курегян, конструктор – В. Кеворкян и многие другие. 1 мая 1994 г., в день празднования Христова Воскресения, на куполе возведённой церкви был водружен крест. С его установлением символически завершался важный этап в работах по возведению храма. Теперь вся творческая энергия художника, скульптора, архитектора переместилась во внутрь храма. Весной 1996 г., в День Пасхи Христовой, врата церкви Сурб Вардан Мамиконян открылись для прихожан. 3 июня церковь посетил президент республики Армения Левон Тер-Петросян, чей приезд совпал с окончанием всех работ по возведению церкви Сурб Вардан Мамиконян. Торжественное освящение храма произошло 31 августа 1997 г. во время визита на Кавказские Минеральные Воды блаженной памяти католикоса Гарегина I. Это был его первый обряд освящения Храма на территории России. А за несколько месяцев до его прибытия Кисловодск посетил нынешний католикос Гарегин II, высоко оценивший проделанную работу и благословивший жителей города и всего Ставрополья. В настоящее время храм Сурб Вардан Мамиконян находится в центре уникального культурно-религиозного комплекса, где располагается здание культурно-национальной автономии «Крунк». Этот комплекс 24 апреля 1999 г. дополнился величественным монументом в память жертвам геноцида 1915-1923 гг., созданный по проекту известного кисловодского художника-графика Ю. Багдасарова. Называется памятник «Колокол памяти». Другие памятники - хачкары. Самый большой хачкар на территории церкви называется «Во имя веры и отечества». Другой называется «Во имя мира и дружбы». Третий, в отличие от предыдущих сделан не из туфа, а из базальта. Сделан он в память о спитакском землетрясении 1988 г. С 2007 г. этот уникальный комплекс пополнился ещё одним объектом – зданием культурно-образовательного центра. Возведение объекта пришлось на некоторое время отложить. С 2012 г. вновь возобновилось строительство центра, где все желающие смогут изучать армянский язык, заниматься танцами и спортом, проводить концерты, конференции и многое другое. В 2012 г. исполнилось 15 лет со дня открытия Армянской Апостольской церкви «Сурб Вардан» в г. Кисловодске. На протяжении этих лет для всех прихожан церковь стала центром не только духовного очищения, но и приобщения к великим и могучим корням армянского народа. 7 мая 2017 г. на территории ААЦ "Сурб Вардан" города Кисловодска состоялось освящение Хачкара, установленного к 25-летию взятия г. Шуши! Хачкар был освящен Его Преосвященством Епископом Мовсесом, Главой Епархии Юга России ААЦ и духовентовм Епархии. Видео Армянские церкви России/Кисловодск/HAYK media Изображения Хачкар, установленный в честь 25-летия освобождения г. Шуши Библиография История строительства храма Сурб Вардан Мамиконян в Кисловодске Армянская апостольская церковь "Сурб Вардан" - фотогаллерея Освящение Хачкара к 25-летие освобождения г. Шуши (07.05.17)

Кисловодск

Церковь Сурб Амбарцум (Чалтырь)

Церковь Сурб Амбарцум (Чалтырь) Церковь Святого Вознесения Սուրբ Հարություն եկեղեցիДата основания: 1860 Руководитель при регистрации: Настоятель церкви - Тер-Тадеос (Лусеген Гайбарян) Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: село Чалтырь, ул. 6-я Линия, 12Б Телефон/Факс: +7(863) 492-23-45, +7(928) 919-11-30, +7(863) 492-15-77 Содержание 1 История 2 Архитектура 3 СМИ 4 Изображения 4.1 Газета "Ани", издаваемая при церкви 4.2 Видео 4.3 Разное 5 Библиография 5.1 Сноски История Церковь действует при МРО "Сурб Амбарцум". Церковь Сурб Амбарцум села Чалтырь была основана в 1790 году переселенными из Крыма армянами по указу императрицы Екатерины II от 14 ноября 1779 года. Первым делом переселенцы основали церковь Сурб Амбарцум (во имя Святого Вознесения). Церковь была каменная, а колокольня церкви – деревянная. В 1860 году колокольня отделилась от стены и накренилась. Казалось, она вот-вот рухнет. Для этого был выполнен акт осмотра состояния церкви архитектором города Ново-Нахичевань тех лет. В 1862 году прихожане села Чалтырь обратились в Ново-Нахичеванскую и Бессарабскую епархию Армянской апостольской церкви, которой принадлежали, с просьбой разрешить построить новую церковь, поскольку старая полностью обветшала: на стенах образовались трещины, и опасно было проводить богослужение. Решением Епархиального управления Ново-Нахичеванской и Бессарабской епархии от 3 февраля 1863 года было приказано создать две подшитые и пронумерованные книги: 1) для приходов и расходов средств церкви Сурб Амбарцум на строительство церкви 2) для сбора добровольных пожертвований прихожан на строительство церкви Сурб Амбарцум села Чалтырь Решением Епархиального управления Ново-Нахичеванской и Бессарабской епархии от 22 апреля 1863 года было приказано утвердить архитектурно-строительный проект церкви Сурб Амбарцум села Чалтырь. Решением Епархиального управления Ново-Нахичеванской и Бессарабской епархии от 21 января 1864 года было приказано составить смету строительства. В 1869 году с получением разрешения началось строительство новой церкви, которое длилось два года. Таким образом, новая церковь Сурб Амбарцум была полностью построена на средства прежней церкви Сурб Амбарцум и добровольных пожертвований прихожан. В 1871 году ктиторы церкви Царукян и Пехлеванян обратились к епархиальному начальнику архиепископу Григору с просьбой освятить новую церковь и с этой целью отправить епархиального архитектора в Чалтырь для утверждения и сдачи здания церкви в эксплуатацию. В мае 1874 года ктитор Хачатур Попов обратился к духовным властям с просьбой разрешить снести старую ветхую церковь и, используя ее стройматериалы, построить здание для приходской школы. 22 мая того же года Духовное правление Ново-Нахичевани дало свое разрешение снести старую церковь и на ее месте построить здание школы, а на месте алтаря воздвигнуть небольшой памятник. В 1883 году ктитор церкви Сурб Амбарцум Хачик Гайламазян мирским приговором прихожан обратился в консисторию с просьбой разрешить отреставрировать церковь. Во время реставрации были обновлены потускневшее подножие креста церкви, жестяное покрытие крыши здания церкви, водосточные трубы, отштукатурен фасад церкви известковым раствором; выстроены 12 новых постаментов, на которых размещались лики святых; установлены три новые двери церкви, украшенные разноцветными витражами; двор церкви был огражден и озеленен. [1] Во время 12-летнего ктиторства Хачика Гайламазяна доходы церкви увеличились на 3101 руб. 68 коп. Его усилиями было отреставрировано шаровидное позолоченное основание креста, в здании церкви было изготовлено кованое ограждение между алтарем и церковью, территория церкви была огорожена кованой оградой, вокруг кладбища была построена каменная ограда длиной в 337 саженей. Х. Гайламазяном для церкви был подарен колокол весом 80 пудов и стоимостью 1400 рублей серебром. В 1887 году прихожане села Чалтырь мирским приговором обратились в консисторию с просьбой разрешить отремонтировать находящийся в притворе церкви дом и превратить его в усыпальницу. В том же году консистория удовлетворила просьбу прихожан. В 1897 году прихожане вновь обратились в консисторию с просьбой отреставрировать церковь Сурб Амбарцум. В апреле того же года им разрешили начать строительные работы, использовав из церковных денег 1500 руб. серебром. В марте 1909 года ктитор Церун Гайламазян, учитывая, что церкви необходима внешняя реставрация, созвал приходское собрание, которое решило отреставрировать церковь, используя 2500 руб. из церковных доходов. При необходимости недостающую сумму общественность обязалась восполнить из собственных средств. 2 мая 1909 года консистория разрешила начать восстановительные работы на вышеуказанных условиях. В годы Великой Отечественной войны церковь не функционировала, здание использовалось в различных целях. Роспись и иконы были повреждены. В 1944 году жители села Чалтырь обратились к Уполномоченному по делам религиозных культов при СНК СССР Ростовской области с просьбой разрешить вести расходы по содержанию церковного здания и сторожки при нем, а также и находящихся в нем предметов, как-то: по ремонту, отоплению, страхованию, охранению, по оплате долгов, налогов, местных обложений и т. п. Были составлены договоры и инвентарная опись культового имущества, по которой церкви принадлежали: 3 большие иконы, 6 маленьких, 2 ставника, 8 маленьких подсвечников, 1 кадило, 1 лампада, 1 кусок старого ковра, 1 подножное старое одеяло, 1 стол простой, 1 ручной крест, 1 аналой (пюпитр), 5 богослужебных книг, и др. Настоятелем церкви был утвержден священник Саркис Барашян, псаломщиком – Гарегин Хырхырьян. После открытия церкви в 1944 году она больше не закрывалась. На церковном подворье, слева от центрального входа, в 1990 году был установлен один из священных для армян символов – хачкар. Этот хачкар является копией хачкара 1279 года, хранящегося в Святом Эчмиадзине в Армении. Как свидетельствует надпись на пьедестале, хачкар установлен в память о геноциде армянского населения на территории Турции в 1915 году. Здесь же, на подворье, собраны надгробия старых могил, прежде располагавшихся вблизи церкви. В 1992 году по инициативе вновь назначенного настоятеля церкви Сурб Амбарцум Тер Тадеоса Гайбаряна началась реконструкция храма, среди селян проводился сбор средств на восстановление культового памятника. За это время были заменены вся кровля и оба купола, проведен ремонт фасада и внутреннего интерьера, построены новый мраморный алтарь и купель крещения. 21 мая 2009 года глава Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской апостольской церкви епископ Езрас Нерсисян освятил новый алтарь и купель крещения церкви Сурб Амбарцум. В этом же году были проведены работы по благоустройству двора церкви, где были открыты библиотека и воскресная церковно-приходская школа, в которой преподаются Закон Божий, армянский язык, живопись, музыка. В церкви Сурб Амбарцум регулярно проводится богослужение. В дни религиозных и общенациональных праздников проходят торжественные литургии, часты здесь таинства крещения и венчания. Архитектура Исследователь армянской архитектуры, доктор архитектуры О.Х. Халпахчьян, сопоставив типовые проекты Муратова из фондов Центрального Государственного исторического архива в Санкт-Петербурге с планом и архитектурным обликом здания церкви, определил непосредственное участие Муратова в разработке проекта церкви. Церковь Амбарцума выделяется своими стройными пропорциями и наличием характерных для культовых зданий Нахичевани архитектурных элементов, придающих ей индивидуальный характер. Она принадлежит к типу четко выраженных снаружи и внутри крестово-купольных сооружений. Это подчеркнуто отсутствием приделов по сторонам выступающей на восточном фасаде алтарной апсиды, имеющей одинаковую с основным объемом церкви высоту. Венчающий средокрестие купол восьмигранен и более пропорционален. Он также прорезан высокими парными окнами, которые, однако, разделены между собой не пилястрами, а расположенными на гранях барабана колоннами. Несколько укороченные поперечные ветви креста с входными порталами имеют четырехколонные, стройных пропорций портики с большими фронтонами, подобно соборному храму Григора Лусаворича (разрушен, Ростов-на-Дону), а также церквям Аствацацин и монастыря Сурб-Хач в Нахичевани и Карапета в с. Несвитай. Свои отличительные черты имеет и одновременная церкви высокая четырехъярусная колокольня. Хотя план ее первого этажа аналогичен плану колокольни церкви Карапета в с. Несвитай, однако боковые помещения по сторонам ведущего в молитвенный зал коридора не прямоугольные, а выполнены в виде небольших комнат с экседрами на коротких сторонах, что определило винтовую форму ведущей на ярус звона лестницы. Верхние два яруса колокольни по своим деталям очень близки аналогичным частям колокольни соборного храма в Нахичевани, однако переход от прямоугольного плана нижнего этажа к кругу верхних ярусов осуществлен не непосредственно, а через восьмигранник второго яруса, который придает внешнему облику сооружения большую стройность. СМИ С февраля 2018 года по благословению Главы Российской и Нахичеванской Епархии ААЦ архиепископа Езраза Нерсисяна при церкви Сурб Амбарцум началась издаваться газета "Ани". Газета "Ани" Изображения План Церкви Амбарцума в с.Чалтырь Общий вид колокольни с юга-запада Вид на церковь Сурб Амбарцум Хачкар Художник Артур Оганесян (2014) Газета "Ани", издаваемая при церкви Видео Чалтырь Храм Сурб-Амбурцума Разное Церковь Сурб Амбарцум построена она в период 1860-1867 годов по типовому проекту таганрогского архитектора Н. Муратова, который с 1846 по 1847 годы выполнил 5 проектов типовых храмов Нахичеванской городской округи. Церковь расположена в центре села, на ул. 8-я линия, вблизи сельской Администрации, памятника В.И. Ленину, сельского парка и мемориала Воинской славы, возведенного в память о павших воинах Красной Армии – защитниках села в годы Великой отечественной войне. Библиография Вартанян В.Г., Казаров С.С. Армянская-Апостольская Церковь на Дону // Ростов н/Д., 2001 Е.И. Халпахчьян О.X. Архитектура Нахичевани-на-Дону // Ер. 1988 Шахазиз Е. Новый Нахичеван и новонахичеванцы / Перевод с армянского Ш. М. Шагиняна // Ростов-на-Дону, 1999 Российская и Ново-Нахичеванская епархия Армянской Апостольской Церкви. Исторический путь. М., 2013 Епархия - Армянская Апостольская Церковь Сноски ↑ Смета ремонта церкви составляла 1600 рублей, но на 1 января 1883 года в наличии церковных денег было 1171 руб. 74 коп. серебром. Недостающие средства вновь были собраны при помощи добровольных пожертвований прихожан.

Церковь Сурб Рипсипе (Оренбург)

Церковь Сурб Рипсиме (Оренбург) Церковь Св. Рипсиме Конфессии: Армянская апостольская церковь Адрес: РФ, Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Уральская 59 Телефон/Факс: (3532) 31-57-66 Ссылки: [1]

Оренбург

Добавить информацию
Добавить услуги, сообщить о проблеме или просто написать нам

Информационный справочник для армян России и мира