АРМИНФОЦЕНТР Некоммерческое партнерство «Армянский международный информационно-аналитический, культурно-просветительский и правовой центр» НП «АрмИнфоЦентр» ARMINFOCENTER ՀայՏեղեկատվաԿենտրոնДата основания: 2011 Руководитель при регистрации: Тер-Саркисян Армен Эл. почта: arminfocenter@mail.ru Ссылки: Сайт организации НП «АрмИнфоЦентр» Содержание 1 История 1.1 Руководство 2 Основными целями НП «АрмИнфоЦентр», являются содействие: 3 АРМИНФОЦЕНТР является независимой трибуной общественного мнения, цель которого: 4 Канал на Youtube — ARMINFOCENTER 5 Канал на Rutube — ARMINFOCENTER 6 Изображения 6.1 Варианты логотипов организации 7 Библиография История В апреле 2011 г. в г. Москве было учреждено Некоммерческое партнерство «Армянский международный информационно-аналитический, культурно-просветительский и правовой центр» (НП «АрмИнфоЦентр»), которое действует в тесном сотрудничестве с армянскими диаспоральными структурами России и зарубежных стран, государственными и общественными организациями Российской Федерации, Республики Армения и иностранных государств, международными организациями и СМИ. Президентом НП «АрмИнфоЦентр» был избран Армен Тер-Саркисян - Председатель правления межрегионального Центра правовых реформ «Диктатура законности», заместитель Председателя Совета армянской национально-культурной автономии г. Москвы. АРМИНФОЦЕНТР - независимый портал. Независимость АРМИНФОЦЕНТРА опирается на его друзей, на нашу общую преданность интересам армянского народа и армянских государств, на нашу беззаветную любовь к родной Земле. Независимость АРМИНФОЦЕНТРА зиждется на нашей идеологии, идеологии, всецело направленной на светлое и безопасное будущее армянского народа. Идеология АРМИНФОЦЕНТРА абсолютно созвучна и идентична с идеологией Республики Западная Армения, а также с информационной политикой порталов «Юсисапайл», «Ноян Тапан» и «Восканапат». Именно по этой причине мы присоединяемся к ним и публикуем ее, как нашу идеологию и наши цели. РуководствоПрезидент - Тер-Саркисян Армен Основными целями НП «АрмИнфоЦентр», являются содействие: в развитии культурно-просветительских, исторических, информационных, правовых, социальных и экономических связей между армянской диаспорой, Российской Федерацией, иностранными государствами и Республикой Арменией; в международном признании и осуждении геноцида армян в Западной Армении Османской Турции в 1915-1923 гг. ; в поддержке правовым реформам, направленных на создание и становление демократического правового общества; во всесторонней поддержке и всемерном содействии правовым инициативам и реформам Президента Российской Федерации;в реализации и защите конституционных прав и свобод граждан; в сохранении и развитии национальной самобытности, традиций, культуры, языка, образования; в удовлетворении культурных, духовных, социальных, правовых и информационных потребностей армянского, русского и других народов; в сохранении и обогащении исторического и культурного наследия армянского, русского и других народов, свободного доступа к национально-культурным ценностям; в защите национального авторства, охране и восстановлении памятников истории и культуры армянского, русского и других народов; в уважительном отношении к языку, культуре, традициям, обычаям и религии других этнических общностей и формировании гражданского сознания, согласия и мира в многонациональном российском обществе; в борьбе с национальной, расовой, религиозной и социальной враждой, иными нарушениями равноправия граждан; в борьбе с экстремизмом, наркоманией, коррупцией, взяточничеством и другими видами преступлений; в укреплении национальной безопасности; в защите прав и законных интересов граждан и организаций, содействие в получении ими юридической помощи, разрешении споров и конфликтов; в возрождении правовых основ общества, расширении прав личности для достижения экономического, политического и нравственного благоустройства общества, улучшения жизни граждан. АРМИНФОЦЕНТР является независимой трибуной общественного мнения, цель которого: Защита общенациональных интересов и духовных ценностей; Международное признание и осуждение Геноцида армян и полное возмещение ущерба за его последствия, совершенное на территории Западной Армении, Киликии, Османской империи, Восточной Армении, в городах Баку, Шуши… в течение 1894-1923 годов тремя сменявшими друг друга турецкими правительствами: султанским, младотурецким и кемалистским, при активном и непосредственном участии также курдских бандформирований, в результате чего было убито более 1,5 миллиона армян, а большая часть оставшегося армянского населения была депортирована. Восстановление исторической и общечеловеческой справедливости - освобождение оккупированных территорий Западной Армении и возрождения государственности Западной Армении; Поддержка «цегхакронакан hайапаhпанум», которая предполагает, что наивысшей ценностью для каждого армянина должны быть его род, семья и традиции, а также защита национальной идентичности армянского народа. Главная цель идеологии «цегхакрона» - объединение и консолидация всех сил армянского народа на всей территории его исторической Родины в рамках единого государства; Окончательное, справедливое и полное решение Армянского вопроса. В решении Армянского вопроса – полное удовлетворения требований и прав армянского народа, основополагающим считать национальное единение и бессрочное право армянского народа. Принимается только одно определение: армянский народ должен жить в составе самодостаточного, а в будущем – в одном едином и независимом армянском государстве. Канал на Youtube — ARMINFOCENTER Канал на Rutube — ARMINFOCENTER Изображения Варианты логотипов организации Библиография Страница организации на Мой Мир — ARMINFOCENTER Страница организации на Pinterest.com — ARMINFOCENTER Հայաստան պետության եւ հայության շահերի պաշտպանության իրավաքաղաքական հիմքերը
не выбрано
Лазаревский институт восточных языковДата основания: 1815 Дата ликвидации: х Содержание 1 История 2 Этапы развития института 2.1 Первый (1815 - 1848) 2.2 Второй этап (1848 - 1871) 2.3 1871 - 1918 гг. 3 Значение Лазаревского института 3.1 Почётные посетители ЛИВЯ 4 Советское время 5 Изображения 6 Библиография 7 Сноски История Самым знаменитым среди представителей рода был граф Иван Лазарев. Современники свидетельствовали: "Обширное знакомство графа с восточным миром, опытность в делах финансовых и правительственных, блестящие способности и преданность интересам своего нового отечества открыли перед ним широкое поприще деятельности. Многие и важные услуги государству доставили ему благоволение великой императрицы, а советы его по делам Востока приобрели вес и значение в правительственной сфере. Он поставил целью облегчить жизнь своего народа - эта мысль совпала с интересами правительства. Для этого он не щадил средств, трудов и энергии". Иван Лазарев входил в число государственных сановников, решавших ключевые вопросы политики, не раз с успехом выполнял сложные поручения правительства, касавшиеся вопросов дипломатии и финансов. Обладая немалыми средствами, он ссуживал в долг влиятельным лицам крупные суммы, великолепно разбираясь в экономике, выгодно вкладывал капиталы в шелковые мануфактуры, горное и ювелирное дело. Когда в 80 - е годы XVIII в. эмиграция армян в Россию усилилась, И. Лазарев ходатайствовал по делам своих соплеменников в правительстве и перед императрицей, помогал им материально. Одновременно он думал об организации школ для детей переселенцев. В письме от 1785 г. граф выразил желание "начать откладывать погодно всего до 200 тыс. руб. капитала для заведения и содержания училища в пользу нации своей". За год до смерти в духовном завещании он подтвердил это намерение. Его брат Еким (Оваким), став наследником, выполнил волю старшего Лазарева и, кроме того, внес от себя несколько сот тыс. руб. Ему и его сыновьям пришлось приложить немало усилий, прежде чем в Армянском переулке в Москве распахнуло двери новое учебное заведение. Москва была выбрана прежде всего потому, что здесь к тому времени уже сформировалась армянская диаспора, причем между местными жителями и эмигрантами установились самые дружеские отношения. Как отмечает известный историк академик М. Н. Тихомиров, "рядовые русские люди не чувствовали больших различий между православием и армянским вероисповеданием, охотно общались и пировали с армянами, допускали их в свои церкви, дружили и вступали с ними в брак". Еще одна причина основания института именно в Москве заключалась в том, что его устроители возлагали большие надежды на помощь в организации учебного процесса Московского университета и сосредоточенных в древней столице лучших сил российской науки. Общение армянской молодежи с передовыми образованными людьми России могло, по мысли Лазаревых, благоприятным образом сказаться на армянском просвещении. Как отмечается в институтской летописи, 10 мая 1814 г. "... освящено место и положен камень основания огромному учебному заведению". Через год начались занятия, что также нашло отражение в упомянутом документе: "Было открыто преподавание разных наук для поступивших... воспитанников как из армянской, так и других наций, и начало оно действовать". Очень скоро гимназия обрела популярность и славу образцового учебного заведения. Действительно, попечители использовали все лучшие методы образования, принятые в то время в странах Западной Европы и России. Кроме залы, где проходили экзамены, и классных комнат, в доме были нумизматический, музыкальный, минералогический и технологический кабинеты, химическая лаборатория. Лазаревы подарили воспитанникам библиотеку из трех тысяч томов на разных языках, математические инструменты, коллекции минералов, географические карты. В 1818 г. среди лазаревцев провели испытания в присутствии ректора Московского университета П. Д. Антоновича. Экзаменаторы признали уровень знаний испытуемых весьма высоким. По словам профессора М. Т. Каченовского, считавшего, что в частных пансионах за немалые деньги обучают лишь танцам да французскому языку, "публичное" учебное заведение в Армянском переулке - образец школы. В институте обучались многие юноши-армяне, сыгравшие впоследствии крупную роль в развитии армянской культуры. Так, в его стенах учились известные армянские поэты Рафаэл Патканян, Смбат Шахазиз, Геворг Додохян, Иоаннес Иоаннисиан, Ваан Терян, арменоведы Мкртич Эмин, Григор Халатян и другие. Лазаревский институт стал одним из крупнейших востоковедческих центров в России и воспитал многих известных ученых востоковедов. Несмотря на специальный характер института, молва о нем, как о прекрасном интернате и национально-армянском училище, далеко распространилась среди армян России, Турции, Персии, Индии. В 1837 г. институт получил преимущества правительственных заведений 2-го разряда. По ходатайству армянского патриарха (1841), при институте учреждено было духовное отделение; затем вводится особый коммерческий курс; для "кавказских стипендиатов" учебная программа также видоизменяется. По уставу 1848 г. пятиклассный курс заменен восьмиклассным (два последние класса — высшие или специальные), причем преподавание восточных языков (мусульманских, армянского и грузинского) проходит через все восемь классов; одной из главных целей института становится приготовление чиновников и переводчиков для Закавказского края. Для лиц, готовящихся к духовному званию армяно-григорианского вероисповедания, читаются дополнительные лекции по богословию, церковной истории и т. п. По правам институт сравнивается с лицеями Демидовским, Безбородковским, Ришельевским. В 1850 г., после смерти малолетнего внука Екима Лазарева, родителями умершего учреждено при институте малолетнее, приготовительное отделение имени Ивана Христофоровича Лазарева. В то же время значительно расширены права попечителя, Христофора Лазарева, пригласившего в совет института множество своих соплеменников. Армяне стали смотреть на институт как на центральное учреждение для воспитания и образования своих детей в национальном духе. В институт отовсюду стали притекать пожертвования от богатых армян, появилась масса стипендий, стали присылаться в большом количестве редкие армянские книги и рукописи. К шестидесятым годам относится разделение института, на классы гимназические — низшие (соб. средние) и специальные — высшие, для чего попечитель пожертвовал 200000 руб. Сначала переустроены были гимназические классы, по общему образцу классических гимназий; восточные языки (кроме армянского) стали из них постепенно вытесняться. Оставалось довершить организацию высших, специально восточных классов, но в это время состоялось Высочайшее повеление 14 апр. 1868 г.: оставить институт на существующих основаниях только до смерти попечителя, а затем передать его в ведение мин. нар. пр., ввести его в общую систему гимназий и упразднить в нем преподавание восточных языков. Министр народного просвещения, гр. Д. А. Толстой, исходатайствовал, однако, Высочайшее повеление о сохранении в Лазаревском институте восточных языков. Почетный попечитель института назначался из фамилии князей Абамелик-Лазаревых [1]. Этапы развития института Исследователи выделяют в истории ЛИВЯ три основных этапа Первый (1815 - 1848) Время становления, поиска организационных форм, создания коллектива преподавателей и контингента учащихся. В эти годы определилась роль института как связующего звена в процессе приобщения армянской молодежи к русской и западноевропейской культурам и была выполнена главная задача: "доставить юношеству средства к воспитанию и образованию в науках, служащих приготовлением к государственной службе, военной и гражданской, и к поступлению в университет, академии". Друг Лазаревых, известный государственный деятель граф М. М. Сперанский помог обеспечить училищу юридические права. В 1827 г. оно преобразуется в Институт восточных языков, в 1835 г. - особым указом включается во второй разряд правительственных учебных заведений. Поскольку многие выпускники продолжали свое образование в Московском университете, директор института обратился к министру народного просвещения с просьбой об учреждении в университете кафедры армянского языка и литературы. Все необходимые расходы Лазаревы брали на себя. Однако правительство посчитало, что целесообразнее создать такие кафедры в других университетах империи. В 1842 - 1844 гг. они были открыты в Казанском и Санкт - Петербургском университетах. Второй этап (1848 - 1871) Ознаменовался прежде всего тем, что по новому уставу институт был приравнен к учебным заведениям первой ступени с восьмилетним курсом обучения. При этом шесть классов соответствовали гимназическому образованию, а в двух старших учащиеся специализировались в изучении восточных языков. В письме графа А. Орлова министру народного просвещения С. Уварову говорится: "С преобразованием Лазаревского института в Москве откроется заведение, которого именно для Москвы, при настоящих ее отношениях с Востоком, ей недостает, заведение, где будут изучать восточные языки в обширном размере и которое, таким образом, будет заменять восточный факультет университета, не требуя никаких издержек со стороны казны". 1871 - 1918 гг. Хронологические рамки третьего этапа в жизнедеятельности ЛИВЯ. По новому уставу 1871 г. на базе лицейских создаются специальные классы. По своей программе, организации учебного процесса и правам они соответствовали высшему учебному заведению наравне с университетами и академиями. В этот период институт превратился в крупный центр развития российского востоковедения. При спецклассах, куда поступали выпускники лазаревской гимназии, а также студенты университета, были учреждены кафедры армянской, арабской, персидской словесности и некоторые другие. На рубеже XX в. значительно расширился круг преподаваемых дисциплин. В институт принимали мальчиков в возрасте от 10 до 14 лет. Все поступившие делились на приходящих учеников, полупансионеров и тех, кто постоянно жил в институте - так называемых полных пансионеров. Ежегодно Лазаревы или их доверенные лица отбирали в бедных армянских семьях и из числа армян - сирот 30 будущих воспитанников. В разные периоды истории института программа занятий усложнялась по мере того, как расширялись функции этого уникального учебного заведения. С первых лет общеобразовательные предметы в гимназии велись на русском языке. Юноши изучали основы логики, истории религии, психологии. В гимназический курс были включены математика, физика, ботаника, география, риторика, наука государственного хозяйства, статистика, история, обучение гимнастике и танцам. В первые десятилетия существования учебного заведения восточные языки не считались обязательными. Армянскому и турецкому обучались армяне, прочие же проходили лишь общегимназический курс. Восточные языки изучали только избранные советом института и те из пансионеров, которые сами этого пожелали. Обязательными были латынь и французский, немецкий - факультативно. Взаимопонимание и уважение к культуре разных народов были неотъемлемыми элементами царившей в доме духовной атмосферы. Как и в Царскосельском лицее, особое внимание здесь уделялось воспитанию чувства долга, собственного достоинства, ответственности перед семьей, обществом и Отечеством. После принятия устава 1848 г. началось углубленное и целенаправленное штудирование востоковедческих дисциплин. По собственному выбору лазаревец изучал арабский, персидский или турецкий; грузинский, армянский или азербайджанский - один из трех - избирали соответственно национальности уроженцы Закавказья. На третьем этапе деятельности института круг востоковедческих дисциплин существенно расширился. Для армян по - прежнему было обязательным изучение родного языка и словесности. Академический курс специальных классов был рассчитан на три года. Его, наряду с лазаревцами, посещали студенты Московского университета. Значение Лазаревского института К полувековому юбилею дипломы об окончании института получили 1128 выпускников. Лазаревы могли гордиться своим фамильным заведением и его питомцами, многие из которых приобрели известность не только в России, но и за рубежом. Благодаря усилиям попечителей дом в Армянском переулке освободили от государственных повинностей - солдатского постоя, взимания полупроцентного сбора и "весовых денег" за почтовые услуги. Институт, наконец, получил право ввозить из - за границы в любом количестве книги. Деятельность ЛИВЯ в духовном, интеллектуальном и нравственном воспитании юношества не ограничивалась собственными стенами. В институте была своя типография, где на средства Лазаревых издавались общеобразовательные учебники и книги на армянском и русском языках, которые рассылались в школы, училища. Московскую публичную библиотеку. Здесь были изданы "История Армении" Мовсеса Хоренаци (1858 - 1893), "Обозрение истории армянского народа от начала бытия до возрождения области Армянской в Российской империи" в двух томах С. Глинки (1832 - 1833), "Собрание актов, относящихся к обозрению истории армянского народа" в трех томах (1833 - 1838) и др. В Париже и Лондоне Лазаревы купили высококачественное типографское оборудование - скоропечатные машины, матрицы. Типография, которая в 30 - е годы XIX в. слыла одной из лучших в Москве, имела шрифты на 13 языках и наряду с трудами классиков армянской литературы и истории печатала сочинения Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Баратынского, переводы произведений европейских ученых, поэтов и писателей. В 1838 г. увидел свет первый полный "Армяно-русский словарь" А. М. Худобашева, выпускника института. Словарь был издан по высочайшему повелению, и автор начинает свой труд с обращения к Николаю I, в котором отмечает настоятельную необходимость изучения армянского языка в России. "От точного уразумения сего языка, - пишет он, - будут зависеть многочисленные отношения, на коих должно довершиться их счастие и упрочиться неразрывная связь между великодушною Россиею и всегда признательною к ней Арменией". Воспитанники ЛИВЯ не только "грызли гранит наук", но и приобщались к искусству на занятиях хореографии, рисования, музыки. А в 1858 г. силами студентов института и Московского университета - русских, армян и грузин - был основан театр. Активное участие в жизни театра принимал студент ЛИВЯ Алексеев - будущий выдающийся актер и режиссер К. С. Станиславский. Ставились пьесы как известных авторов, так и самих лазаревцев. Представления проходили в зале института, а также в частных домах. Примечательно, что после закрытия ЛИВЯ в 1921 г. в его стенах в течение более четверти века с успехом функционировала студия Армянского драматического театра, которой руководил выпускник института Рубен Симонов. Лекции студийцам читали К. Станиславский, Е. Вахтангов, будущий академик, директор Эрмитажа, востоковед И. Орбели, поэт В. Брюсов, известный филолог и историк, выпускник Московского университета А. Дживелегов и другие. Дом № 2 в Армянском переулке запомнился воспитанникам атмосферой дружбы и братства. Семь лет - с 1899 по 1906 г. - провел здесь выдающийся поэт и востоковед Ваан Терян. Институту он посвятил проникновенные строки:Когда безотрадные думы гнетут И грусть поселяется в сердце моем, Родной вспоминается мне институт, Как блудному сыну отеческий дом. Та светлая жизнь раскрывается вновь, Когда бушевал в наших душах пожар, Когда пламенела и пенилась кровь, Огонь иссекал каждый сердца удар. И каждая дума мечтою была, И каждый порыв добела был нагрет, И даль из темного мрака звала К тому, чему нету названия, нет... (перевод Т. Спендиаровой). Почётные посетители ЛИВЯ Слава Лазаревского института как образцового учебного заведения росла из года в год. Его посещали коронованные особы, видные государственные деятели, ученые, писатели, художники. Приведем далеко не полный список именитых гостей. 4 октября 1834 г. в ЛИВЯ заезжал император Николай Павлович и удостоил его, как писал один из профессоров института, "благосклонным отзывом". 25 марта 1859 г. здесь побывал министр иностранных дел России князь А. М. Горчаков (лицейский друг А. С. Пушкина). Он входил во многие подробности жизни института и нашел его во всех отношениях отличным. "Некоторые из воспитанников поступили в МИД, и министерство чрезвычайно довольно их знанием восточных языков и доброю их нравственностью", - сказал Горчаков. 26 апреля 1867 г. ЛИВЯ посетил Александр II с наследником престола Александром. Преподаватели и профессора института восприняли это посещение как признание заслуг ЛИВЯ за предшествующие 50 лет. В ознаменование памятного события попечитель института Х. О. Лазарев пожертвовал 10 тыс. руб. на учреждение двух стипендий, предназначенных для детей бедных русских дворян и чиновников. 25 - 26 августа 1870 г. министр народного просвещения граф Д. А. Толстой обстоятельно знакомился со всеми проблемами института. В результате было упрочено положение специальных классов, что выразилось в усилении изучения восточных языков, и учреждены пять правительственных стипендий, именуемых Лазаревскими. В лице министра, отмечал директор ЛИВЯ Г. И. Кананов, институт получил просвещенного покровителя. Особое внимание министр уделил богатой и ценной библиотеке, развившейся в обширное книгохранилище. 8 мая 1873 г. ЛИВЯ принял в своих стенах повелителя древнего Ирана, Его Величество Шаха Персидского Наср - Эддина в сопровождении московского генерал - губернатора князя В. А. Долгорукова. Шах высоко оценил деятельность института в изучении Ирана. 2 сентября 1876 г. в институте побывал император Бразилии. Несколько позднее, в том же году сюда приезжали бывшие выпускники граф М. Т. Лорис - Меликов и начальник Азиатского департамента МИД России И. А. Зиновьев. В разные годы Лазаревский институт посетили А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. С. Грибоедов, В. А. Жуковский, Л. Н. Толстой, П. Л. Вяземский, И. К. Айвазовский, О. Туманян, А. Исаакян, М. Сарьян и другие. Сохранилось письменное свидетельство о том, как встречали в Армянском переулке немецкого ученого и путешественника А. Гумбольдта, приезжавшего в Москву в 1829 г. Лучшие ученики приветствовали его в актовом зале на разных языках Востока. Институт стал одним из центров востоковедения и совместно с Московским университетом способствовал созданию московской школы отечественной ориенталистики. В его стенах преподавали и вели научную работу академики Ф. Е. Корш, В. Ф. Миллер, профессора В. А. Гордлевский, А. Е. Крымский, С. И. Назарянц, Л. З. Мсерианц, Н. О. Эмин и другие. Здесь учились Н. И. Ашмарин, И. К. Кусикян, Ю. А. Мелик - Огаджанян, В. Ф. Минорский, А. А. Семенов, Е. А. Шахизиз, внесшие значительный вклад в русскую науку и культуру. Свой творческий путь в Армянском переулке начинали известный литературовед Д. Д. Благой, лингвист P. O. Якобсон, член - корреспондент АН СССР Р. И. Аванесов. С Лазаревским институтом связаны имена известных деятелей русской культуры - отца и сына Веселовских. Академик А. Н. Веселовский с 1881 г. преподавал в специальных классах курс русской словесности. Сын его, Юрий, по окончании ЛИВЯ и Московского университета посвятил свою деятельность просветительской миссии, знакомя читателя с творчеством лучших представителей армянской литературы. Вместе с другим лазаревцем М. Берберяном он в 1893 г. впервые издал сборник "Армянские беллетристы", благодаря чему читатель смог познакомиться с произведениями писателей Армении XIX в. - X. Абовяна, Раффи, П. Прошяна, А. Акопяна. Второй выпуск царская цензура не пропустила, усмотрев в нем крамолу. Начатое дело Ю. А. Веселовский продолжал на страницах "Энциклопедического словаря" Брокгауза и Ефрона, где периодически появлялись его статьи. Ю. А. Веселовского называли "одним из первых сеятелей идей братства среди народов России". Его перу принадлежит ряд великолепных переводов произведений армянских писателей и поэтов. Он составил устав Общества бывших воспитанников ЛИВЯ, которое помогало нуждающимся ученикам, поддерживало поступавших в университет, брало на себя плату за обучение, учреждало для одаренных юношей стипендии, выделяло средства на медицинское обслуживание воспитанников. Веселовский организовал бесплатную раздачу книг, одежды, подыскивал нуждающимся студентам частные уроки. Благотворительность, начатая Лазаревыми, нашла достойных продолжателей в лице их питомцев разных выпусков. К концу XIX столетия Лазаревский институт приобрел всемирную известность. Не случайно авторитетная комиссия, отбиравшая экспонаты для российского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1878 г., сочла необходимым включить в каталог планы и изображения фасадов лазаревского ансамбля. А на Всероссийской художественно - промышленной выставке 1882 г., проходившей в Москве, институту был посвящен целый раздел экспозиции. Выставочная комиссия удостоила каллиграфические образцы восточного письма серебряной медали. Экспонаты института выставлялись в Киеве, Чикаго и других городах. Жизнь института в начале XX в. ознаменовалась многими важными общественно - культурными событиями. В ноябре 1909 г. в актовом зале ЛИВЯ московский кружок армянской литературы устроил утренник, посвященный 100 - летию со дня рождения основателя новой армянской литературы, выпускника Дерптского университета Хачатура Абовяна. В 1910 г. в связи со смертью Льва Толстого Совет профессоров ЛИВЯ избрал делегацию в составе А. Н. Веселовского, Г. А. Халатяна и А. С. Хаханова для посещения могилы писателя и возложения кипарисовой ветви с надписью "Великому Толстому от ЛИВЯ". Было принято также решение о внеочередном награждении золотой медалью студентов специальных классов за сочинение "Восток в произведениях Толстого". В 1912 г. в Москве широко отмечалось 1500 - летие создания армянского алфавита и 400 - летие книгопечатания. ЛИВЯ был центром юбилейных торжеств, посвященных изобретателю алфавита Месропу Маштоцу. С докладом об армянских первопечатниках выступил студент института, будущий известный филолог и литературовед, востоковед - арменист К. А. Мелик - Оганджанян. Лазаревский институт успешно выполнял триединую задачу, объединив в себе образование и воспитание, высшую школу и науку. В результате из его стен вышли выдающиеся востоковеды, знаменитые педагоги, переводчики, дипломаты, видные государственные и общественные деятели, писатели. Долговременную жизнеспособность института современники видели во внутреннем его благосостоянии, в постоянной заботе знаменитой фамилии и просвещенном покровительстве государственной власти. Однако события после октября 1917 г. - череда реорганизаций и реформирования всей системы гимназического и высшего образования - коснулись и ЛИВЯ. С 1918 г. он стал именоваться Лазаревским переднеазиатским институтом, а 4 марта 1919 г. декретом Совнаркома РСФСР вместо ЛИВЯ был создан Армянский институт. Сохранился любопытный документ, датированный 11 июля 1918 г., следующего содержания: "Настоящее удостоверение дано доценту Петроградского университета И. А. Орбели в том, что ему представляется право беспрепятственного выезда в Москву, куда он экстренно вызван для участия в работах комиссии по реформе Лазаревского института. По выполнении возложенного на И. А. Орбели поручения ему предоставляется право беспрепятственного въезда обратно в Петроград. Помощник управляющего делами Совета Комиссаров Петроградской трудовой коммуны Николаев" Советское время 7 сентября 1920 г. В. И. Ленин подписал декрет Совнаркома об организации Института живых восточных языков. В октябре 1921 г. Президиум ВЦИК принял постановление о слиянии Петроградского института живых восточных языков с восточным отделением университета в одно высшее учебное заведение - Институт востоковедения. Одновременно Президиум ВЦИК постановил переименовать бывший ЛИВЯ в Дом культуры Армении и передать его в распоряжение рабоче - крестьянского правительства Армении. В 1953 г. был ликвидирован и Дом культуры Армении, а здание передано Институту востоковедения АН СССР (1953 - 1976). С 1977 г. по адресу Армянский переулок, 2 разместилось постоянное представительство Армянской ССР, с 1991 г. - посольство Республики Армения. В 1987 г. в Постпредстве был открыт Музей истории Лазаревского института. Славное прошлое Лазаревского института напоминает нам о вечных ценностях жизни: любви и уважении к культуре и культурным традициям народов, о дружбе между народами, о взаимных интересах Армении и России. ИзображенияБиблиография Пушкин А. С. История Петра//Полн. собр. соч. Изд. 4 - е. Т. IX. Л.: Наука, 1979. С. 172. Кананов Г. И. Очерк пятидесятилетней деятельности Лазаревского института восточных языков. М.: Тип. ЛИ, 1865. С. 15 - 16 Тихомиров М. Н. Древняя Москва. М., 1947. С. 143 Амирханян А. Т. Армянский переулок, 2. М.: Московский рабочий, 1989 Худобашев A. M. Армяно - русский словарь. М.: Тип. ЛИ, 1838 Вестник архивов Армении. 1980. № 1. С. 24 Лазаревская энциклопедия [1] Сноски ↑ См. "Речь Г. И. Кананова, сказ. на юбил. торж. 50-летия Л. института" (M. 1865); "Семидесятипятилетие Л. института", историч. очерк Г. И. Кананова (М. 1891)
Церковно-приходское мужское Вознесенское армянское одноклассное училище св. Амбарцума Дата ликвидации: х Адрес: 34 линия Библиография Ф.С. Элькин, П.М. Кулькеса, Адресно-спаравочная книга "Весь Ростов и Нахичеван-н/Д", 1914г., г.Нахичевань, часть III, стр. 241
Ансамбль армянского народного танца "Арцах" (Буденновск)Дата основания: октябрь 2007 Основатель: Авакян Армен Александрович Руководитель при регистрации: Авакян Армен Александрович Содержание 1 История 2 Деятельность 3 Достижения 4 Армянская община "Святой Крест" Буденновского муниципального округа 5 Буденновское отделение "Союза армян России" 6 Видео 7 Изображения 7.1 Руководитель и коллектив ансамбля 7.2 Награды 7.3 Руководитель ансамбля «Арцах» Авакян Армен - «Лучший преподаватель года» 2010 8 Библиография История Основателем ансамбля армянского народного танца «Арцах» стал его бессменный художественный руководитель и хореограф Армен Авакян. Костяк состава ансамбля «Арцах» возник из подопечной Армену Авакяну - танцевальной группы «Ассорти», представшей общину «Святой Крест» на празднике День Края в Ставрополе в составе общей армянской делегации, объединенной Ставропольским региональным отделением «Союз армян России». Ребята из будущего «Арцаха» впервые представляли армянские танцы перед столь многочисленной публикой именно тогда, в мае 2007 года. Это было своего рода «боевое крещением» - рождение новой идеи, новой концепции, нового коллектива. Армен Авакян в тот праздник поделился давно задуманным, а именно идеей создания ансамбля, который мог бы достояно представлять народный армянский танец, со своим другом Грантом Романовичем Саркисовым, бывшим в то время заместителем председателя Ставропольского регионального отделения «Союза армян России». В результате того обсуждения проекта создания хореографического коллектива, как один из вариантов его будущего имени и прозвучал «Арцах». Начиная с 2007 занятия в ансамбле проходили не реже, чем два раза в неделю. Постепенно коллектив рос, пополнялся новыми участниками. Осенью 2007 года регулярно занималось армянскими танцами уже тринадцать человек. Все – школьники старших классов и студенты первого-второго года обучения ВУЗов. Армен и руководительница армянской городской молодежной организации Лусине Чанкаева, бывшие в паломнической поездке в Арцах, щедро поделились своими наблюдениями и впечатлениями с ребятами. Это стало хорошим толчком к тому, что молодежь потянулась и в ансамбль, и в армянскую молодежную организацию. Именно после рассказов о Нагорном Карабахе ребята на собрании ансамбля сделали свой выбор и приняли решение назвать свой коллектив «Арцах». Армен Авакян поставил коллективу задачу - чтобы уже в 2008 году ансамбль должен был войти в десятку лучших коллективов Ставрополья по уровню исполнения армянского народного танца. А на городском празднике в честь дня святого Саркиса, Армен поставил новую задачу коллективу «Арцах» - войти в тройку лучших хореографических коллективов Ставропольского края, исполняющих не только армянские, но и вообще, любые народные танцы. Деятельность 03.05.2008 г. - в Ессентуках на Южно-Российском фестивале-конкурсе народного танца «Призвание» состоялось первое выступление ансамбля «Арцах», принесшую ему первые награды и признание. «Арцах» выставил на конкурс два своих лучших танца: «Кочари», символизирующий дух единения армянского народа, и жанровый танец «Арцах». «Кочари» ребята посвятили отмечавшемуся в те майские дни празднику Победы в Великой Отечественной войне, а танец «Арцах» - отмечавшемуся в те же дни освобождению города Шуши. Коллектив ансамбля «Арцах», которому на тот момент не было еще и года, получил Кубок Южно-Российского фестиваля-конкурса «Признание», а также диплом и звание лауреатов третьей степени. Тем самым, они перевыполнили свое обещание в течение года стать третьими в Ставропольском крае – они уже вошли в тройку коллективов Юга России, исполняющих народные танцы. 21.11.2008 г. - в Ессентуках на IV Южно-Российском конкурсе-фестивале хореографии «Терпсихора». Ансамбль «Арцах» завоевывает Диплом Первой степени и Кубок за пропаганду национальной культуры. 2009 г. - ансамбль «Арцах» становиться лауреатом первой степени в номинации «Народный танец» на прошедшем в Ессентуках девятом Южно-российском конкурсе-фестивале самодеятельного творчества «Аплодисменты». Благодаря победе в Ессентуках, «Арцах» был приглашен принять участие в проекте «Круиз талантов». Это музыкальный фестиваль-конкурс, представляющий собой увлекательное творческое путешествие по реке Волге на теплоходе «Александр Невский» по маршруту «Волгоград – Астрахань – Волгоград», которое состоялось с 11 по 14 мая 2010 года. ели Волгограда. 10-11.11.2010 г. - в городе Буденновске Ставропольского края состоялся Второй районный конкурс «Лучший преподаватель года», в котором приняли участие педагоги учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры. Руководитель ансамбля «Арцах» Армен Александрович Авакян признан «Лучшим преподавателем года 2010» 21.03.2011 г. - ансамбль армянского танца «Арцах» из города Буденновска (Святого Креста) под руководством балетмейстера Армена Авакяна вошел в число лучших хореографических коллективов. Ансамбль стал участником в заключительного этапа фестиваля-конкурса национального танца «Жемчужина Кавказа», который в рамках Дня Ставропольского края состоялся в мае в городе Ставрополе. 23.04.2016 г. - ансамбль Армянского танца «Арцах» награждается дипломом III степени за участие в заключительном этапе IX краевого фестиваля-конкурса балетмейстерского искусства «Волшебный мир танца», прошедшем в Железноводске. Достижения Кубок, диплом и звание Лауреатов III степени (Южно-Российский фестиваль-конкурс народного танца «Призвание», г. Ессентуки, 2008 г.) Диплом Первой степени и Кубок за пропаганду национальной культуры (IV Южно-Российский конкурсе-фестиваль хореографии «Терпсихора», г. Ессентуки, 2008 г.) Приз за пропаганду национальной культуры и Гран-При V Южно-Российского конкурса-фестиваля хореографии «Терпсихора» Художественный руководитель награжден дипломом в номинации «Лучший балетмейстер года» Лауреат I степени в номинации «Народный танец» (IX Южно-российский конкурс-фестиваль самодеятельного творчества «Аплодисменты», Ессентуки) Диплом III степени (IX краевой фестиваль-конкурс балетмейстерского искусства «Волшебный мир танца», Железноводск, 2016 г.) Армянская община "Святой Крест" Буденновского муниципального округа Буденновское отделение "Союза армян России" Видео Ансамбль армянского танца "Арцах", руководитель Армен Александрович Авакян Ансамбль армянского народного танца "Арцах" из Будённовска на главной сцене Ставропольского края "Арцах" и "Баллиц". Концерт в Буденновске Ансамбль "Арцах" выступил на фестивале в Будённовске (часть 1) Ансамбль "Арцах" выступил на фестивале в Будённовске (часть 2) Ансамбль "Арцах" выступил на фестивале в Будённовске (часть 1) Изображения Руководитель и коллектив ансамбля Авакян Армен Александрович Награды Руководитель ансамбля «Арцах» Авакян Армен - «Лучший преподаватель года» 2010 Библиография «Арцах» - Танец победителей «Арцах»: от победы к победе Фестиваль-конкурс балетмейстерского искусства «Волшебный мир танца» завершился награждением победителей «Арцах» вошел в число «Жемчужин Кавказа» на Ставрополье Руководитель ансамбля «Арцах» - лучший преподаватель года