Армянская апостольская церковь Сурб Геворг

Город:

Георгиевск

Адрес:

Георгиевск, Октябрьская ул., 147А

Телефон:

+7 (879) 515-15-65

Другие
Церковь Сурб Хач (Москва, новая)

Церковь Сурб Хач (Москва) новаяКонфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: Москва, Олимпийский проспект, 9 История Церковь Сурб Хач действует при МРО Церковь "Сурб Хач". Внешне церковь Сурб Хач напоминает средневековый притвор – молельню. При ее общей простоте привлекает внимание стеклянный купол, который является новаторством в церковной архитектуре. На колонне в северной нише церкви выгравирован армянский алфавит, на колонне южного открытого алтаря - молитва «Отче наш». Освящение крестов церкви Сурб Хач совершил Католикос Всех Армян Гарегин Второй в 2009 г. 26 октября 2014 г. в праздник Обретения Св. Креста под главенством предстоятеля епархии архиепископа Езраса был совершен торжественный обряд освящения храма Сурб Хач. Церковь Святого Креста (Сурб Хач) – часть комплекса резиденции Российской и Ново-Нахичеванской Епархии.

Церковь Сурб Арутюн (Санкт-Петербург)

Церковь Сурб Арутюн (Санкт-Петербург) Սուրբ Հարություն եկեղեցի Армянская Апостольская Церковь Св. Воскресенья St. Petersburg, St.Voskresenija (Resurrection) Armenian Apostolic ChurchРуководитель при регистрации: Настоятель - Саргис (Саргис Чопурян) Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: 199178, г. Санкт-Петербург, наб. Реки Смоленки, д. 29 Телефон/Факс: +7 (812) 350-06-42 Содержание 1 История 2 Разное 3 Библиография 3.1 Архивные источники 3.1.1 РГИА История Церковь Сурб Арутюн действует при МРО Церковь "Сурб Арутюн". История возведения церкви Св. Воскресения на реке Смоленке связана с личным горем, постигшим графа И. Л. Лазарева в 1791 г., когда на русско-турецкой войне погиб его единственный сын и наследник, адъютант князя Потемкина 23-летний Артемий, чьи останки перевезли в Россию и погребли на армянском Смоленском кладбище. Церковь Св. Воскресения была построена как фамильная усыпальница, где, согласно завещанию графа, надлежало хоронить членов его фамилии. Возводилась она в 1791-1794 гг. и была освящена архиепископом Иосифом Аргутинским-Долгоруким в 1794 г. К концу XVIII в. армянская колония так разрослась, что протоиерей Степан Лорис-Меликов в феврале 1781 г. обратился с просьбой в губернское правление выделить для армян отдельное кладбище. На армянском Смоленском кладбище под покрытыми мхом плитами покоятся многие представители общины, внесшие немалый вклад в армянскую и русскую культуру: автор популярного двухтомного армяно-русского словаря Александр Худобашев, профессор Главного педагогического института Ованес Амиди, профессор Санкт-Петербургского университета Керопе Патканян, книгопечатник Григорий Халдарян. Здесь же могила генерал-адъютанта штаба А. В. Суворова и его ближайшего сподвижника А. В. Хастатова, видного дипломата Матвея Гамазова, мецената и благодетеля С. С. Абамелек-Лазарева. Здесь похоронены заслуженная артистка России М. В. Папазян и генерал-лейтенант артиллерии И. Х. Иванян. Здесь покоятся представители известных фамилий – Сумбатовых, Лорис-Меликовых, Аргутинских-Долгоруких, Акимовых, Деляновых, Лалаевых, Дронициных. Здесь же похоронены служители армянских церквей Петербурга: архимандрит Епрем, протоиерей Габриел Патканян и другие духовные лица. В 1791 г. указом Екатерины II главе армянской общины И. Л. Лазареву было разрешено возвести по проекту Ю. М. Фельтена на участке, рядом со Смоленским лютеранским кладбищем, „для погребения умирающих армян небольшую каменную церковь“ вместе с богадельней. Эта церковь была задумана Лазаревым как семейная усыпальница. Вскоре была сооружена часовня, где первым был похоронен сын Лазарева – Артемий, адъютант кн. Г. А. Потемкина-Таврического, погибший в начале 1791 г. на русско-турецкой войне, а затем и сам И. Л. Лазарев, скончавшийся осенью 1801 г. В часовне было поставлено великолепное двойное надгробие, исполненное в 1802 акад. И. П. Мартосом. В 1808 г. брат Лазарева – Мина поручил подрядчику Кузьме Васильеву выстроить церковь, украшенную портиками и большим куполом, которая была возведена по проекту Л. Руска (?) на месте часовни и 5 октября 1808 г. освящена во имя Воскресения Христова. Интерьер в XIX веке был украшен росписью. К началу XX века в церкви находилось около 30 захоронений рода Лазаревых и других знатных семей армянского происхождения: Абамелик, Деляновых, Сумбатовых, родственно связанных с Лазаревыми. В XIX веке вокруг церкви образовалось армянское Лазаревское кладбище, позднее ставшее отделением Смоленского. Со временем надгробная церковь стала приходской, и при ней открылось благотворительное общество. К октябрю 1901 г., столетию со дня смерти И. Л. Лазарева, арх. А. М. Кочетов возвел для богадельни и квартир причта двухэтажный дом, выдержанный в армянском стиле. Храм был закрыт по решению Президиума Ленсовета от 9 мая 1931 г. и передан Геолого-разведочному управлению; произведение Мартоса в следующем году вывезли в Музей городской скульптуры. В 1939 г. захоронения на кладбище полностью прекращены. После войны здание служило мастерской скульптору В. Б. Пинчуку. В сентябре 1988 г. церковь вернули армянской общине, и 8 октября того же года в ней состоялось первое богослужение. После реставрации храм в 1989 был освящен. В здании б. богадельни размещена резиденция епископа Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви. В 1993 г. усилиями армянской церкви была открыта армянская воскресная школа, которую посещали дети от 7 до 15-летнего возраста. В первоначальное время, за неимением соответствующего помещения, занятия проводились в зале первого этажа пастырского дома церкви Сурб Арутюн на Васильевском острове. По соседству со зданием пастырского дома церкви Сурб Арутюн находится постройка XIX века, в которой с 1994 г. действует пекарня “Нканак”. С 1996 г., после возведения второго этажа, здесь действует производство национальной выпечки и лаваша. В 1997 г. при общине был организован Армянский молодежный союз “Нор серунд” (“Новое поколение”). С целью объединения армянской молодежи северной столицы в 1988 г., по благословению духовного пастыря армянской общины Санкт-Петербурга, ныне Главы Ново-Нахичеванской и Российский Епархии Епископа Езраса Нерсисяна был создан танцевальный коллектив “Наири”. 24 февраля 1993 г. по инициативе Армянской Апостольской Церкви Санкт-Петербурга и по благословению Католокоса Всех Армян Вазгена I вышел в свет первый номер двуязычной (армянский и русский) газеты “Аватамк” (“Веруем”). С 2006 г. действует женский совет “Рипсиме”, который организовывает благотворительную помощь соотечественникам, инвалидам и детским домам. 27 июня 2011 г. по благословению Его Святейщества Верховного Патриарха и Католикоса Всех Армян Гарегина II в торжественной обстановке был открыт культурный центр “Вернатун”. В нем проводятся концерты, выставки, встречи с видными деятелями искусства и науки, проводятся презентации книг и кинофильмов. Разное Входит в Религиозное объединение «Армянская Апостольская Православная Церковь всех армян». Библиография Литературные источники Георги. С. 113. Ленинград. Монументальная и декоративная скульптура XVIII–XIX веков. М.– Л., 1951. С. 77–79, 328 Армянская церковь Воскресения Христова (Санкт-Петербург) АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Армяно-григорианская церковь ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА на Смоленском армянском кладбище Архивные источники РГИА Ф. 796. Оп. 72. Д. 61 Ф. 880. Оп. 5. Д. 110 Ф. 1146. Оп. 1. Д. 12. Л. 43–44 Ф. 1286. Оп. 1. Д. 176 Ф. 1374. Оп. 1. Д. 305. Л. 141–142, 392

Санкт-Петербург

Церковь Сурб Аствацацин (Саратов)

Церковь Сурб Аствацацин (Саратов) Церковь Пресвятой Богородицы Սուրբ Աստվածածին եկեղեցիКонфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь История Местная религиозная организация была зарегистрирована 20.06.2003. В конце 1980-х гг. в Саратове была организована армянская община «Наири», которая занималась благотворительной и просветительской деятельностью. Сопредседателями Совета общины были Амбарцум Амбарян, Комитас  Асатрян и Симон Кагиян.  В 1994 г. в Саратове появилась областная армянская община «Крунк», инициаторами создания которой были Валерий  Бабаян, Владимир Мкртумян и Людвиг Яхшинян. Президентом общины стала Сусанна Фанян. С 2002 г. общину возглавлял Александр  Мамунц, Вреж Григорян,  в 2004 г. – Ашот Навасардян, а с 2008 г. – Гамлет  Шароян.  Строительство церкви начато в 2007 г. и находится на стадии завершения. Для облицовки здания использован армянский камень туф и базальт. Высота храма 33 м., площадь – 408 кв. м. Под церковью планируется организовать музей армянской истории и культуры, будет построен культурный центр и откроется воскресная школа. Церковь будет вмещать до 400 человек. Староста-заместитель Председателя Церковного (Приходского) Совета - Даниил Миронович Пучиньян. Духовный пастырь – священник Тадеос Авагян. Этот комплекс включает в себя церковь Св. Богоматери, воскресную школу, музей, библиотеку, спортивный клуб и культурный центр армянской общины «Крунк» общей площадью 1500 м². Комплекс построен в месте, которое называется «Соколовая гора», недалеко от старого аэропорта. Комплекс построен из монолитного бетона и покрыт армянским туфом, который имеет ярко-оранжевый цвет. Мастера каменной кладки и художники, в том числе Левон Закарян, Эдгар Петросян, Лиана Петросян, Ованнес Дарбинян и Завен Геворкян, начали расписыывать купол, а каменотесы заканчивают внутреннее оформление церкви. Под церковью (высота 33 м, площадь 408 м²., вместимость 400 человек) разместится музей.

Добавить информацию
Добавить услуги, сообщить о проблеме или просто написать нам

Информационный справочник для армян России и мира