Церковь Сурб Аменапркич (с. Крым) Церковь Всеспасителя Սուրբ Ամենափրկիչ եկեղեցիДата основания: 1895 Руководитель при регистрации: Настоятель церкви — Тер Тадеос Гайбарян Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Содержание 1 История 1.1 Священники 1.2 Архитектура 1.3 Церковно-приходская школа 1.3.1 Женская церковно-приходская школа 1.3.1.1 Мужская церковно-приходская школа 1.4 Изображения 1.5 Разное 2 Библиография 2.1 Сноски История Церковь Аменапркич (Всеспасителя) в с. Крым построена в 1902 году. [1] В 1892 г. в Нахичевано-Бессарабскую консисторию были представлены проект и смета строительства церкви. Предполагалось построить церковь на пожертвования прихожан епархии и на доходы от 200 десятин земли, выделенной для постройки церкви. Предполагалось, что доход составит 2000 рублей. 23 августа 1895 г. указом императора Николая Второго была разрешена постройка церкви Сурб Аменапркич. Для постройки церкви было выбрано попечительство в составе Вардана Тавджалахянца, Микаела Боранчяна, Давида Согомоняна и Аветиса Джлаухяна. Строительство церкви завершилось в 1902 г. Церковь не имела надлежащего алтаря, и обедни служились на простом деревянном алтаре. Священник церкви Барсег Нагапетян обратился к прихожанам о содействии в постройке алтаря. Получив разрешение от духовного начальства на постройку алтаря, он в том же 1902 г. построил алтарь при помощи прихожан. В начале 1930-х гг. по распоряжению властей сельская церковь Аменапркич была закрыта. В годы войны богослужения в церкви были возобновлены, официально церковь зарегистрирована 10 января 1945 года. [2] 8 января 1960 г. исполком Мясниковского райсовета принял решение об изъятии у религиозной армяно-григорианской общины здания недействующей церкви во имя Спасителя в селе Крым. Это решение было поддержано на заседании Ростоблисполкома 27 мая 1960 г. Мотивировалось это тем, что церковь посещает мало верующих. Здание церкви было переоборудовано под учебно-производственные мастерские и спортивный зал школы № 5. Потом церковь была превращена в колхозный амбар. От полного разрушения и гибели церковь спас колхоз имени Лукашина. На средства колхоза в 1982 г. начались реставрационные работы церкви под музей. Но затем, учитывая пожелания жителей села, церковь стала действующей. Церковь взята под государственную охрану как памятник местного значения. В церкви регулярно проходят богослужения. 21 сентября 1996 г. церковь была освящена и вновь начала действовать. Ныне настоятель церкви Тер Тадеос Гайбарян. Священники Священниками были: Габриел Тер-Абрамянц Барсег Нагапетян Погос Тер-Абрамянц Попечителями были: Мартирос Серопович Айдинян Давид Геворкович Асланян Мкртич Мартиросович Нанавянц Архитектура Церковь построена в стиле армянского зодчества. Форма крестово-купольной базилики граничит с симметричным построением объемов по взаимно перпендикулярным осям сооружения. Влияние архитектуры Центральной Армении прослеживается не только в композиционных, но и в ряде конструктивных особенностей храма. Здание отличается четкостью геометрического построения объемов. Каждой детали внешнего объема соответствуют конструктивные формы внутреннего пространства. В интерьере доминирует подчеркнутое по высоте центральное, уходящее ввысь уступами подкупольное пространство, в силу чего храм воспринимается как просторное и торжественное сооружение. Композиционно церковь принадлежит к типу купольных базилик Армении, в которых центрально-купольный компонент преобладает над базиликальным. Это подчеркнуто не только компактными пропорциями здания, но и сечением купольных устоев, ориентированных по рисунку плана в подкупольную часть. Алтарная апсида заменена частично выдвинутым на восточном фасаде прямоугольным, освещенным тремя окнами отделением с немного приподнятым полом. Аналогичный выступ имеется и в западной половине, где позднее были устроены хоры, сообщавшиеся со вторым этажом колокольни. Выступы на поперечной оси на южной и северной сторонах здания сделаны неглубокими, чем подчеркнута базиликальная протяженность сооружения. Освещенность церкви хорошая, равномерная во всех частях интерьера, что достигнуто разумным расположе¬нием высоких окон: тройных в алтаре и угловых помещениях западной стороны и двойных – в восточной части. Три широкие двери обеспечивали свободный выход верующих. Перекрывающие угловые отделения ползучие своды расположены несколько ниже полуциркульных покрытий продольного и поперечного нефов, что придало завершению основного ниж¬него объема здания характерную для крестово-купольных базилик крестовую форму. В интерьере церкви, как и в купольных базиликах Армении, выдержано нарастание внутреннего пространства от периметральных частей к центральной, подкупольной, подчеркивающей вертикальную ось здания. Это отразилось и на увеличении высоты внутри круглого, внешне 16-гранного барабана купола. Примерно такую же высоту имеет и пристроенная вскоре колокольня, закрывшая большую часть западного фасада молитвенного зала. Она квадратная, по ширине значительно меньше среднего нефа, что придало ей подчиненное значение во внешнем облике здания. Примыкающие в колокольне боковые помещения, в том числе северное с деревянной лестницей на ярус звона и на хоры в западной части молитвенного зала, имеют высоту на уровне угловых отделений церкви, что подчеркивает высотность колокольни. Внешнее убранство церкви и ее колокольни богаче, чем в интерьере. Оно состоит из крупно профилированных архивольтов на полуколоннах, образующих оригинальную аркатуру, с забранными железными оконными решетками и закрывающимися металлическими полотнами дверными прое¬мами и глухими простенками. Выступающие на южном и северном фасадах торцы поперечных нефов акцентированы высокими полуколоннами, завершенными тремя архивольтами: в центре – большим с круглым окном, обрамленным мелкими арочками, а по краям – малыми. Выразительна нижняя часть западного фаса¬да колокольни с перспективно расположенными профилями мощного полуциркульного архивольта на спаренных колоннах входного портала. Выше помещены, как своеобразное продолжение аркатуры боковых фасадов, три арочки с крестом и кругами внутри. Более крупными рельефными крестами заполнены средние пролеты аркатуры продольных южного и се¬верного фасадов боковых пристроек колокольни. В зависимости от основного нижнего объема находится оформление купола церкви и колокольни. Они поставлены на квадратные в плане возвышения, приподнявшие их над скатами примыкающих к ним кровельных покрытий. Барабаны куполов украшены арками на таких же, как и внизу, колоннах, образующих аркатуру с чередующимися окнами и заложенными проемами. Выше несложного профиля – карниз с крупным полувалом и углубленные в толщу фриза кресты, составленные кирпичной кладкой. Церковно-приходская школа Женская церковно-приходская школа В 1904 г. при церкви Сурб Аменапркич была основана женская церковно-приходская школа. Важную роль в открытии женской школы сыграл священник церкви Барсег Нагапетян. Объяснив прихожанам ее необходимость, он сумел убедить их выделить для этой цели 2000 рублей из общественной казны. Строительство школы обошлось в 3600 рублей. В 1908-1909 учебном году школу посещали 82 ученицы, их обучением занимались старшая преподавательница Анна Асланянц, учителя Аствацатур Нагапетян, Кристине Аматуни, Хачатур Тирацуян, священник Погос Тер-Абрамянц. В 1912-1913 гг. в школе обучалось 149 учениц. Здание состояло из 6 комнат, коридора и крыльца. Школа существовала за счет платы за учебу и пожертвований прихожан. Мужская церковно-приходская школа Была основана в 1909 г., построена в 1910 г., в том же году в ней обучались 174 ученика, их обучением занимались старший учитель Вагинак Ханмандарянц, учителя Мартирос Аветикянц, Геворк Ширинян, Григор Тарвердян, Евгине Асянц, Хачатур Тирацуян, священник Погос Тер-Абрамян. Строительство здания школы обошлось в 6000 рублей и принадлежало прихожанам села. Школа имела библиотеку с книжным фондом 318 книг и существовала за счет доходов церкви (1000 руб. в год) и пожертвований прихожан. Изображения Общий вид с северо-запада Фрагмент южного фасада Фрагмент фасада храма Сурб Аменапркич Разное Армянское население в с. Топти (Крым) в 1848 г. составляло 1313 человек, в 1853 г. – 1899, в 1872 г. – 2651, в 1894 г. – 4374, в 1915 г. – 6516 человек. Церковь Сурб Аменапркич интересный памятник архитектуры, единственный в своем роде на юге России. Библиография Вартанян В.Г., Казаров С.С. Армянская-Апостольская Церковь на Дону // Ростов н/Д., 2001 Е.И. Халпахчьян О.X. Архитектура Нахичевани-на-Дону // Ер. 1988 Шахазиз Е. Новый Нахичеван и новонахичеванцы / Перевод с армянского Ш. М. Шагиняна // Ростов-на-Дону, 1999 Российская и Ново-Нахичеванская епархия Армянской Апостольской Церкви. Исторический путь. М., 2013 Сноски ↑ Она названа в честь одноименной церкви в селе Топлу (ныне Тополёвка) Крымского полуострова. Точное название церкви в с. Топлу – Сурб Урбат, т.е. Святой Пятницы (день Всеспасительного Распятия Господня). Армяне села Крым между собой называют ее Топти. Аменапркич. ↑ По данным 1946 года, в церкви было 2100 верующих, из них 700 мужчин и 1400 женщин.
не выбрано
Церковь Сурб Арутюн (Санкт-Петербург) Սուրբ Հարություն եկեղեցի Армянская Апостольская Церковь Св. Воскресенья St. Petersburg, St.Voskresenija (Resurrection) Armenian Apostolic ChurchРуководитель при регистрации: Настоятель - Саргис (Саргис Чопурян) Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: 199178, г. Санкт-Петербург, наб. Реки Смоленки, д. 29 Телефон/Факс: +7 (812) 350-06-42 Содержание 1 История 2 Разное 3 Библиография 3.1 Архивные источники 3.1.1 РГИА История Церковь Сурб Арутюн действует при МРО Церковь "Сурб Арутюн". История возведения церкви Св. Воскресения на реке Смоленке связана с личным горем, постигшим графа И. Л. Лазарева в 1791 г., когда на русско-турецкой войне погиб его единственный сын и наследник, адъютант князя Потемкина 23-летний Артемий, чьи останки перевезли в Россию и погребли на армянском Смоленском кладбище. Церковь Св. Воскресения была построена как фамильная усыпальница, где, согласно завещанию графа, надлежало хоронить членов его фамилии. Возводилась она в 1791-1794 гг. и была освящена архиепископом Иосифом Аргутинским-Долгоруким в 1794 г. К концу XVIII в. армянская колония так разрослась, что протоиерей Степан Лорис-Меликов в феврале 1781 г. обратился с просьбой в губернское правление выделить для армян отдельное кладбище. На армянском Смоленском кладбище под покрытыми мхом плитами покоятся многие представители общины, внесшие немалый вклад в армянскую и русскую культуру: автор популярного двухтомного армяно-русского словаря Александр Худобашев, профессор Главного педагогического института Ованес Амиди, профессор Санкт-Петербургского университета Керопе Патканян, книгопечатник Григорий Халдарян. Здесь же могила генерал-адъютанта штаба А. В. Суворова и его ближайшего сподвижника А. В. Хастатова, видного дипломата Матвея Гамазова, мецената и благодетеля С. С. Абамелек-Лазарева. Здесь похоронены заслуженная артистка России М. В. Папазян и генерал-лейтенант артиллерии И. Х. Иванян. Здесь покоятся представители известных фамилий – Сумбатовых, Лорис-Меликовых, Аргутинских-Долгоруких, Акимовых, Деляновых, Лалаевых, Дронициных. Здесь же похоронены служители армянских церквей Петербурга: архимандрит Епрем, протоиерей Габриел Патканян и другие духовные лица. В 1791 г. указом Екатерины II главе армянской общины И. Л. Лазареву было разрешено возвести по проекту Ю. М. Фельтена на участке, рядом со Смоленским лютеранским кладбищем, „для погребения умирающих армян небольшую каменную церковь“ вместе с богадельней. Эта церковь была задумана Лазаревым как семейная усыпальница. Вскоре была сооружена часовня, где первым был похоронен сын Лазарева – Артемий, адъютант кн. Г. А. Потемкина-Таврического, погибший в начале 1791 г. на русско-турецкой войне, а затем и сам И. Л. Лазарев, скончавшийся осенью 1801 г. В часовне было поставлено великолепное двойное надгробие, исполненное в 1802 акад. И. П. Мартосом. В 1808 г. брат Лазарева – Мина поручил подрядчику Кузьме Васильеву выстроить церковь, украшенную портиками и большим куполом, которая была возведена по проекту Л. Руска (?) на месте часовни и 5 октября 1808 г. освящена во имя Воскресения Христова. Интерьер в XIX веке был украшен росписью. К началу XX века в церкви находилось около 30 захоронений рода Лазаревых и других знатных семей армянского происхождения: Абамелик, Деляновых, Сумбатовых, родственно связанных с Лазаревыми. В XIX веке вокруг церкви образовалось армянское Лазаревское кладбище, позднее ставшее отделением Смоленского. Со временем надгробная церковь стала приходской, и при ней открылось благотворительное общество. К октябрю 1901 г., столетию со дня смерти И. Л. Лазарева, арх. А. М. Кочетов возвел для богадельни и квартир причта двухэтажный дом, выдержанный в армянском стиле. Храм был закрыт по решению Президиума Ленсовета от 9 мая 1931 г. и передан Геолого-разведочному управлению; произведение Мартоса в следующем году вывезли в Музей городской скульптуры. В 1939 г. захоронения на кладбище полностью прекращены. После войны здание служило мастерской скульптору В. Б. Пинчуку. В сентябре 1988 г. церковь вернули армянской общине, и 8 октября того же года в ней состоялось первое богослужение. После реставрации храм в 1989 был освящен. В здании б. богадельни размещена резиденция епископа Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви. В 1993 г. усилиями армянской церкви была открыта армянская воскресная школа, которую посещали дети от 7 до 15-летнего возраста. В первоначальное время, за неимением соответствующего помещения, занятия проводились в зале первого этажа пастырского дома церкви Сурб Арутюн на Васильевском острове. По соседству со зданием пастырского дома церкви Сурб Арутюн находится постройка XIX века, в которой с 1994 г. действует пекарня “Нканак”. С 1996 г., после возведения второго этажа, здесь действует производство национальной выпечки и лаваша. В 1997 г. при общине был организован Армянский молодежный союз “Нор серунд” (“Новое поколение”). С целью объединения армянской молодежи северной столицы в 1988 г., по благословению духовного пастыря армянской общины Санкт-Петербурга, ныне Главы Ново-Нахичеванской и Российский Епархии Епископа Езраса Нерсисяна был создан танцевальный коллектив “Наири”. 24 февраля 1993 г. по инициативе Армянской Апостольской Церкви Санкт-Петербурга и по благословению Католокоса Всех Армян Вазгена I вышел в свет первый номер двуязычной (армянский и русский) газеты “Аватамк” (“Веруем”). С 2006 г. действует женский совет “Рипсиме”, который организовывает благотворительную помощь соотечественникам, инвалидам и детским домам. 27 июня 2011 г. по благословению Его Святейщества Верховного Патриарха и Католикоса Всех Армян Гарегина II в торжественной обстановке был открыт культурный центр “Вернатун”. В нем проводятся концерты, выставки, встречи с видными деятелями искусства и науки, проводятся презентации книг и кинофильмов. Разное Входит в Религиозное объединение «Армянская Апостольская Православная Церковь всех армян». Библиография Литературные источники Георги. С. 113. Ленинград. Монументальная и декоративная скульптура XVIII–XIX веков. М.– Л., 1951. С. 77–79, 328 Армянская церковь Воскресения Христова (Санкт-Петербург) АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Армяно-григорианская церковь ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА на Смоленском армянском кладбище Архивные источники РГИА Ф. 796. Оп. 72. Д. 61 Ф. 880. Оп. 5. Д. 110 Ф. 1146. Оп. 1. Д. 12. Л. 43–44 Ф. 1286. Оп. 1. Д. 176 Ф. 1374. Оп. 1. Д. 305. Л. 141–142, 392
Санкт-Петербург
Церковь Сурб Геворг (Буденновск) Церковь Святого Георгия ПобедоносцаДата основания: 1780-90 Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Руинированные и несохранившиеся церкви История Храм Сурб Геворг (во имя Святого Георгия Победоносца) находился на пересечении улиц Советской и Пушкинской (нынешние названия) в г. Буденновск - по материалам книги В.З. Акопяна. ИзображенияБиблиография Фотографии г. Святой Крест из каталога Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве
МРО "Церковь Сурб Ерордутюн" (Орехово-Зуево) Местная религиозная организация "Церковь Сурб Ерордутюн" (Святой Троицы) города Орехово-Зуево Российской и Ново-Нахичеванской Епархии святой Армянской Апостольской Православной Церкви Дата основания: 14.07.2017 Руководитель при регистрации: Настоятель - Нерсисян Мкртич Григорьевич Адрес: 142603, Московская область, г. о. Орехово-Зуевский, г. Орехово-Зуево, ул. Дзержинского, д. 34 Телефон/Факс: +7 (495) 681-07-65 Ссылки: МРО "Церковь Сурб Ерордутюн" (Орехово-Зуево) История В 2017 г. была зарегистрирована религиозная армянская общественная организация. Она проводит благотворительные мероприятия, выставки, спортивные соревнования, концерты, помогает возрождению народных промыслов армянского народа. Библиография Многонациональное Орехово-Зуево: Армянская диаспора Многонациональное Орехово-Зуево: Армянская диаспора (в VK)