МРО "Церковь Сурб Карапет" (Екатеринбург) Местная религиозная организация «Сурб Карапет» г. Екатеринбурга Централизованной религиозной организации - Ново-Нахичеванской и Российской Епархии Армянской Апостольской Церкви Дата основания: 26.06.2002 Руководитель при регистрации: Настоятель – отец Тер-Аристакес (Оганнисян Артур Грачикович) Адрес: 620026, г. Екатеринбург, ул. Тверитина, 54 Телефон/Факс: +7 (343) 287-43-46 Эл. почта: Teraristakes@mail.ru История МРО "Церковь Сурб Карапет" окормляет Церковь Сурб Карапет.
Екатеринбург
620026, г. Екатеринбург, ул. Тверитина, 54
+7 (343) 287-43-46
Церковь Армянская (Грозный)Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Руинированные и несохранившиеся церкви Ссылки: ОБ АРМЯНСКОЙ ЦЕРКВИ В ГРОЗНОМ Содержание 1 История 1.1 История строительства 2 Архитектура 2.1 Основное здание 2.2 Колокольня-притвор 3 Сноски История Как показывает план города Грозный за 1923 год, армянская церковь находилась в самом центре города, у левого берега реки Сунжа. Она располагалась по ул. Дундуковская[1] между новым корпусом Нефтяного института и зданием средней школы № 1[2], соприкасаясь с территорией сквера им. Лермонтова. История строительства Город Грозный возник вокруг крепости. В городе имелся небольшой гостиный двор, где торговую деятельность вели преимущественно армянские купцы. Важным вопросом, стоявшим перед армянской общиной Грозного, было открытие национальной школы и строительство церкви. В апреле 1863 года группа армян обратилась к своему соотечественнику, начальнику среднего военного отдела Терской области генерал-майору Александру Туманову с просьбой о помощи в организации строительства армянской церкви. Спустя некоторое время, 27 апреля 1865 года из канцелярии начальника области в астраханскую армяно-апостольскую епархиальную консисторию пришло сообщение о том, что относительно представленного князем А. Тумановым ходатайства о возведении кирпичной церкви на территории Грозного начальник Терской области возражений не имеет. К строительству церкви грозненское армянское общество приступило во второй половине 1860-х годах, и уже в начале 70-х годов XIX столетия в Грозном была возведена армянская церковь. Строительство церкви спустя всего полвека после основания города было обусловлено усилением местной армянской общины. Строилась церковь постепенно. Сначала было возведено основное здание церкви, позже уже к действовавшему приходу, к западному торцу была пристроена двухъярусная колокольня-притвор. Высота здания без колокольни была примерно равна его длине. Впервые церковь упоминается в газете «Терские ведомости» за 1871 год, где коротко говорится: «В Грозном никак не могут достроить армянскую церковь. А строить начали давно». Точное время завершения строительства неизвестно, предположительно она начала действовать в 1872 или 1873 году. В той же газете за 1873 год церковь уже упоминается как действующая. В дальнейшем в газете церковь упоминалась в номерах за январь и май 1876 года, а в 1888 году о ней в своём труде говорил военный историк Георгий Казбек. Устав местной армянской общины, утверждённый в 1891 году, гласил, что общество имеет и целью объединение последователей Армянской Апостольской церкви в районе города Грозного и его окрестностей. Армянская церковь Грозного являлась основным духовным и культурным центром армян и фактически являлась их официальным представителем. Церковь была снесена в 1930-х годах. Архитектура Основное здание Церковь представляла собой базилику и имела крестово-купольную, удлинённую по главной оси (восток—запад) композицию. На северном и южном фасадах восточного и западного крыльев сооружения имелись высокие оконные проёмы с профилированным обрамлением. Над каждым из этих восьми окон находились круглые световые проемы небольших размеров, которые освещали помещение. Вытянутое на восток крыло заканчивалось выступающей наружу многогранной апсидой, по бокам которой проходили вертикальные декоративные полосы из белого кирпича. В средней части апсиды были невысокие, но широкие оконные проёмы. Перекрытие апсиды было пирамидальной формы. По краям фасада северного крыла также тянулись вертикальные декоративные полосы из белого и тёмного кирпича. Вход в церковь находился в пристроенном к ней двускатном портике. Фасад южного крыла имел аналогичное решение. Перекрытие храма было двускатным. Завершал объёмную композицию сооружения купол, который возвышался над его средокрестием и имел восьмигранный барабан, грани которого были прорезаны узкими оконными проёмами, обрамлёнными широкой белой полосой. По нижней части барабана, увенчанного восьмигранным зонтичным перекрытием, проходил горизонтальный пояс, который имел, помимо декоративного, также и конструктивное назначение. Подобные пояса делались для отвода атмосферных осадков. Данный купол придавал зданию особую торжественность и нарядность. Колокольня-притвор Колокольня-притвор была выложена, как и основное здание, из красного кирпича. Она привлекала внимание своеобразной формой, большим вратообразным входом и возвышающимся над ним многогранным объёмом купола. Здание колокольни отличалось строгой и чёткой прорисовкой форм и декоративных элементов. Устремлённый ввысь купол колокольни составлял вторую вертикальную доминанту всей церкви. Само здание колокольни завершалось купольным объёмом ротонды-звонницы со шлемовидно-панцирным покрытием. Барабан колокольни, с восемью большими и малыми гранями, имел четыре сквозных довольно широких арочных проема, снабжённых выступающим по контуру декоративным обрамлением. Все грани были оформлены неглубокими прямоугольно-плоскими нишами с усечёнными вверху углами. По периметру барабана шли три горизонтальных пояса: первый по верху, второй прямо под проёмами, третий чуть ниже второго. Под карнизом барабана со стрельчатыми верхами прорисовывались контуры крестов. Портал притвора колокольни был оформлен ступенчато уходящей в глубину фасада декоративной аркатурой. Под фронтоном первого яруса имелась горизонтальная резьба в виде модульонов. По обе стороны от центрального входа стены колокольни были украшены двумя, различными по своему решению, нишами. Левая сторона имела высокую треугольную нишу с верхним оригинальным трёхлепестковым завершением. Другая сторона — правая — была оформлена плоской, незначительно углубленной нишей с усечённым вверху углом. Примечательно, что такое несимметричное решение фасадных ниш нехарактерно для архитектурных памятников Армении. Сноски ↑ ныне проспект Махмуда Эсамбаева, ранее проспект Революции ↑ бывшая женская гимназия
МРО Церковь "Сурб Григор Лусаворич" (Пермь) Местная религиозная организация Церковь «Сурб Григор Лусаворич» г. Перми, Российской и Ново-Нахичеванской Епархии Армянской апостольской церкви Дата основания: 22.03.2002 Руководитель при регистрации: Староста - Тащян Григор Левонович Адрес: 614033, Пермский край, г. Пермь, ул. Василия Васильева, д. 7 История При МРО Церковь "Сурб Григор Лусаворич" строится Церковь Сурб Григор Лусаворич.
Пермь
Церковь Сурб Урбат (Тополевка)Дата основания: XIV-XV века Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Церковь-памятник Содержание 1 История 2 Архитектура 3 Церковь сегодня 4 Изображения 5 Библиография История В селе Тополевке (бывшее Топты, Топлы, Топлу) Белогорского района Республики Крым сохранились остатки двух армянских церквей, относящихся к XIV веку. Одна из них именуется Сурб Саргис (св. Сергия) и расположена внутри села. Вторая - Сурб Урпат (св. Пятницы) находится на юго-восточной его окраине. Эти древние сооружения представляют собою интереснейшие образцы средневекового христианского зодчества в Крыму, и свидетельствует о некогда многочисленном армянском населении этой местности. Это заключение соответствует сведениям средневековых армянских источников. Автор одного из них, имея в виду переселение в Крым во второй четверти XIV века многотысячных масс армян переселенцев, в результате чего вокруг издавна существовавших в Таврике армянских общин формировалась мощная и многолюдная армянская колония, пишет: "И тогда окрепли мы и умножились, и основали деревни и области, и построили домов сто тысяч, и тысяча церквей, и горы и долины от Феодосии до Сурхата и Карасу (ныне города Старый Крым и Белогорск) вместе с деревнями наполнили церквами и монастырями...". Церковь Сурб Урбат расположена на невысоком холме. В свое время к церкви вела каменная лестница, берущая начало у подножия холма. Время основания церкви неизвестно, однако, надпись на армянском языке, установленная на западной стене церкви, левее входа, повествует о ее основательном восстановлении в 1702 году: "Сей божественный прославленный храм, Что есть образ армянского народа, Заново возобновлен с основ Данью милостью крымской земли, Во имя святой девы пятничной Под начальством Акоба - мудрого учителя И надзирательством магдеси Иоаннеса И магдеси Айгина из Кафы, Руками каменщиков Григора и Тонакакна, В наслаждение священника тер Вардана, Дьякона Саргиса в лета 1151 армянского (1702)". Восстановление церкви в 1702 году позволяет ориентировочно отнести ее основание к XIV-XV векам, то есть к периоду, когда армянская колония Крыма переживала наивысший расцвет. Это предположение подтверждается и тем, что на территории села Топлолевки, в частности в вышеупомянутой церкви Сурб Саргис еще сохранились хачкары (крест-камни) с армянскими надписями XIV-XVI веков, что в свою очередь свидетельствует о наличии многолюдного армянского населения в селе в тот период. Некоторые исследователи считают, что вокруг церкви существовал монастырь. О том, что церковь окружали другие сооружения, возможно, хозяйственного и жилищного предназначения, свидетельствует и визуальный осмотр окрестности здания. О существовавшем же вокруг церкви кладбище с плитами без надписей, свидетельствует А. Маркевич в конце XIX века. Некоторые из этих надгробий сохранились по сей день. Служба в церкви Сурб Урбат прекратилась в конце XVIII века, после выселения христиан из полуострова. Согласно сведениям А.В. Суворова из деревни Топлы в 1778 году было выселено 212 армян. В самом начале XIX века село было заселено греками, переселенцами из Малой Азии. Архитектура Церковь Сурб Урбат принадлежит к типу небольших зальных строений с основной площадью молитвенного зала 48, 43 квадратных метров. Прямоугольное в плане сооружение с полукруглой апсидой строго ориентировано по направлению запад-восток. Алтарная апсида - полуциркульная, четко выделяющаяся своей формой во внешнем облике памятника. Сводчатое перекрытие основывается на четырех подпружных арках стрельчатого очертания, которые расположены на равном расстоянии друг от друга. Подобное архитектурное решение подчеркивает ритмичность членения интерьера. Стрельчатого очертания свод взят под двускатную кровлю. Устройство пяти небольших стенных ниш различного назначения, в восточной части интерьера, несомненно, связано было с украшением остальной поверхности фресковой росписью. Еще до недавнего времени по обе стороны от алтарной арки едва заметны были следы фресковых изображений Божьей матери и архангела Гавриила. Освещение интерьера осуществляется двумя широкими окнами прямоугольной формы, открытыми в центре апсиды и в щипце западной стены. Вход в церковь - с западной стороны. Художественное убранство интерьера дополняли своеобразные резные медальоны. Это - круги, в которых вписаны равноконечные с расширяющимися концами кресты с четырехлепестковыми розетками между их ветвями (ныне разрушены злоумышленниками). В свое время в северной стене существовала купель, сделанная из цельного каменного блока. Внешнее убранство церкви отличается подчеркнутой скромностью. Кладка стен из средних размеров бута со вставками крупных камней с подтеской лицевой поверхности. Углы здания сложены вперевязь в той же технике. Наружные габариты здания - 14,2 х 6,6 м. Богаче решен западный фасад. Расположение элементов убранства асимметричное. Центральная ось подчеркнута высоким, прямоугольным окном, обрамленным крупными камнями. Над входом, устроенным южнее фасадной оси, установлена полукруглая перемычка из цельного блока, над которым снаружи устроен люнет без проема. Выше входного проема с полуциркульным верхом - выступающая, прямоугольного сечения на профилированных консолях двухцентровая арка, тимпан которой в свое время был украшен росписью, изображающей Пресвятую Богородицу вместе с младенцем Христом. Выразительным художественным элементом фасада является строительная надпись, высеченная на каменном блоке черного цвета. Чисто отесанная поверхность блока выделяет место надписи на фасаде, выложенном из грубо обработанных мелких камней. Текст помещен в глубине квадратной ниши, сдвинутой к правому краю прямоугольной плиты. Поскольку текст не вместился на предусмотренном для него месте, дату написания высекли на широкой левой рамке, а окончание -- на правой узкой. Церковь сегодня Сегодня церковь находится в аварийном состоянии. В 1999-2000 годах рухнули западные части свода и кровли. Каменные блоки упавшего свода находятся внутри церкви. На северной стене образовалась глубокая трещина. Трещины различных размеров имеются и на остальных стенах. Естественно, что в таких условиях процесс разрушения усиливается быстрыми темпами, что в скором времени приведет к полному разрушению этого средневекового памятника. Сооружение нуждается в неотлагательной и скорейшей реставрации. Изображения Библиография В.А. Захаров. Памятники армянской культуры Белогорского р-на Свято-Троице-Параскевиевский Топловский женский монастырь