Церковь Сурб Арутюн (Санкт-Петербург) Սուրբ Հարություն եկեղեցի Армянская Апостольская Церковь Св. Воскресенья St. Petersburg, St.Voskresenija (Resurrection) Armenian Apostolic ChurchРуководитель при регистрации: Настоятель - Саргис (Саргис Чопурян) Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: 199178, г. Санкт-Петербург, наб. Реки Смоленки, д. 29 Телефон/Факс: +7 (812) 350-06-42 Содержание 1 История 2 Разное 3 Библиография 3.1 Архивные источники 3.1.1 РГИА История Церковь Сурб Арутюн действует при МРО Церковь "Сурб Арутюн". История возведения церкви Св. Воскресения на реке Смоленке связана с личным горем, постигшим графа И. Л. Лазарева в 1791 г., когда на русско-турецкой войне погиб его единственный сын и наследник, адъютант князя Потемкина 23-летний Артемий, чьи останки перевезли в Россию и погребли на армянском Смоленском кладбище. Церковь Св. Воскресения была построена как фамильная усыпальница, где, согласно завещанию графа, надлежало хоронить членов его фамилии. Возводилась она в 1791-1794 гг. и была освящена архиепископом Иосифом Аргутинским-Долгоруким в 1794 г. К концу XVIII в. армянская колония так разрослась, что протоиерей Степан Лорис-Меликов в феврале 1781 г. обратился с просьбой в губернское правление выделить для армян отдельное кладбище. На армянском Смоленском кладбище под покрытыми мхом плитами покоятся многие представители общины, внесшие немалый вклад в армянскую и русскую культуру: автор популярного двухтомного армяно-русского словаря Александр Худобашев, профессор Главного педагогического института Ованес Амиди, профессор Санкт-Петербургского университета Керопе Патканян, книгопечатник Григорий Халдарян. Здесь же могила генерал-адъютанта штаба А. В. Суворова и его ближайшего сподвижника А. В. Хастатова, видного дипломата Матвея Гамазова, мецената и благодетеля С. С. Абамелек-Лазарева. Здесь похоронены заслуженная артистка России М. В. Папазян и генерал-лейтенант артиллерии И. Х. Иванян. Здесь покоятся представители известных фамилий – Сумбатовых, Лорис-Меликовых, Аргутинских-Долгоруких, Акимовых, Деляновых, Лалаевых, Дронициных. Здесь же похоронены служители армянских церквей Петербурга: архимандрит Епрем, протоиерей Габриел Патканян и другие духовные лица. В 1791 г. указом Екатерины II главе армянской общины И. Л. Лазареву было разрешено возвести по проекту Ю. М. Фельтена на участке, рядом со Смоленским лютеранским кладбищем, „для погребения умирающих армян небольшую каменную церковь“ вместе с богадельней. Эта церковь была задумана Лазаревым как семейная усыпальница. Вскоре была сооружена часовня, где первым был похоронен сын Лазарева – Артемий, адъютант кн. Г. А. Потемкина-Таврического, погибший в начале 1791 г. на русско-турецкой войне, а затем и сам И. Л. Лазарев, скончавшийся осенью 1801 г. В часовне было поставлено великолепное двойное надгробие, исполненное в 1802 акад. И. П. Мартосом. В 1808 г. брат Лазарева – Мина поручил подрядчику Кузьме Васильеву выстроить церковь, украшенную портиками и большим куполом, которая была возведена по проекту Л. Руска (?) на месте часовни и 5 октября 1808 г. освящена во имя Воскресения Христова. Интерьер в XIX веке был украшен росписью. К началу XX века в церкви находилось около 30 захоронений рода Лазаревых и других знатных семей армянского происхождения: Абамелик, Деляновых, Сумбатовых, родственно связанных с Лазаревыми. В XIX веке вокруг церкви образовалось армянское Лазаревское кладбище, позднее ставшее отделением Смоленского. Со временем надгробная церковь стала приходской, и при ней открылось благотворительное общество. К октябрю 1901 г., столетию со дня смерти И. Л. Лазарева, арх. А. М. Кочетов возвел для богадельни и квартир причта двухэтажный дом, выдержанный в армянском стиле. Храм был закрыт по решению Президиума Ленсовета от 9 мая 1931 г. и передан Геолого-разведочному управлению; произведение Мартоса в следующем году вывезли в Музей городской скульптуры. В 1939 г. захоронения на кладбище полностью прекращены. После войны здание служило мастерской скульптору В. Б. Пинчуку. В сентябре 1988 г. церковь вернули армянской общине, и 8 октября того же года в ней состоялось первое богослужение. После реставрации храм в 1989 был освящен. В здании б. богадельни размещена резиденция епископа Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви. В 1993 г. усилиями армянской церкви была открыта армянская воскресная школа, которую посещали дети от 7 до 15-летнего возраста. В первоначальное время, за неимением соответствующего помещения, занятия проводились в зале первого этажа пастырского дома церкви Сурб Арутюн на Васильевском острове. По соседству со зданием пастырского дома церкви Сурб Арутюн находится постройка XIX века, в которой с 1994 г. действует пекарня “Нканак”. С 1996 г., после возведения второго этажа, здесь действует производство национальной выпечки и лаваша. В 1997 г. при общине был организован Армянский молодежный союз “Нор серунд” (“Новое поколение”). С целью объединения армянской молодежи северной столицы в 1988 г., по благословению духовного пастыря армянской общины Санкт-Петербурга, ныне Главы Ново-Нахичеванской и Российский Епархии Епископа Езраса Нерсисяна был создан танцевальный коллектив “Наири”. 24 февраля 1993 г. по инициативе Армянской Апостольской Церкви Санкт-Петербурга и по благословению Католокоса Всех Армян Вазгена I вышел в свет первый номер двуязычной (армянский и русский) газеты “Аватамк” (“Веруем”). С 2006 г. действует женский совет “Рипсиме”, который организовывает благотворительную помощь соотечественникам, инвалидам и детским домам. 27 июня 2011 г. по благословению Его Святейщества Верховного Патриарха и Католикоса Всех Армян Гарегина II в торжественной обстановке был открыт культурный центр “Вернатун”. В нем проводятся концерты, выставки, встречи с видными деятелями искусства и науки, проводятся презентации книг и кинофильмов. Разное Входит в Религиозное объединение «Армянская Апостольская Православная Церковь всех армян». Библиография Литературные источники Георги. С. 113. Ленинград. Монументальная и декоративная скульптура XVIII–XIX веков. М.– Л., 1951. С. 77–79, 328 Армянская церковь Воскресения Христова (Санкт-Петербург) АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Армяно-григорианская церковь ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА на Смоленском армянском кладбище Архивные источники РГИА Ф. 796. Оп. 72. Д. 61 Ф. 880. Оп. 5. Д. 110 Ф. 1146. Оп. 1. Д. 12. Л. 43–44 Ф. 1286. Оп. 1. Д. 176 Ф. 1374. Оп. 1. Д. 305. Л. 141–142, 392
Санкт-Петербург
199178, г. Санкт-Петербург, наб. Реки Смоленки, д. 29
+7 (812) 350-06-42
Церковь Сурб Егия (Богатое) Церковь Сурб ЭгияКонфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Церковь-памятник Адрес: Крым, Белогорский район, село Богатое История На окраине села Богатое (старое название Бахче-Эли, Бакчи Эли) Белогорского района находится армянская церковь XIV века Сурб Егия (Ильинская), которая была составляющей частью монастыря святого Ильи (Аменапркич, Спаса-Преображения, Всеспасителя). Имя Егия - происходит от армянского, армянская форма имени Илья. Монастырь св. Ильи отличался от других монастырей тем, что службу в нем проводили раз в год, в день святого Ильи 2 августа. Культовое сооружение сочетает элементы национальной армянской архитектуры (орнаментальная резьба по камню, рельефы вместо росписи стен), западноевропейскую (протяженная форма базилики у здания, крестовый свод) и арабскую (двери выделялись нишевыми порталами). Просуществовал монастырь вместе с церковью более 6 веков, до первой половины прошлого века. С приходом советской власти и под лозунгом «борьбы с религией» в 1927 монастырь был закрыт. Монастырский комплекс включал в себя хозяйственные постройки, кельи, церковь и фонтан, который был монастырским источником. В путеводителях начала ХХ века монастырь упоминается, как источник целебной воды. В частности, в путеводителе И. Бумбера (1914 год) написано: «В 13 верстах от Карасубазара (на ю.-в.) - деревня Бахче-Эли. Возле нее, в имении Картыша-Сарай, издавна существует источник целебной воды. Вода эта, по данным Харьковской и Петербургской лабораторий, стоит выше Контрексвиля. Источник пока не разработан. Бахче-Эли - дачное местечко. Здесь при армяно-григорианском монастыре, есть до 20 удобных номеров, масса фруктовых садов. Близко лес.» Фонтан разобран в 60-х годах ХХ века. Монастырь, а точнее то, что от него осталось - церковь Святого Ильи, в 1963 году включён в реестр памятников культурного зодчества. Видео [1] Изображения
Церковь "Сурб Аменапркич" (Киров) Церковь Христа Всеспасителя Սուրբ Քրիստոս Ամենափրկիչ եկեղեցիОснователь: Абрамян Фурман Сергеевич Руководитель при регистрации: Священник - Ованнисян Аристакес Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: 610000, Кировская область, г. Киров, ул. Московская, д. 120 Телефон/Факс: (332) 51 40 04 Ссылки: Сайт церкви Содержание 1 История 1.1 Приходской совет 2 Воскресная армянская школа «Нур» 3 Творческие коллективы 4 Хачкар 5 Библиография История Церковь "Сурб Аменапркич" действует при МРО Церковь "Всеспаситель". Армянская община г. Кирова одна из первых в Ново-Нахичеванской и Российской Епархии в постсоветский период предприняла строительство церкви. С этой целью общественная организация “Кировская армянская община” обратилась к городским властям с ходатайством о предоставлении участка земли под строительство церкви. В ответ на это ходатайство городские власти решением № 3213 от 19 декабря 1996 г. в центральной части города на ул. Московская 120, предоставили армянской общине земельный участок площадью в 1999 кв. м. В том же 1996 г., в память жертв Спитакского землетрясения 7 декабря 1988 г., был воздвигнут хачкар, бывший Глава Ново-Нахичеванской и Российской Епархии Архиепископ Тиран Кюрегян освятил хачкар и фундамент церкви. В июле 2003 г. Министерством юстиции Кировской области была зарегистрирована армянская религиозная организация – приход церкви Аменапркич в составе Ново-Нахичеванской и Российской Епархии. 13 июля 2003 г. Глава Ново-Нахичеванской и Российской Епархии Епископ Езрас Нерсисян освятил церковь. В настоящее время в Кировской области в качестве национального объединения зарегистрирована “Кировская армянская община”, созданная еще в 1993 г. На территории, переданной общине городскими властями, были построены два здания, одно из которых служит в качестве офисного корпуса армянской общины, а другое, – как образовательный центр. При церкви Аменапркич сформирована молодежная организация "Ной", которая объединяет армянскую молодежь и студентов, проживающих в Кирове и принимающих активное участие в организации национальной церковной жизни. В настоящее время на всех областных и городских мероприятиях армянство города представлено именно этой молодежной организацией. По договоренности с городскими властями, с сентября 2013 г. на базе Центра национальных культур будет действовать Армянская церковная воскресная школа. В процессе подготовки и интернет-страница церкви. Приходской совет Мовсисян Ромик - староста Абраамян Араик Абраамян Эдик Мовсисян Давид Колян Навасард Саргсян Карен Царукян Элис Ширванян Мартун Арутюнян Гегам Анахасян Сергей Зейланян Норайр Арустамян Гурген Согоян Севада Кургинян Гамлет Аветисян Паргев Аветисян Артак Степанян Вачик Андреасян Нвер Аветисян Мовсес Месропян Грач Абрамян Абет Арушанян Гурген Галтагчян Ашот Погосян Артак Мщецян Варужан Хачатрян Баграт Амбарцум Мкртчян Левон Симонян Айвазян Вардан Африкян Азнавур Воскресная армянская школа «Нур» Воскресная школа действует при церкви. Творческие коллективы Танцевальный коллектив армянской воскресной школы «Нур» Хачкар Был установлен до строительства церкви. Библиография
Киров
МРО Церковь "Сурб Саргис" (Славянск-на-Кубани) Местная Религиозная Организация Приход Святого Саргиса (Сурб Саргис) Города Славянска-на-Кубани Централизованной Религиозной Организации Епархии Краснодарской и Северокавказской Святой Армянской Апостольской Православной Церкви Дата основания: 07.06.2023 Руководитель при регистрации: Настоятель - Топашян Тер Гевонд Левонович Адрес: Краснодарский край, Славянский р-н, г. Славянск-На-Кубани, ул. Шаумяна, д. 7, литер А История МРО Церковь "Сурб Саргис" окормляет Церковь Сурб Саркис.
Славянск-на-Кубани