Церковь Сурб Геворг (Султан Салы) Церковь Георгия Победоносца Սուրբ Գևորգ եկեղեցիРуководитель при регистрации: Настоятель - Тер Тадеоса Гайбаряна Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Церковь-памятник Адрес: Ростовская область, Мясниковского район, с. Султан-Салы, ул. Первомайская, 1Б Содержание 1 История 1.1 Церковно-приходская школа 2 Архитектура 3 Изображение 3.1 Архивные фото и рисунки храма 3.2 Разное 4 Библиография 4.1 Сноски История Церковь Сурб Геворг действует при МРО Церковь "Сурб Геворг". Каменная церковь была построена в 1795 г. В 1848 г. церковь находилась в полуразрушенном состоянии, и местные жители обратились в консисторию с просьбой разрешить сбор пожертвований для ремонта церкви. Городской голова Ново-Нахичевани Арутюн Халивов возглавил работы по сбору пожертвований. Однако прихожане сочли целесообразным вместо ремонта церкви построить новую. В 1849 г. церковь была обворована. В 1850 г. в селе была построена новая церковь. В 1854 г. ктитор церкви обратился в духовное правление с просьбой усовершенствовать вновь отстроенную церковь и послал план и смету перестройки. В 1858 г. синод дал разрешение перестроить церковь. В 1863 г. член консистории священник Погос Хрчян вместе с архитектором Гавриловым посетили село для определения вида и места постройки ограды церкви. В марте 1864 г. прихожане, как сообщил в консисторию ктитор Погос Паронов, снесли старую церковь, не имея на то разрешения духовных властей. В 1867 г. новая церковь была полностью реконструирована и освящена. В 1881 г. возникла необходимость ремонта церкви, однако консистория разрешила отремонтировать ее лишь внешне. В 1893 г. прихожане вновь обратились в духовное правление с просьбой разрешить отремонтировать церковь. В том же году консистория разрешила начать работы, используя для этого из церковных доходов 950 рублей. 28 октября 1896 г. во время сильной бури был снесен купол церкви вместе с крестом, значительно повредив его. В 1930 г. церковь была закрыта. Церковь очень сильно пострадала во время Великой Отечественной войны. Сегодня, постепенно разрушаясь, церковь продолжает испытывать очередное надругательство и осквернение. [1] На сегодняшний день по инициативе настоятеля церкви Тер Тадеоса Гайбаряна выполнен архитектурный проект реставрации церкви и зарегистрирована религиозная община. Церковно-приходская школа Церковно-приходская школа была открыта в 1872 г. В 1908 г. школу посещали 126 учеников. Архитектура В композиции церкви Геворка в Султан Салах подчеркнуто расположение помещений по продольной оси здания. Квадратный в плане, перекрытый куполом на пандативах с маленьким фонарем поверху молитвенный зал объединяется трехарочными проемами на восточной стороне с полуциркулярной алтарной апсидой, а на западной — с прямоугольным сводчатым притвором, к которому примыкает трехъярусная колокольня. Во внешнем облике здания доминируют крупные объемы молитвенного зала и колокольни, завершенной звонницей, с повышенным четырехскатным покрытием. [2] Оригинальны обрамленные пятиплетной аркатурой строенные окна северного и южного фасадов молитвенного зала, повышенные пропорции которых гармонируют с арочными проемами колокольни. [3] Изображение Общий вид с северо-востока План Церкви Геворка в с. Султан Сала Архивные фото и рисунки храма Акварельный рисунок храма Немецкие войска у Церкви Сурб-Геворк. 1942 г. Храм в 1983 году Храм в 1983 году Храм в 1983 году Разное Малые Салы (Султан-Салы) - село в Ростовской области, Российская Федерация. Село было основано в 1780 г. переселенцами-армянами из Крыма. Основными их занятиями были земледелие и скотоводство. В 1924 году число прихожан было 1965 человек. Священник Арутюн Арутюнян. В 1928 году был награждён наперстным крестом. Библиография Вартанян В.Г., Казаров С.С. Армянская-Апостольская Церковь на Дону // Ростов н/Д., 2001 Е.И. Халпахчьян О.X. Архитектура Нахичевани-на-Дону // Ер. 1988 Шахазиз Е. Новый Нахичеван и новонахичеванцы / Перевод с армянского Ш. М. Шагиняна // Ростов-на-Дону, 1999 Российская и Ново-Нахичеванская епархия Армянской Апостольской Церкви. Исторический путь. М., 2013 Сноски ↑ Здание храма используют и под склады различного пользования. Его облюбовали люди без определенного места жительства. ↑ Эти архитектурные линии напоминают верхнюю часть главки русских шатровых храмов. В частности, перекрытие угловой башни Покровского собора на Рву в Москве. Внешние формы молитвенного зала повторяют центральный объем церкви Спаса на Ковалеве 1345 г. в Новгороде, который также завершен маленьким куполом с арочным поясом поверху, распространенным в новгородском зодчестве XIII—XV вв. ↑ Архитектурная обработка последней: архивольты на канпелированных колонках и венчающие основные объемы антаблементы с ширинками и тонкой выносной плитой карниза, хотя и оживляют несколько внешний облик здания, однако не могут преодолеть тяжеловесности его основных пропорций.
не выбрано
Ростовская область, Мясниковского район, с. Султан-Салы, ул. Первомайская, 1Б
МРО Армянская культурно-религиозная община (Дербент) Дата основания: 17.04.1995 Руководитель при регистрации: Председатель - Бабаян Борис Воваевич Адрес: Республика Дагестан, г. Дербент, ул. Коммунаров, д. 6, кв. 1 Телефон/Факс: +7 (872) 402-19-44 История
Дербент
МРО "Церковь Сурб Ованес Мкртыч" (Майкоп) Местная Религиозная Организация Церковь "Сурб Ованес Мкртич" (Святого Иоанна Крестителя) Армянской Апостольской Церкви Г. Майкопа Дата основания: 22.04.1999 Руководитель при регистрации: Настоятель - Хачатрян Эдуард Гагикович Адрес: 385002, Республика Адыгея (Адыгея), г. Майкоп, ул. Западная, д. 21-А Телефон/Факс: +7 (877) 254-87-34 Эл. почта: armcerkov@mail.ru История МРО "Церковь Сурб Ованес Мкртыч" окормляет Церковь Святого Иоанна Крестителя.
Майкоп
Церковь Сурб Урбат (Тополевка)Дата основания: XIV-XV века Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Церковь-памятник Содержание 1 История 2 Архитектура 3 Церковь сегодня 4 Изображения 5 Библиография История В селе Тополевке (бывшее Топты, Топлы, Топлу) Белогорского района Республики Крым сохранились остатки двух армянских церквей, относящихся к XIV веку. Одна из них именуется Сурб Саргис (св. Сергия) и расположена внутри села. Вторая - Сурб Урпат (св. Пятницы) находится на юго-восточной его окраине. Эти древние сооружения представляют собою интереснейшие образцы средневекового христианского зодчества в Крыму, и свидетельствует о некогда многочисленном армянском населении этой местности. Это заключение соответствует сведениям средневековых армянских источников. Автор одного из них, имея в виду переселение в Крым во второй четверти XIV века многотысячных масс армян переселенцев, в результате чего вокруг издавна существовавших в Таврике армянских общин формировалась мощная и многолюдная армянская колония, пишет: "И тогда окрепли мы и умножились, и основали деревни и области, и построили домов сто тысяч, и тысяча церквей, и горы и долины от Феодосии до Сурхата и Карасу (ныне города Старый Крым и Белогорск) вместе с деревнями наполнили церквами и монастырями...". Церковь Сурб Урбат расположена на невысоком холме. В свое время к церкви вела каменная лестница, берущая начало у подножия холма. Время основания церкви неизвестно, однако, надпись на армянском языке, установленная на западной стене церкви, левее входа, повествует о ее основательном восстановлении в 1702 году: "Сей божественный прославленный храм, Что есть образ армянского народа, Заново возобновлен с основ Данью милостью крымской земли, Во имя святой девы пятничной Под начальством Акоба - мудрого учителя И надзирательством магдеси Иоаннеса И магдеси Айгина из Кафы, Руками каменщиков Григора и Тонакакна, В наслаждение священника тер Вардана, Дьякона Саргиса в лета 1151 армянского (1702)". Восстановление церкви в 1702 году позволяет ориентировочно отнести ее основание к XIV-XV векам, то есть к периоду, когда армянская колония Крыма переживала наивысший расцвет. Это предположение подтверждается и тем, что на территории села Топлолевки, в частности в вышеупомянутой церкви Сурб Саргис еще сохранились хачкары (крест-камни) с армянскими надписями XIV-XVI веков, что в свою очередь свидетельствует о наличии многолюдного армянского населения в селе в тот период. Некоторые исследователи считают, что вокруг церкви существовал монастырь. О том, что церковь окружали другие сооружения, возможно, хозяйственного и жилищного предназначения, свидетельствует и визуальный осмотр окрестности здания. О существовавшем же вокруг церкви кладбище с плитами без надписей, свидетельствует А. Маркевич в конце XIX века. Некоторые из этих надгробий сохранились по сей день. Служба в церкви Сурб Урбат прекратилась в конце XVIII века, после выселения христиан из полуострова. Согласно сведениям А.В. Суворова из деревни Топлы в 1778 году было выселено 212 армян. В самом начале XIX века село было заселено греками, переселенцами из Малой Азии. Архитектура Церковь Сурб Урбат принадлежит к типу небольших зальных строений с основной площадью молитвенного зала 48, 43 квадратных метров. Прямоугольное в плане сооружение с полукруглой апсидой строго ориентировано по направлению запад-восток. Алтарная апсида - полуциркульная, четко выделяющаяся своей формой во внешнем облике памятника. Сводчатое перекрытие основывается на четырех подпружных арках стрельчатого очертания, которые расположены на равном расстоянии друг от друга. Подобное архитектурное решение подчеркивает ритмичность членения интерьера. Стрельчатого очертания свод взят под двускатную кровлю. Устройство пяти небольших стенных ниш различного назначения, в восточной части интерьера, несомненно, связано было с украшением остальной поверхности фресковой росписью. Еще до недавнего времени по обе стороны от алтарной арки едва заметны были следы фресковых изображений Божьей матери и архангела Гавриила. Освещение интерьера осуществляется двумя широкими окнами прямоугольной формы, открытыми в центре апсиды и в щипце западной стены. Вход в церковь - с западной стороны. Художественное убранство интерьера дополняли своеобразные резные медальоны. Это - круги, в которых вписаны равноконечные с расширяющимися концами кресты с четырехлепестковыми розетками между их ветвями (ныне разрушены злоумышленниками). В свое время в северной стене существовала купель, сделанная из цельного каменного блока. Внешнее убранство церкви отличается подчеркнутой скромностью. Кладка стен из средних размеров бута со вставками крупных камней с подтеской лицевой поверхности. Углы здания сложены вперевязь в той же технике. Наружные габариты здания - 14,2 х 6,6 м. Богаче решен западный фасад. Расположение элементов убранства асимметричное. Центральная ось подчеркнута высоким, прямоугольным окном, обрамленным крупными камнями. Над входом, устроенным южнее фасадной оси, установлена полукруглая перемычка из цельного блока, над которым снаружи устроен люнет без проема. Выше входного проема с полуциркульным верхом - выступающая, прямоугольного сечения на профилированных консолях двухцентровая арка, тимпан которой в свое время был украшен росписью, изображающей Пресвятую Богородицу вместе с младенцем Христом. Выразительным художественным элементом фасада является строительная надпись, высеченная на каменном блоке черного цвета. Чисто отесанная поверхность блока выделяет место надписи на фасаде, выложенном из грубо обработанных мелких камней. Текст помещен в глубине квадратной ниши, сдвинутой к правому краю прямоугольной плиты. Поскольку текст не вместился на предусмотренном для него месте, дату написания высекли на широкой левой рамке, а окончание -- на правой узкой. Церковь сегодня Сегодня церковь находится в аварийном состоянии. В 1999-2000 годах рухнули западные части свода и кровли. Каменные блоки упавшего свода находятся внутри церкви. На северной стене образовалась глубокая трещина. Трещины различных размеров имеются и на остальных стенах. Естественно, что в таких условиях процесс разрушения усиливается быстрыми темпами, что в скором времени приведет к полному разрушению этого средневекового памятника. Сооружение нуждается в неотлагательной и скорейшей реставрации. Изображения Библиография В.А. Захаров. Памятники армянской культуры Белогорского р-на Свято-Троице-Параскевиевский Топловский женский монастырь