Церковь Сурб Амбарцум (Нахичеван-на-Дону) Церковь Сурб Амбарцман Սուրբ Համբարձում եկեղեցի Дата основания: 02.03.1781 Основатель: Иосиф Аргутинский Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Руинированные и несохранившиеся церкви Содержание 1 История 1.1 Архитектура 1.2 Реликвии 1.3 Церковно-приходская школа 1.4 Судьба храма в советское время 1.5 Священнослужители церкви Сурб Амбарцум с 1843 года 1.6 Разное 2 Библиография История Церковь Сурб Амбарцум (Вознесенский храм) строилась с 1781 года и была освящена Иосифом Аргутинским 27 августа 1783 года. Церемония освящения проходила в очень торжественной обстановке при большом скоплении людей. На ней присутствовало много “знатных русских”, которые вместе с другими знатными нахичеванцами были приглашены полковником Абрамовым на обед, устроенный в его доме. Была построена в 1798 году. Каменный Вознесенский храм стоял в северо-восточной части города между 34-й и 36-й линиями на Вознесенской улице (ныне улица Рябышева). Это была небольшая приходская церковь с полукруглой апсидой, световым барабаном с куполом и небольшой звонницей над входом. В 1799 г. произведен капитальный ремонт церкви. Главный алтарь был сооружен на средства купца Матвея Христофоровича Шорбаронова. С 1863 по 1868 гг. в церкви проводился ремонт на средства собранные с прихожан. В августе 1879 года церковь была ограблена. Было украдено всё церковное имущество и утварь. К 1882 году церковь была восстановлена. 6 июня 1898 - в Нахичеванскую Городскую Управу обратился ктитор Вознесенской церкви Егор Христофорович Алаханов с прошением следующего содержания: “Небезызвсвестно всем, что наш храм находится в настоящее время в таком положении, что по ветхости своей следует непременно переустроить, т.к. прихожане нашей церкви большей частью вообще малоимущего состояния, то трудно ожидать от них всепомоществования, удовлетворяющего потребность для сооружения нашего храма, а потому я осмеливаюсь просить Городскую Управу ходаиайствовать перед Думой в настоящем же заседании о назначении единовременной субсидии по своему усмотрению для сооружения св.Храма Вознесения Христова”. В ответ на эту просьбу на своем заседании Городская Управа вышла с предложением в Городскую Думу ассигновать на ремонт церкви единовременное пособие в сумме 2 тыс. рублей и внести эту сумму в смету на будущий 1899 г. Городская Дума на своем заседании согласилась с заключением Управы. Одновременно с этим было создано попечительство для организации сбора пожертвований. В 1898-1899гг. году были завершены ремонтно-восстановительные работы в церкви. При храме существовало армянское духовное училище. Архитектура Архитектурный стиль и строительные решения Сурб Амбарцума были такие же, как у всех 5 старых нахичеванских храмов. Небольшая приходская церковь с куполом посредине, с выступающей полукруглой апсидой по восточной стене, где был алтарь, с объемистым подвалом. Три двери, обрамленные колоннами, перед западной - колокольня, снизу глухая. Наличники, карнизы классических образцов. Фасады оформили лаконичным классическим декором. Характерная деталь - встроенные в стену хачкары, каменные памятные знаки, стоявшие в Крыму века, но выкорчеванные и вывезенные переселенцами. В Сурб Амбарцуме хачкаров было меньше, чем в других церквях. Самый интересный - на фасаде, с высеченной надписью в память некоего Карапета, от 1439 г. Была надпись и на мраморе под купелью - "во спасение души отца Хуниар-оглу Барсега Григора и матери Мариам, год 1799 декабрь 13-го". На восточной стене текст сообщал: "Благодаря и милосердием всемогущего Бога воздвигнута главная паперть церкви св. Амбарцума трудом и средствами господина - Хачатура Мадтеосовича Шерпароняна вместе с супругой И родителями во имя и честь и в хвалу единого Бога в 1799 году в Новом Нахичеване. Теперь, когда встретите эту надпись, вспомните и вы Богом ниспосланного всеобщего спасителя верховного, апостолотроиного венчанного и верховного посланца Эчмиадзинского кафедрального собора святейшего архиепископа Иосифа". Е. Шахазиз весьма неодобрительно отзывался об интерьере св. Амбарцума. "Неприятное впечатление оставляет у армянских богомольцев позолота и посеребренность ее многочисленных картин, которые сами по себе не представляют никакой ценности. Особенно некрасивы картины, установленные на площадках священников перед клиросом с обеих сторон, которые, собственно, и установлены, чтобы закрыть спины священников, как будто у служителей церкви есть что-то тайное, что надо непременно закрыть, отделить их от народа. Это уродует церковь. Удивительно то, что эту церковь только что основательно обновили и имели возможность обратить внимание на ее внутреннее оборудование, придать ей армянскую форму и заменить стиль строительства армянским. Однако длительный отрыв от традиционной родины уже выработал в переселенцах новый вкус, новые понятия и идеалы. Сказались оторванность от Армении и влияние живущих с ними рядом других народов. Переселенцам кажется уже странным и армянский вкус, и обычай звонить в колокола, и многие особенности армянской жизни. К тому же ктитор и попечитель строительства изготовили роскошную мраморную доску и на ней торжественными словами записали летопись строительства храма. Она должна быть прикреплена на видном месте к одной из стен церкви и таким образом увековечить их имена". Реликвии В церкви хранились мощи Сурб Минаса Египтаци, Сурб Оксентиоса Айрапети и частица древа жизни, привезённая из Крыма. Церковно-приходская школа При содействии Петроса Николаевича Хрмачяна 1ноября 1867 г. во дворе церкви Сурб Амбарцум была открыта школа. В 1902 году школа была закрыта и вновь открыта в 1906 году. Судьба храма в советское время Служба в церкви совершалась до 1936 года. В тот год во время бури, 18 августа, была сорвана крыша, и храм закрыли на ремонт. Но открыт он так и не был. Впоследствии церковь разобрали, а духовное училище перестроили и в нем открыли Лесную школу. Священнослужители церкви Сурб Амбарцум с 1843 года Священник Никохайос Сагимьянц Священник Карапет Чолахьян Священник Минас Пахальян Протоиерей Петорс Карапетович Чолахьян (умер в 1929) Протоиерей Хачатур Акопович Бугаян (1938) Разное В ограде церкви находилось кладбище, где был похоронен известный нахичеванский благотворитель Мкртыч Гогоян, основатель армянской женской прогимназии. В 1914 году во дворе церкви был похоронен благотворитель церкви Геворг Алаханянц. При церкви существовало мужское приходское училище, построенное 27 июля 1866 г. Во дворе бывшей Вознесенской церкви в 1942 году за убийство немецкого офицера оккупантами были расстреляны несколько десятков ни в чем не повинных мирных жителей. Библиография Вартанян В.Г., Казаров С.С. Армянская-Апостольская Церковь на Дону. Ростов н/Д., 2001 Малаховский Е.И., Лаптев Г.Ф. Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие. Ростов-на-Дону, АКРА, 2003 Халпахчьян О.X. Архитектура Нахичевани-на-Дону // Ер. 1988 Сидоров В. Энциклопедия старого Ростова и Нахичевани-на-Дону» в 7 томах (1994-1997). Т.5 ЦЕРКВИ ГОРОДА НАХИЧЕВАНИ-НА-ДОНУ Шахазиз Е. Новый Нахичеван и новонахичеванцы / Перевод с армянского Шагиняна Ш.М. Ростов-на-Дону, 1999 Российская и Ново-Нахичеванская епархия Армянской Апостольской Церкви. Исторический путь. М., 2013
не выбрано
Церковь Сурб Петрос-Погос (Астрахань) Церковь Петра и Павла Պետրոս և Պողոս եկեղեցիДата основания: 1771 Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Руинированные и несохранившиеся церкви История Одна из крупнейших армянских церквей в Российской империи, основанная в 1771 г. в Астрахани. В 1763 г. власти Астрахани, после обращения армянина Асатурова, выдали разрешение на строительство армянской церкви Петра и Павла. Она строилась 8 лет и в 1771 г. была открыта. В 1936 году по решению властей была разрушена. Устройство церкви Церковь располагалась на современном месте дома №19 на ул. Мечникова Астрахани. По своей массивности она была выдающимся архитектурным произведением. Фасады были выполнены в стиле классицизма с опирающимися на колонны портиками. Имелись две восьмигранные двухъярусные колокольни.
Церковь Сурб Рипсиме (Ялта, Крым) Սուրբ Հռիփսիմե եկեղեցի Армянская Церковь Св. Рипсиме St. Hripsime Armenian Church, Yalta, Crimea, UkraineДата основания: 1909–1014 Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Содержание 1 История 2 Видео 3 Изображения 3.1 Хачкар 4 Библиография История Армянская церковь в Ялте отдаленно напоминает древний храм Рипсиме (VII-XII вв.) в Эчмиадзине. Здание, построенное в 1909–1014 годах архитектором Г.Тер-Микеловым по эскизам известного художника Вардгеса Суренянца, стоит на крутом склоне горы. Остроумно решение устройства парадного подхода к церкви. На южном фасаде сделан богато украшенный ложный вход в виде широкой арочной ниши. К площадке перед «входом» от ворот храма ведет грандиозная лестница, обсаженная кипарисами, поднимаясь по которой можно увидеть перед собой весь храм сразу — компактный, как бы высеченный из монолита, увенчанный шестигранным из того же камня шатром на изящном барабане. В конце подъема вдруг возникает еще один лестничный марш, который ведет к подлинному входу — на западной стороне церкви. Его строгий, скупо орнаментированный портал впечатляет не украшениями, а чистотой и ясностью стиля, гармонией простых декоративных деталей. Изумительное мастерство художника-декоратора, совершенство обработки камня сквозят в каждом квадратном метре фасадов церкви. Экстерьеру храма не уступает его интерьер — расписанный Суренянцем купол, дополняемый мраморным с инкрустациями иконостасом. Этот изумительный храм в Ялте (архитектор Вардгес Суренянц) наверное один из самых красивых адаптаций древнего армянского стиля к требованиям “нового времени”, в том числе и к необходимости в бо’льшей площади храма, и к необходимости согласовать храм с окружающим ландшафтом! Интересно, что архитектор решил эти две задачи сознательно сохраняя схожесть с формами Храма Рипсиме 612 года. Т. е. любой скажет, что это похоже на Рипсиме, но никто не назавет эту работу копией! Я бы хотел, чтобы Храм Григория Просветителя в Ереване был в этом духе. Ялтинскую армянскую церковь можно увидеть в кинокартинах «Праздник Святого Йоргена», «Овод», «Три толстяка», «Щит и меч» и других. Перед южным фасадом здания с левой стороны от арки есть скромная могильная плита. Рядом на стене - мемориальная доска: «Здесь похоронен Вардгес Яковлевич Суренянц (1860-1921) - известный армянский живописец, график и театральный художник, украсивший это здание внутри росписью». Видео Армянская церковь в Ялте (26.06.2016) Изображения Церковь Святой Рипсиме в Ялте до революции Входные ворота и главная лестница Хачкар Хачкар во дворе церкви Библиография Церковь Святой Рипсиме в Ялте — архитектурное сокровище Южного берега Крыма
Церковь Сурб Геворг Зоравар (Георгиевск) Церковь Святого Георгия Победоносца Дата основания: 1780-90 Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Руинированные и несохранившиеся церкви Содержание 1 История 1.1 Из истории жизни и деятельности церкви 1.1.1 Церковно-приходская школа для мальчиков 2 Библиография История Город Георгиевск был основан в 1777 году, и сразу после его основания здесь появилась армянская община (500 человек). В 1780-90-е гг. в районе Георгиевской крепости сооружается деревянная армянская церковь Сурб Геворг. Прихожанами церкви были не только армяне Георгиевска, но и городов Кавказских Минеральных вод. В 1942 году с приходом немецкой армии церковь была превращена в оружейный склад и впоследствии взорвана. Из истории жизни и деятельности церкви Имеются сведения о существовании в 1817 году в Георгиевске армянской деревянной церкви. В статических ведомостях за 1834 год, ежегодно представляемых в Синод Святого Эчмиадзина, в городе значится церковь Сурб Геворг Зоравар (во имя Св. Георгия Победоносца). В 1848 году сын купца 1-й гильдии Александр Хачересович Аладжалянц стал инициатором постройки новой церкви на месте старой. В 1860-м прокурор Эчмиадзинского Синода Фома Корганов, посетив церковь, отзывался о ней как о «небольшой, деревянной, но очень уютной и чистой». В 1861 году прихожане обратились к высшему духовенству с просьбой о постройке каменной церкви вместо деревянной. Описывая состояние церкви, прихожане характеризуют ее как помещение без арок, с плоским и настолько низким потолком, что в церкви, опасаясь пожара, не зажигались большие свечи. Поэтому до постройки новой церкви прихожане просили использовать 1.000 рублей из церковных доходов для поднятия потолка и ремонта ограды. Разрешение было получено лишь в 1863 году и на ремонтные работы было израсходовано 1.622 рубля. В 1868 году прихожане вновь обратились в Астраханскую консисторию с просьбой разрешить постройку каменной церкви. В 1869-м было выбрано попечительство для возведения храма, в состав которого вошли: купец 1-й гильдии Мартирос Бабасанян, купец 2-й гильдии Мартирос Костанян, Севробе Аджемянц, Степанос Мурадчаянц, Исаак Хлджянц, Арутюн Аджемянц. В 1879 году Астраханский епархиальный начальник архиепископ Геворк Вегапетьянц в ответ на обращение прихожан объявил, что необходимости в постройке новой церкви нет, поскольку число прихожан в городе невелико, а церковь Сурб Геворг Зоравар не в столь плохом состоянии. (В 1839 году число прихожан в городе составляло 193 человека, в 1853-м – 412, в 1863-м – 445.) Время сохранило имена ктиторов, священников и попечителей церкви Сурб Геворг: ктиторы – Александр Хачересович Аладжалянц (был награжден серебряной медалью «За усердие» для ношения на шее на Аннинской ленте), Мкртич Галустович Лодочникян, Карапет Тер-Александрович Серебряков; священники – Абраам Бежанян, Нерсес Вартанян, Арутюн Аракелович Какаев, Филипп (Полипос) Мовсесович Мовсесян, Александр Акопович Маркарян; попечители – Алексан Багдасарянц, Абгар Гарибянц. Церковно-приходская школа для мальчиков В 1868 году в Георгиевске была основана церковно-приходская школа для мальчиков. В том же году число учеников составляло 25 детей, им преподавал Амбарцум Серебряков. В 1876-м число учеников снизилось до семи, затем в течение нескольких лет школа была закрыта. Попечителями школы значились – Саркис Тер-Погосян, Аствацатур Черкезов (Черкезян), Абгар Гарибянц. Библиография Армянский Георгиевск в «Кавказском календаре» (1845 – 1860 гг.) Георгиевск. Церковь Сурб Геворг Армянские храмы. Церковь Св. Геворг (Surb Gevorg) Георгиевск. История в фотографиях Армянская церковь Георгиевска Перед войной православные георгиевцы молились в армянской церкви