Армянская часовня Дата основания: XIX в. Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Руинированные и несохранившиеся церкви Адрес: Чолун-Хамур — посёлок в Ики-Бурульском районе Калмыкии История В XIX веке в честь жившего и работавшего здесь армянского купца и крупного животновода С. П. Гамбурова его армянскими соотечественниками близ урочища Чолун-Хамур была возведена христианская часовня из белого ракушечника.
не выбрано
Чолун-Хамур — посёлок в Ики-Бурульском районе Калмыкии
Церковь Сурб Григор Лусаворич Церковь Святого Григория Просветителя Վոլգոգրադի Սուրբ Գրիգոր Լուսավորիչ եկեղեցիДата основания: 1908 Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Руинированные и несохранившиеся церкви История История создания первой в Царицыне армянской церкви началась с переселения нескольких семей армян из Нахичевани-на-Дону в Царицын в 60-х годах XIX века. Они и дали толчок в развитии Армянской Апостольской Церкви Царицына. В числе основателей церкви был известная в Царицыне семья промышленников Серебряковых. 27 апреля 1899 года армянское общество григорианского исповедания Царицына обратилось в Духовное правление Астраханской епархии Армянской Апостольской Церкви с просьбой разрешить построить молитвенный дом и при нём открыть приходскую школу. Представители общества параллельно подали прошение в Царицынскую городскую Думу об отводе места для постройки церкви в первой части города за полотном Царицынской железной дороги, в 157 квартале. Постановлением Царицынской городской Думы 23-25 ноября 1899 года обществом было получено соответствующее разрешение. Проект постройки церкви занял около 2,5 лет. Всё это время проектировщики вели изыскательские работы и консультации с Астраханской Армяно-Григорианской Епархиальной Консисторией, а также с органами госуправления. В 1902 году вышло распоряжение Министерства Внутренних Дел об утверждении окончательного варианта проекта. Год спустя разрешение на строительство было получено и от Синода. А 18 апреля 1904 года фундамент Армянской Церкви уже был освящён архиепископом Астраханской епархии Армянской Апостольской Церкви Аристакесом Седракяном (Мелик-Аракелян). Материалом для строительства храма традиционно был выбран туф, привезённый из Армении. Само строительство заняло ещё три года и закончилось в октябре 1907 года. Строение представляло собой монументальный купольный храм, выполненный в романском стиле, который являлся доминантой Заполотновской части города. Центральная часть храма представляла четверик, с возвышающимся над ним мощным восьмигранником, завершённым гранёным куполом шатровой формы, а на гранях восьмигранника располагались большие арочные окна. Вскоре после строительства храма рядом был заложен фундамент церковно-приходской школы расположенной на улице Волжской (ныне улица имени Балонина), это произошло в ноябре 1908 года. Настоятелями храма в разное время служили Тадевос Агамалян, Мкртыч Гаспарянц и Мартирос Юзбашян. В связи с приходом Советской власти, храм Сурб Григор Лусаворич был закрыт в 1918 году, прослужив всего 11 лет. На фоне голода в Поволжье 1921-1922 годов церковные ценности всех духовных учреждений стали изыматься согласно декрету ВЦИК от 21 декабря 1921 года 21 декабря 1921 г. «О ценностях, находящихся в церквах и монастырях», а 2 января 1922 г. было принято постановление «О ликвидации церковных имуществ». Однако постановления касающиеся Помгола были встречены представителями духовенства, меценатства и прихожан церкви неодобрительно. Ими был поднят вопрос о невозможности передачи тех церковных ценностей храма которые представляют каноническую ценность. Это позволило хотя бы частично ограничить фактический грабёж церковных ценностей властями. Правительство отреагировало специнструкциями Центральным Комитетом Помгола регулирующими изъятие определённых видов церковных ценностей. Изъять надлежало предметы представляющие материальную ценность, то есть изделия из драгоценных металлов и камней, в качестве исключения было разрешено оставить по одному изделию необходимых для ритуалов. К последним относились ризы, оклады, подсвечники, кадилы, кресты, блюдца, чаши, дискосы и некоторая другая церковная посуда. Формально нельзя было изъять предметы не представляющие материальную ценность, такие как картины и иконы. Армянская церковь неоднократно подвергалась доскональному осмотру ещё в период, когда была действующей, и властями по факту грабились её ценности. А в 1929 году Постановлением Президиума Окр. ИК от 12 апреля Церковь Григория Просветителя была закрыта, а снесена в 1932-33 годах, наряду с другими храмами, такими как Александро-Невский собор, Свято-Троицкая церковь и Успенская церковь. На месте армянского храма был построен стадион «Динамо». Однако фундамент здания ещё сохранился и, согласно документам Министерства культуры РФ, место является достопримечательностью. Тем не менее статус, в качестве памятника истории и культуры, объекту не придан.
МРО Церковь "Сурб Аменапркич" (Суворовская) Местная религиозная организация Древне-Восточного Православия Церковь Сурб Аменапркич (Христа Спасителя) ст. Суворовская Ставропольского края Армянской Апостольской Церкви Дата основания: 04.03.2016 Руководитель при регистрации: Настоятель - Каграманян Мгер Вовикович Адрес: 357390, Ставропольский край, ст-ца Суворовская, р-н Предгорный, ул. Шоссейная, д. 130 Эл. почта: buh44222@gmail.com История При МРО Церковь "Сурб Аменапркич" строится Церковь Сурб Аменапркич.
Церковь Сурб Саркис (Пятигорск) Պյատիգորսկի Սուրբ Սարգիս եկեղեցիДата основания: 1997 Руководитель при регистрации: Тер Арам Унанян Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: Пятигорск, район Горапост, Ставропольский край, Россия Содержание 1 История 2 СМИ 3 Изображения 4 Библиография История Церковь Сурб Саркис действует при МРО Церковь "Сурб Саргис". В мае 1997 г. в Пятигорск прибыл будущий Католикос, а в то время викарий патриаршей Араратской епархии архиепископ Гарегин Нерсисян, который освятил фундамент, положив тем самым начало строительства храма. А в конце августа 1997 г. в Кавминводы прибыл Верховный Патриарх Католикос Всех Армян Гарегин I, пожелавший своими глазами увидеть церковное возрождение на Юге России. В 2003 г. строительство храма Сурб Саркис (Святого Сергия) было завершено. Церковь построена в традиционном национальном армянском стиле. Она была торжественно освящена 29 ноября 2003 г. Католикосом всех армян Гарегином Вторым. «Церковь построена исключительно на народные деньги» - сказал настоятель церкви Сурб Саргис Пятигорска Тер Арам Унанян. Эта церковь относится к Епархии Юга России Армянской Апостольской Церкви. Церковный комплекс располагается в Пятигорске в Шахтинском переулке, 2. Армянская церковь Сурб Саркис отлично вписалась в архитектуру Пятигорска и хорошо дополняет исторический и культурный облик этого курортного города. Благодаря своим очертаниям и знаменитому армянскому красно-бурому туфу она легко узнаваема и её не спутать ни с чем. Внутренняя стена, вокруг территории церкви так же отделана тем же туфом. На стене справа от храма размещены барельефы на тему истории Армении с изображениями великих сынов армянского народа. А слева от храма установлено несколько красивых хачкаров. Они посвящены трагическим событиям, таким как Геноцид армян, погибшим в 4-х дневной войне в Карабахе в апреле 2016 г. героям, памяти ушедших родителей. А самый крупный и красивый памятник-хачкар посвящён памяти погибших армян Шаумянского района Арцаха (Нагорного Карабаха). На территории церковного комплекса расположено крупное 3-х этажное здание армянского общественного и культурно-просветительного центра. Там собирается местная армянская община. Тут действуют кружки для детворы, тут взрослые проводят свои мероприятия. Рядом находится ещё одно двухэтажное церковное здание из красного туфа. И ещё здесь стоит армянская часовня, о которой говорилось выше. СМИ Газета "Хачкар (Крест-Камень)" г. Пятигорск Изображения Библиография Армянская церковь Сурб Саркис (Святого Сергия) в Пятигорске и история армян Пятигорска. Фоторепортаж