Храм Святого Успения (Тенгинка)

Описание

Храм Святого Успения (Тенгинка) Армянская церковь Святого УспенияДата основания: 2003 Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: Краснодарский край, Туапсинский район, с. Тенгинка, Совхозная, 1а История В верховье села Тенгинка сохранилась полуразрушенная старая армянская церковь, а в самом селе действует новый построенный в 2003 г. Храм Святого Успения. Располагается у дороги, ведущей к водопадам.

Город:

не выбрано

Адрес:

Краснодарский край, Туапсинский район, с. Тенгинка, Совхозная, 1а

Руководитель:
Другие
Церковь Сурб Ованес Аветаранич (Краснодар)

Церковь Сурб Ованес Аветаранич (Краснодар) Армянская Апостольская Церковь Сурб Ованнес (Краснодар) Sourp Hovannes Avedaranich Armenian Apostolic Church (Krasnodar) Սուրբ Հովհաննես Ավետարանիչ Առաջնորդանիստ ԵկեղեցիДата основания: 1998 Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Адрес: ул. имени Тургенева, 165, Фестивальный микрорайон, Краснодар 350062 Эл. почта: -derder@list.ru, a levon@mail.ru Ссылки: Сайт Социальные сети Содержание 1 История 2 Культурно-образовательный центр "Варданян" 3 Изображения 4 Библиография История Для граждан Армении, проживающих в Краснодаре, возведение церкви стало важным событием. Хачкар на месте ее строительства установили еще в 1993 г., но на основание изначально было мало средств. Благодаря помощи неравнодушных людей ее удалось построить за несколько лет. В 1998 г. Краснодар стал центром армянской Южнорусской епархии, в это время и открылась церковь Сурб Ованес Аветаранич. Еще через несколько лет на храмовой территории открыли резиденцию главы епархии – епископа Мовсеса Мовсесяна. Позже здесь же построили часовню в честь св. Пантелеймона Целителя, а в 2014 г. - культурно-образовательный комплекс «Варданян». Культурно-образовательный центр "Варданян" Изображения Культурно-образовательный центр "Варданян" Церковь Сурб Ованнес Аветаранич и КОЦ Варданян Библиография Чем интересна главная Армянская церковь в г. Краснодар

Церковь Сурб Григор Лусаворич (Нахичевань-на-Дону)

Церковь Сурб Григор Лусаворич (Нахичевань-на-Дону) Церковь Сурб Грикор Лусаворич Собор Св. Григория Просветителя Սուրբ Գրիգոր Լուսավորիչ տաճարВид заведения: кафедральный собор Дата основания: 1783-1807 Основатель: Иосиф Аргутинский Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Руинированные и несохранившиеся церкви Содержание 1 История 1.1 Переселение армян из Крыма 2 Архитектура 2.1 Убранство церкви и реликвии 2.1.1 Городские часы Нахичевани-на-Дону 2.2 Разрушение собора 2.3 Священнослужители Собор Сурб Лусаворич 2.3.1 с 1843 года священнослужитями являлись 2.4 Изображения 2.4.1 Панихида по умершему Католикосу Всех Армян Кеворку VI Чорекчияну 2.4.2 Памятный камень на месте собора 2.5 Разное 3 Библиография 3.1 Сноски История Переселение армян из Крыма На донской земле, крымские армяне начали воссоздавать здесь ту церковную организацию, которая существовала в Крыму. Уже в процессе переезда караван переселенцев был разделен по группам в зависимости от места проживания в Крыму. Каждую из них возглавлял свой священник. Как сообщает Г.Патканян, вся церковная утварь была погружена на телеги и по описи передана духовному главе крымских армян архимандриту Петросу Маркосяну. Первыми двигались жители Кафы (Феодосии) вместе со своим владыкой и церковными реликвиями. Несколько быков везли надгробный камень мученика Парона Луйса, который в свое время был вывезен из церкви столичного города Ани, и камень Просветителя, поскольку литургию в его честь служили на этом камне, под которым и был похоронен Парон Луйс. Именно жителями Кафы был основан находившейся в центре города Собор во имя св.Григория Просветителя (Сурб Лусаворич), план которого по поручению Екатерины II был составлен выдающимся архитектором Иваном Егоровичем Старовым. [1] Предание гласит, что императрица сказала ему: «Ты строишь Таврический дворец, а теперь для таврических переселенцев строй хороший собор». Поскольку возведение главной церкви могло продлиться долгие годы, по предложению духовного главы российских армян Иосифа Аргутинского было решено построить временную деревянную часовню. Расходы на ее сооружение взяли на себя Даниэль Каракашьян, Торос Тер-Партухемосян и Макаэль Когбетлян. В 1800 г. по инициативе Верховного Патриарха Гукаса на средства местных армян было построено кирпичное здание. На месте старой деревянной церкви Попов Иван Маркович возвел часовню. [2] Источники сохранили имя еще одного благотворителя, внесшего большой вклад в возведение Собора – Петрос Бабасинян. Строительство церкви было завершено в 1807 году. Свой завершенный вид Собор приобрел в 1814 г. Одновременно со строительством западного северного и восточного входов были построены шесть магазинов, которые стали собственностью церкви. По указанию Иосифа Аргутинского их доходы должны были быть переданы для основания городской гимназии. Однако, после его смерти, в 1814 г.надеждам на быстрое основание гимназии не суждено было сбыться, так как без ведома владыки - архиепископа Ованеса Гарнакерьяна - магазины были проданы. В 1848 году вокруг церкви, по предложению архиепископа Матевоса (Новонахичеванский епархиальный начальник) была построена ограда. В 1852 году сильный ураган снёс позолоченный крест вместе с постаментом колокольни. Церковь нуждалась в ремонте. В 1909 году в церковь было проведено электричество. 26 сентября 1925 года, было проведено пышное празднование 125-летия со дня открытия церкви. В конце 30-х гг. городские власти решили закрыть церковь в связи с перепланировкой площади. На месте церкви было решено перепланировать и расширить площадь. Прихожанам удалось отстоять церковь. Но её превратили вначале в детскую техническую станцию а затем в Музей древностей. В 1942 году церковь была передана армянской общине. Благодаря пожертвованиям была собранна необходимая сумма для проведения капитального ремонта здания и частичного восстановления интерьера. 27 декабря 1943 года церковь была вновь освящена. Архитектура Это было величественное монументальное культовое здание, наиболее последовательно из всех нахичеванских храмов воплотившее в своем облике приемы и формы русского классицизма. В плане храм представлял собой прямоугольник со вписанным крестом, выступающий на восток полуциркульной апсидой, пристроенной с запада трехъярусной колокольней. Средокрестие храма завершалось массивным круглым барабаном, увенчанным куполом с фонарем. Колокольня была значительно выше храма и имела аналогичное уменьшенное завершение, на ее верхнем ярусе размещались городские часы. Три входа в храм выделялись трехпролетными порталами. Фасады имели ордерную декорировку, основу которой во всех ярусах составляли тосканские колонны и пилястры. Убранство церкви и реликвии Художественное убранство здания дополняли привезенные из Крыма хачкары XIV - XVIII веков. Некоторые из хачкаров просто вмуровывались в стены и полы храмов армянских церквей Нахичевани. Так, в соборе Св.Григория Просветителя (были украдены в 1842 году) был установлен камень Просветителя, в церкви Св. Николая – камень Спасителя, в Сурб Хаче – камень, освященный Св. Фаддеем. Церковь имела большое количество икон в позолоченных и серебряных окладах, драгоценную церковную утварь, мощи Св. Григория Просветителя и частицу древа жизни. В церкви хранилось также большое количество рукописных церковных книг, в частности 8 евангелий в дорогих переплётах. Городские часы Нахичевани-на-Дону В Нахичевани-на-Дону башенные часы были установлены на колокольне кафедрального собора св. Григория Просветителя. Инициатором установки часов стал ктитор соборной церкви, купец Сергей Артемьевич Аджемов, который в декабре 1892 года обратился в думу "вследствие неоднократного настоятельного требования со стороны прихожан соборных и вообще жителей города того, чтобы на колокольне Соборной церкви были поставлены четырехсторонние часы, по образцу исполненных в Ростове-на-Дону". Дума одобрила ходатайство. Смету на изготовление часов составил мастер часовых дел Остер в Санкт-Петербурге. Циферблаты к ним изготовила фирма «Депо часов Фридриха Винтера», принадлежавшая А. Винтер. Средства в размере 2000 руб. на приобретение и установку часов ассигновала нахичеванская городская дума из городской казны. Часы были установлены, вероятно, не раньше мая 1893 года. А вот что писал современник о городских часах Нахичевани в 1915 году: «Башенные часы на колокольне городского собора, надо полагать, устроены в целях общего городского благоустройства. И действительно, в принципе, в ряде других приспособлений в области благоустройства часы эти занимают видное место. Но беда в том, что, во-первых, часто эти часы бывают неисправны и не приносят жителям города ни малейшей пользы, во-вторых, в ночное время пользование ими крайне ограничено: вы можете узнать время только тогда, когда раздается очередной бой часов, в остальное же время часы остаются окутанными мраком ночи и ничего на них разглядеть нельзя. А между тем, освещение их небольшой электрической лампой стоило бы не Бог весть каких денег. Хроникер». Разрушение собора Кафедральный собор Сурб-Лусаворич как храм закрыли в начале 1930-х годов. Его высокую звонницу и купол разобрали сразу, а здание приспособили для детской технической станции. В 1942 году, во время немецкой оккупации, в здании бывшего собора возобновились богослужения, продолжавшиеся до конца 1950-х годов. Запланированное партийными и городскими властями уничтожение храма встретило активное сопротивление только что созданного районного отделения ВООПИиК. Местными властями было инспирировано письмо «от группы рабочих завода Красный Аксай» с просьбой предоставтить им место на площади им. К.Маркса для строительства собственного Дома Культуры. И вышестоящие инстанции принимают решение – закрыть, а затем и снести Армянский кафедральный собор. [3] В ночь армянского Сочельника с 18 на 19 января 1966 года город потряс взрыв. Это был взорван Нахичеванский собор – под лукавым предлогом того что «бесхозная руина» может, якобы, обрушиться. [4] [5] В 1970-м на его месте соорудили ДК культуры завода "Красный Аксай". Священнослужители Собор Сурб Лусаворич Источники донесли до нас и имя первого настоятеля собора Сурб Лусаворич – Гаспар, сын Паноса из Карасубазара. с 1843 года священнослужитями являлись Протиерей Погос Хырджян Протоиерей Егия Шапошникян Протоиерей Хачатур Зарифьян (умер в 1913) Священник Ованес Сатуньян (умер в 1910) Священник Саркис Воскерчян (умер в 1923) Священник Саак Хачатурович Зарифьян (умер в 1902) Протоиерей Геворг Никохосович Келле-Шагиньян (умер в 1927) Протоиерей Рубен Варфоломеевич Бекгульянц (умер в 1935) Священник Григор Акопян (1938) Изображения Хоры собора Григория Просветителя Панихида по умершему Католикосу Всех Армян Кеворку VI Чорекчияну Собор Сурб Лусаворич, Нахичевань. 1954 г. Памятный камень на месте собора Установлен 05.09.2001 года Нахичеванской армянской общиной Разное Недалеко от собора располагалось церковно-приходское училище, носившее имя Святой Рипсиме. 19 ноября 1914 г. в нахичеванском соборе Св. Григория Просветителя состоялась церемония освящения боевого знамени армянских добровольцев Донской области, отправлявшихся на русско-турецкий фронт. Нахичеванская община организовала экипировку отрядов добровольцев, их обучение, а затем и проводы их в Тифлис, а оттуда на фронт. Этот главный армянский храм Нахичевани дал название ее главной улице - Соборной (теперь это Советская улица, а от 26-й линии - улица Ереванская). Библиография Вартанян В.Г., Казаров С.С. Армянская-Апостольская Церковь на Дону // Ростов н/Д., 2001 Е.И. Малаховский, Г.Ф. Лаптев Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие // Ростов-на-Дону, АКРА, 2003 Халпахчьян О.X. Архитектура Нахичевани-на-Дону // Ер. 1988 Шахазиз Е. Новый Нахичеван и новонахичеванцы / Перевод с армянского Ш. М. Шагиняна // Ростов-на-Дону, 1999 ЦЕРКВИ ГОРОДА НАХИЧЕВАНИ-НА-ДОНУ Российская и Ново-Нахичеванская епархия Армянской Апостольской Церкви. Исторический путь. М., 2013 Сноски ↑ Он в это время возводил Таврический дворец. ↑ В ограде собора находился ларек по продаже свечей. ↑ В Государственном архиве Ростовской области сохранился уникальный документ - письмо прихожан Армянского кафедрального собора во имя св. Григория Просветителя на имя Председателя Президиума Верховного Совета СССР Л.И. Брежнева:«Согласно Конституции СССР и в соответствии с действующими в СССР законами, советские граждане имеют право свободно отправлять свои религиозные обряды, независимо от возраста, национальной принадлежности и вероисповедания. Мы – верующие-прихожане Армянского Кафедрального собора в г. Ростове-на-Дону также, как миллионы верующих других национальностей имели в своем распоряжении здание Собора для того, чтобы молиться и удовлетворять свои религиозные потребности как того требуют каноны Армяно-Григорианской веры. Переданные нашей религиозной общине здание Собора всегда содержалось в порядке, выполнялись все законные требования административных органов, уплачивались все полагающиеся налоги. В годы Великой Отечественной войны мы, верущие прихожане Собора не раз организовавали большие сборы в пользу раненных советских воинов и на другие цели, связанные с войной, не только среди верующих, но и среди всего армянского населения г.Ростова-на-Дону.Патриотические дела армянского народа и в том числе граждан армянской национальности г.Ростова были высоко оценены Советским правительством и удостоены высокой благодарности от имени Верховного Главнокомандующего, ныне покойного т. Сталина И.В. Нам известно, что в Советском Союзе церковь отделена от государства, что каждый гражданин волен или неволен верить в Бога, но ни в Советской Конституции, ни в законодательных актах не дано права местным органам власти притеснять верующих, создавать препятствия в отправлении религиозных обрядов, и тем более, отбирать у верующих церковное здание, как это было сделано в г. Ростове-на-Дону, где у армянверующих был отобран Собор, в котором они в течение более 200 лет молились и отправляли свои религиозные обряды. Ростовский Армянский Кафедральный Собор являлся не только местом молитв верующих, но и историческим ПАМЯТНИКОМ ВСЕГО АРМЯНСКОГО НАРОДА, представляющим историческую и архитектурную ценность (Собор был воздвигнут по проекту итальянских мастеров). 18 июля 1959 административные органы г. Ростова-на-Дону, в нарушение советских законов и защищаемых этими законами прав верующих, без их согласия и ведома, по самоуправному и выходящему за пределы их компетенции заявлению бывшего священника Дарбиняна (который по состоянию здоровья не мог уже служить) и двух членов Церковного Совета, не нашедших в себе гражданского мужества протестовать против незаконных действий Дарбиняна, нарушающих интересы прихожан, отобрали Собор, в ночное время, чтобы избежать недовольства граждан-армян сорвали крест на куполе Собора и сняли и колокола. Мы, граждане армянской национальности, как верующие, так и неверующие, глубоко возмущены действиями советских и партийных органов г. Ростова-на-Дону, лишивших нас святого храма и старинного художественного архитектурного памятника… Мы, верующие, обращаемся лично к Вам с убедительной просьбой расследовать обстоятельства, сопровождавшие отбирание здания Армянского Собора и убеждены, что Президиум Верховного Совета поймет наше справедливое и законное желание и восстановит нарушенную законность. Просим Вас Товарищ Брежнев возвратить нам здание нашего Собора, а армянскому народу – старинный исторический памятник, воздвигнутый попечением армянского трудового народа 200-220 лет тому назад. Мы долго молчали, потому что надеялись на вмешательство наших духовных пастырей, в лице нашего Епархиального Начальника Архимандрита Тер-Акопяна и Католикоса Всех Армян Вазгена Ι , но т.к. наши надежды и ожидания не оправдались, мы решили обратиться к Вам непосредственно, уповая на Ваше справедливое решение. 9 августа 1960 г. Ответ на настоящую жалобу просим направлять по адресу: г. Ростов-на-Дону, 14 линия, 23, гражданке Самургашевой Т.Б.». Но никакого ответа не последовало. ↑ Этот акт был только эпизодом в ходе грандиозной волны «воинствующего безбожия», когда сам Н.С. Хрущев объявил, что в 1980 году он покажет по телевизору последнего попа в стране. ↑ По иронии судьбы взрыв произошёл за считанные дни до Учредительного собрания Ростовского Отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). Власти «Пролетарского района» знали о собрании и торопились с уничтожением нахичеванской жемчужины, дабы отчитаться перед Москвой.

Церковь Армянская (Грозный)

Церковь Армянская (Грозный)Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Руинированные и несохранившиеся церкви Ссылки: ОБ АРМЯНСКОЙ ЦЕРКВИ В ГРОЗНОМ Содержание 1 История 1.1 История строительства 2 Архитектура 2.1 Основное здание 2.2 Колокольня-притвор 3 Сноски История Как показывает план города Грозный за 1923 год, армянская церковь находилась в самом центре города, у левого берега реки Сунжа. Она располагалась по ул. Дундуковская[1] между новым корпусом Нефтяного института и зданием средней школы № 1[2], соприкасаясь с территорией сквера им. Лермонтова. История строительства Город Грозный возник вокруг крепости. В городе имелся небольшой гостиный двор, где торговую деятельность вели преимущественно армянские купцы. Важным вопросом, стоявшим перед армянской общиной Грозного, было открытие национальной школы и строительство церкви. В апреле 1863 года группа армян обратилась к своему соотечественнику, начальнику среднего военного отдела Терской области генерал-майору Александру Туманову с просьбой о помощи в организации строительства армянской церкви. Спустя некоторое время, 27 апреля 1865 года из канцелярии начальника области в астраханскую армяно-апостольскую епархиальную консисторию пришло сообщение о том, что относительно представленного князем А. Тумановым ходатайства о возведении кирпичной церкви на территории Грозного начальник Терской области возражений не имеет. К строительству церкви грозненское армянское общество приступило во второй половине 1860-х годах, и уже в начале 70-х годов XIX столетия в Грозном была возведена армянская церковь. Строительство церкви спустя всего полвека после основания города было обусловлено усилением местной армянской общины. Строилась церковь постепенно. Сначала было возведено основное здание церкви, позже уже к действовавшему приходу, к западному торцу была пристроена двухъярусная колокольня-притвор. Высота здания без колокольни была примерно равна его длине. Впервые церковь упоминается в газете «Терские ведомости» за 1871 год, где коротко говорится: «В Грозном никак не могут достроить армянскую церковь. А строить начали давно». Точное время завершения строительства неизвестно, предположительно она начала действовать в 1872 или 1873 году. В той же газете за 1873 год церковь уже упоминается как действующая. В дальнейшем в газете церковь упоминалась в номерах за январь и май 1876 года, а в 1888 году о ней в своём труде говорил военный историк Георгий Казбек. Устав местной армянской общины, утверждённый в 1891 году, гласил, что общество имеет и целью объединение последователей Армянской Апостольской церкви в районе города Грозного и его окрестностей. Армянская церковь Грозного являлась основным духовным и культурным центром армян и фактически являлась их официальным представителем. Церковь была снесена в 1930-х годах. Архитектура Основное здание Церковь представляла собой базилику и имела крестово-купольную, удлинённую по главной оси (восток—запад) композицию. На северном и южном фасадах восточного и западного крыльев сооружения имелись высокие оконные проёмы с профилированным обрамлением. Над каждым из этих восьми окон находились круглые световые проемы небольших размеров, которые освещали помещение. Вытянутое на восток крыло заканчивалось выступающей наружу многогранной апсидой, по бокам которой проходили вертикальные декоративные полосы из белого кирпича. В средней части апсиды были невысокие, но широкие оконные проёмы. Перекрытие апсиды было пирамидальной формы. По краям фасада северного крыла также тянулись вертикальные декоративные полосы из белого и тёмного кирпича. Вход в церковь находился в пристроенном к ней двускатном портике. Фасад южного крыла имел аналогичное решение. Перекрытие храма было двускатным. Завершал объёмную композицию сооружения купол, который возвышался над его средокрестием и имел восьмигранный барабан, грани которого были прорезаны узкими оконными проёмами, обрамлёнными широкой белой полосой. По нижней части барабана, увенчанного восьмигранным зонтичным перекрытием, проходил горизонтальный пояс, который имел, помимо декоративного, также и конструктивное назначение. Подобные пояса делались для отвода атмосферных осадков. Данный купол придавал зданию особую торжественность и нарядность. Колокольня-притвор Колокольня-притвор была выложена, как и основное здание, из красного кирпича. Она привлекала внимание своеобразной формой, большим вратообразным входом и возвышающимся над ним многогранным объёмом купола. Здание колокольни отличалось строгой и чёткой прорисовкой форм и декоративных элементов. Устремлённый ввысь купол колокольни составлял вторую вертикальную доминанту всей церкви. Само здание колокольни завершалось купольным объёмом ротонды-звонницы со шлемовидно-панцирным покрытием. Барабан колокольни, с восемью большими и малыми гранями, имел четыре сквозных довольно широких арочных проема, снабжённых выступающим по контуру декоративным обрамлением. Все грани были оформлены неглубокими прямоугольно-плоскими нишами с усечёнными вверху углами. По периметру барабана шли три горизонтальных пояса: первый по верху, второй прямо под проёмами, третий чуть ниже второго. Под карнизом барабана со стрельчатыми верхами прорисовывались контуры крестов. Портал притвора колокольни был оформлен ступенчато уходящей в глубину фасада декоративной аркатурой. Под фронтоном первого яруса имелась горизонтальная резьба в виде модульонов. По обе стороны от центрального входа стены колокольни были украшены двумя, различными по своему решению, нишами. Левая сторона имела высокую треугольную нишу с верхним оригинальным трёхлепестковым завершением. Другая сторона — правая — была оформлена плоской, незначительно углубленной нишей с усечённым вверху углом. Примечательно, что такое несимметричное решение фасадных ниш нехарактерно для архитектурных памятников Армении. Сноски ↑ ныне проспект Махмуда Эсамбаева, ранее проспект Революции ↑ бывшая женская гимназия

Добавить информацию
Добавить услуги, сообщить о проблеме или просто написать нам

Информационный справочник для армян России и мира