Церковь Сурб Арутюн (Ростов-на-Дону)

Описание

Армянская Апостольская Церковь Сурб Арутюн в Ростове-на-Дону История Церковь построена на месте бывшего храма Сурб Григора Лусаворича Строительство началось в октябре 2005 года и завершилось освящением 29 мая 2011 года Католикосом Гарегином Вторым Здание высотой 40 метров вмещает около 300 человек Отделана розовым туфом из Армении Алтарь и купель из белого мрамора с резьбой Меценаты Церковь построена на средства Саака Альбертовича Карапетяна и Владимира Павловича Казаряна Строительство было посвящено памяти их сына и внука В процессе строительства возникли трудности с доставкой материалов и поиском специалистов Творческие коллективы При церкви действуют вокальный ансамбль "Нахичевань" и танцевальный ансамбль "Звартноц" Контакты Адрес г Ростов-на-Дону пл Толстова 2в Телефон +7 905 455-89-01

Город:

Ростов-на-Дону

Адрес:

г. Ростов-на-Дону, пл. Толстова, 2в.

Руководитель: Тер Тиран (Авагян)
Телефон:

+7 (905) 455-89-01

Другие
Церковь Сурб Саркис (Красноярск)

Церковь Сурб Саргис (Красноярск) Наименование: Церковь Святого Саргиса Армянской Апостольской Церкви История: Строительство началось в 1998 году после освящения фундамента архиепископом Тираном Кюрегяном. В 2001 году епископ Езрас Нерсисян освятил купол, а в 2003 году состоялось торжественное освящение Католикосом Всех Армян Гарегином II. Построена на пожертвования армян Красноярского края и мецената Саркиса Мурадяна. Небольшая церковь (10х14 метров) с цокольным этажом (зал собраний, библиотека, классы), общей высотой 28 метров. Активно участвует в жизни армянской общины Красноярска. В 2022 году открыт Культурно-образовательный центр им. Месропа Маштоца. Информация: При церкви действуют народный хореографический ансамбль "Армения" и воскресная школа. Контакты: ул. Молокова 3, Красноярск, Россия +7 (391) 255-56-29, +7 (906) 912-53-86

Красноярск

Церковь Сурб Карапет (Несвeтай)

Церковь Сурб Карапет (Несветай) Церковь Иоанна Предтечи в Несветае Սուրբ Կարապետ եկեղեցիДата основания: 1790 Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Церковь-памятник Содержание 1 История 1.1 Церковно-приходская школа 2 Архитектура 3 Изображения 4 АКТ государственной историко-культурной экспертизы проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Сурб-Карапет» 5 Разное 6 Библиография 6.1 Сноски История Село было основано в 1780 г. армянами – переселенцами из Крыма. Основными их занятиями были земледелие и скотоводство. Церковь Сурб Карапет была основана в 1790 г. В 1837 г. житель Ново-Нахичевани купец первой гильдии Махтеси Карапет Тоникян обратился в Ново-Нахичеванское духовное правление с просьбой разрешить на собственные средства построить в селе новую церковь, поскольку здание старой церкви находилось в полуразрушенном состоянии. Весной 1858 г. строительство церкви было начато. Но после смерти Тоникяна 12 июля 1866 г. церковь осталась недостроенной. Однако еще за несколько лет до смерти Тоникян приостановил строительство церкви, завещав его завершить. Для этого в свое время он приобрел большое количество стройматериалов. Церковь должна была вмещать 250 человек. К 1866 г. на церковь Сурб Карапета (Св. Иоанна Предтечи) было потрачено 30 тысяч рублей, здание было построено до карниза. В 1867 г. прихожане обратились в консисторию с просьбой разрешить им построить новую церковь с использованием оставшихся стройматериалов и собрать пожертвования или же потребовать от наследников Тоникяна завершить начатое строительство церкви. Строительство новой церкви прихожане обосновывали тем, что архитектура начатой церкви не соответствовала армянской, а также место не было правильно выбрано. В ноябре 1869 г. консистория разрешила прихожанам завершить строительство начатой Тоникяном церкви, используя стройматериалы, оставленные Тоникяном. Строительство церкви было завершено в 1870 г. В последующие годы церковь подвергалась малым и большим перестройкам. В 1886 г. была отремонтирована крыша церкви, при этом из доходов церкви было использовано 200 рублей серебром. В июне 1888 г. епархиальный начальник архиепископ Григор разрешил постройку постамента для креста, для чего необходимо были 3 тысячи рублей. Из этой суммы 1 тысячу рублей пожертвовал потомственный почетный гражданин города Ново-Нахичевани Михаил Авакян, 800 рублей были выделены из церковных доходов, а остальная сумма была собрана прихожанами. В 1923 году были отремонтированы лестницы в церковной колокольне и крыша. В этот период богослужение в церкви осуществляли два священника. 23 февраля 1930 года епархиальный Совет доложил в Эчмиадзинский Верховный Совет. что священник Саркис Мартиросян снял с себя сан. В связи с тем, что церковь требовала ремонта, а ремонт и содержание церкви прихожане не могли обеспечить - церковь была закрыта. Во время Великой Отечественной войны церковь сильно пострадала, часть перекрытий и стены были разрушены. К сожалению, процесс разрушения и осквернения святыни продолжается до сих пор. Сегодня церковь остро нуждается в реконструкции. Церковно-приходская школа Была основана в 1868 г.; в том же году в школе обучались 18 детей, им преподавал Петрос Геворкян. В 1873 г. в школе обучались 25 детей, обучал их один учитель. В 1896 г. число учеников составляло 87 детей (58 мальчиков и 29 девочек). С 1903 г. школа перешла в ведение министерства просвещения, но содержала школу церковь. В 1909 г. в школе обучались 89 детей (64 мальчика и 25 девочек). Архитектура Церковь Карапета по типу повторяет церковь монастыря Сурб Хач. В ней также наличествует несколько расширенный в средней части молитвенный зал, к которому с востока примыкает выступающая наружу алтарная апсида, а с запада—двухъярусная колокольня. Небольшая, полуциркульная в плане апсида связана с основным помещением широким арочным проемом, по-видимому, закрывавшимся в прошлом иконостасом. Нижний этаж колокольни разделен перегородками на ведущий в церковь коридор со служебным помещением с его южной стороны и деревянной лестницей па ярус с северной. Хорошо освещенный интерьер молитвенного зала отличается цельностью и гармоничным соотношением основной нижней части с венчающим ее в центре широким куполом. В усилении художественной выразительности большую роль играли красочные росписи, фрагменты которой еще сохранились в алтарной апсиде и в центре на поддерживающих пандативах. Перед северным и южным входами имелись широкие четырехколонные портики, полагаем, дорического ордера, созвучные расположенным по сторонам дверных и оконных проемов пилястрам. Низкий барабан купола редко расставленными пилястрами между узкими с полуциркульным верхом окнами и массивные устои яруса звона колокольни усиливают впечатление тяжеловесности внешних объемов здания. Изображения Общий вид с юга План Церкви Первое фото снято немцами 21.11.1941 года. Колонны на входе были разобраны в 1954 году на хозяйственные нужды. [1] АКТ государственной историко-культурной экспертизы проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Сурб-Карапет» Разное В 1924 году в селе Несвитай проживало 1285 человек. Священники церкви - Грикор Акопян, Саркис Мартиросян. Библиография Вартанян В.Г., Казаров С.С. Армянская-Апостольская Церковь на Дону // Ростов н/Д., 2001 Е.И. Халпахчьян О.X. Архитектура Нахичевани-на-Дону // Ер. 1988 Шахазиз Е. Новый Нахичеван и новонахичеванцы / Перевод с армянского Ш. М. Шагиняна // Ростов-на-Дону, 1999 Российская и Ново-Нахичеванская епархия Армянской Апостольской Церкви. Исторический путь. М., 2013 Сноски ↑ Работа по идентификации и совмещению с современным видом сделана Сергеем Айропетьяном

Церковь Сурб Амбарцум (Нахичевань-на-Дону)

Церковь Сурб Амбарцум (Нахичеван-на-Дону) Церковь Сурб Амбарцман Սուրբ Համբարձում եկեղեցի Дата основания: 02.03.1781 Основатель: Иосиф Аргутинский Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Руинированные и несохранившиеся церкви Содержание 1 История 1.1 Архитектура 1.2 Реликвии 1.3 Церковно-приходская школа 1.4 Судьба храма в советское время 1.5 Священнослужители церкви Сурб Амбарцум с 1843 года 1.6 Разное 2 Библиография История Церковь Сурб Амбарцум (Вознесенский храм) строилась с 1781 года и была освящена Иосифом Аргутинским 27 августа 1783 года. Церемония освящения проходила в очень торжественной обстановке при большом скоплении людей. На ней присутствовало много “знатных русских”, которые вместе с другими знатными нахичеванцами были приглашены полковником Абрамовым на обед, устроенный в его доме. Была построена в 1798 году. Каменный Вознесенский храм стоял в северо-восточной части города между 34-й и 36-й линиями на Вознесенской улице (ныне улица Рябышева). Это была небольшая приходская церковь с полукруглой апсидой, световым барабаном с куполом и небольшой звонницей над входом. В 1799 г. произведен капитальный ремонт церкви. Главный алтарь был сооружен на средства купца Матвея Христофоровича Шорбаронова. С 1863 по 1868 гг. в церкви проводился ремонт на средства собранные с прихожан. В августе 1879 года церковь была ограблена. Было украдено всё церковное имущество и утварь. К 1882 году церковь была восстановлена. 6 июня 1898 - в Нахичеванскую Городскую Управу обратился ктитор Вознесенской церкви Егор Христофорович Алаханов с прошением следующего содержания: “Небезызвсвестно всем, что наш храм находится в настоящее время в таком положении, что по ветхости своей следует непременно переустроить, т.к. прихожане нашей церкви большей частью вообще малоимущего состояния, то трудно ожидать от них всепомоществования, удовлетворяющего потребность для сооружения нашего храма, а потому я осмеливаюсь просить Городскую Управу ходаиайствовать перед Думой в настоящем же заседании о назначении единовременной субсидии по своему усмотрению для сооружения св.Храма Вознесения Христова”. В ответ на эту просьбу на своем заседании Городская Управа вышла с предложением в Городскую Думу ассигновать на ремонт церкви единовременное пособие в сумме 2 тыс. рублей и внести эту сумму в смету на будущий 1899 г. Городская Дума на своем заседании согласилась с заключением Управы. Одновременно с этим было создано попечительство для организации сбора пожертвований. В 1898-1899гг. году были завершены ремонтно-восстановительные работы в церкви. При храме существовало армянское духовное училище. Архитектура Архитектурный стиль и строительные решения Сурб Амбарцума были такие же, как у всех 5 старых нахичеванских храмов. Небольшая приходская церковь с куполом посредине, с выступающей полукруглой апсидой по восточной стене, где был алтарь, с объемистым подвалом. Три двери, обрамленные колоннами, перед западной - колокольня, снизу глухая. Наличники, карнизы классических образцов. Фасады оформили лаконичным классическим декором. Характерная деталь - встроенные в стену хачкары, каменные памятные знаки, стоявшие в Крыму века, но выкорчеванные и вывезенные переселенцами. В Сурб Амбарцуме хачкаров было меньше, чем в других церквях. Самый интересный - на фасаде, с высеченной надписью в память некоего Карапета, от 1439 г. Была надпись и на мраморе под купелью - "во спасение души отца Хуниар-оглу Барсега Григора и матери Мариам, год 1799 декабрь 13-го". На восточной стене текст сообщал: "Благодаря и милосердием всемогущего Бога воздвигнута главная паперть церкви св. Амбарцума трудом и средствами господина - Хачатура Мадтеосовича Шерпароняна вместе с супругой И родителями во имя и честь и в хвалу единого Бога в 1799 году в Новом Нахичеване. Теперь, когда встретите эту надпись, вспомните и вы Богом ниспосланного всеобщего спасителя верховного, апостолотроиного венчанного и верховного посланца Эчмиадзинского кафедрального собора святейшего архиепископа Иосифа". Е. Шахазиз весьма неодобрительно отзывался об интерьере св. Амбарцума. "Неприятное впечатление оставляет у армянских богомольцев позолота и посеребренность ее многочисленных картин, которые сами по себе не представляют никакой ценности. Особенно некрасивы картины, установленные на площадках священников перед клиросом с обеих сторон, которые, собственно, и установлены, чтобы закрыть спины священников, как будто у служителей церкви есть что-то тайное, что надо непременно закрыть, отделить их от народа. Это уродует церковь. Удивительно то, что эту церковь только что основательно обновили и имели возможность обратить внимание на ее внутреннее оборудование, придать ей армянскую форму и заменить стиль строительства армянским. Однако длительный отрыв от традиционной родины уже выработал в переселенцах новый вкус, новые понятия и идеалы. Сказались оторванность от Армении и влияние живущих с ними рядом других народов. Переселенцам кажется уже странным и армянский вкус, и обычай звонить в колокола, и многие особенности армянской жизни. К тому же ктитор и попечитель строительства изготовили роскошную мраморную доску и на ней торжественными словами записали летопись строительства храма. Она должна быть прикреплена на видном месте к одной из стен церкви и таким образом увековечить их имена". Реликвии В церкви хранились мощи Сурб Минаса Египтаци, Сурб Оксентиоса Айрапети и частица древа жизни, привезённая из Крыма. Церковно-приходская школа При содействии Петроса Николаевича Хрмачяна 1ноября 1867 г. во дворе церкви Сурб Амбарцум была открыта школа. В 1902 году школа была закрыта и вновь открыта в 1906 году. Судьба храма в советское время Служба в церкви совершалась до 1936 года. В тот год во время бури, 18 августа, была сорвана крыша, и храм закрыли на ремонт. Но открыт он так и не был. Впоследствии церковь разобрали, а духовное училище перестроили и в нем открыли Лесную школу. Священнослужители церкви Сурб Амбарцум с 1843 года Священник Никохайос Сагимьянц Священник Карапет Чолахьян Священник Минас Пахальян Протоиерей Петорс Карапетович Чолахьян (умер в 1929) Протоиерей Хачатур Акопович Бугаян (1938) Разное В ограде церкви находилось кладбище, где был похоронен известный нахичеванский благотворитель Мкртыч Гогоян, основатель армянской женской прогимназии. В 1914 году во дворе церкви был похоронен благотворитель церкви Геворг Алаханянц. При церкви существовало мужское приходское училище, построенное 27 июля 1866 г. Во дворе бывшей Вознесенской церкви в 1942 году за убийство немецкого офицера оккупантами были расстреляны несколько десятков ни в чем не повинных мирных жителей. Библиография Вартанян В.Г., Казаров С.С. Армянская-Апостольская Церковь на Дону. Ростов н/Д., 2001 Малаховский Е.И., Лаптев Г.Ф. Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие. Ростов-на-Дону, АКРА, 2003 Халпахчьян О.X. Архитектура Нахичевани-на-Дону // Ер. 1988 Сидоров В. Энциклопедия старого Ростова и Нахичевани-на-Дону» в 7 томах (1994-1997). Т.5 ЦЕРКВИ ГОРОДА НАХИЧЕВАНИ-НА-ДОНУ Шахазиз Е. Новый Нахичеван и новонахичеванцы / Перевод с армянского Шагиняна Ш.М. Ростов-на-Дону, 1999 Российская и Ново-Нахичеванская епархия Армянской Апостольской Церкви. Исторический путь. М., 2013

Добавить информацию
Добавить услуги, сообщить о проблеме или просто написать нам

Информационный справочник для армян России и мира