МРО Церковь "Сурб Ерордутюн" (Томск) Местная религиозная организация Церковь "Сурб Ерордутюн" ("Православие") г. Томска Томской области Дата основания: 03.09.2007 Руководитель при регистрации: Настоятель - Акопян Андраник Рафикович Адрес: 634041, обл. Томская, г. Томск, пр-кт Комсомольский, д. 70 История Учредители Чрагян Григорий Мясникович Тоноян Нельсон Вардазарович Умршадян Самвел Вачаганович Тоноян Юрик Вардазарович Акопян Саргис Георгиевич Оганян Армен Вардгесович Аршакян Гоар Галустовна Габриелян Акоп Овсепович Таджатян Шаварш Вилгелмович Манукян Рубен Григорьевич Испирян Севак Размикович Велиджанян Рудик Горизонович Егян Артур Гегамович Микаелян Армен Качаванович Аракелян Гамлет Айрамович Зейналян Ваник Мкртичевич
Томск
634041, обл. Томская, г. Томск, пр-кт Комсомольский, д. 70
Церковь Сурб Аствацацин Церковь Пресвятой БогородицыДата основания: 1796 Состояние: Действующая церковь Адрес: 363750, Республика Северная Осетия-Алания, г. Моздок, ул. Шаумяна, 50 Телефон/Факс: 8(86736)3-12-07, 8(86736)-35897 Содержание 1 История 2 Видео 3 Изображения 3.1 Вид церкви Сурб Аствацацин до перехода под юрисдикцию РПЦ (1942) 3.2 Современный вид церкви Успения Пресвятой Богородицы (бывшей Сурб Аствацацин) (2021) 3.3 Хачкар, посвященный памяти жертв геноцида 1915 г. на территории Успенской Церкви в Моздоке (24.04.2023) 4 Библиография История Храм Пресвятой Богородицы (Сурб Аствацацин) г. Моздока построен армянской общиной в 1796-м (по другим данным – в 1828 г.). Храм был капитально отремонтирован в конце XIX века мэром города Сагомоном Аладатовым. Современный Успенский храм города Моздока является бывшим храмом Сурб Аствацацин армянской общины. Нынешнее деревянное здание на месте старой армянской церкви было построено в 1898 г. 25 февраля 1946 г. по просьбе православных верующих здание и прилегающая территория храма были переданы под юрисдикцию Русской Православной Церкви. Церковь освятили в честь Успения Божией Матери, а также был установлен придел в честь святителя Николая Чудотворца. Храм деревянный и сейчас нуждается в капитальном ремонте. В 2011 г. на собранные армянской общиной Моздока средства в память о жертвах Геноцида армян в Османской империи на территории православной Успенско-Никольской церкви, был установлен памятный хачкар. В 2011 г. на народные пожертвования и пожертвования армянской общины Моздока были заменены все шесть церковных колоколов. Храм открыт для всех православных. Ежегодно 24 апреля моздокские армяне собираются у священного хачкара, чтобы почтить память жертв Геноцида. Видео Видео - История церкви Успения Пресвятой Богородицы Изображения Вид церкви Сурб Аствацацин до перехода под юрисдикцию РПЦ (1942)Современный вид церкви Успения Пресвятой Богородицы (бывшей Сурб Аствацацин) (2021) Хачкар, посвященный памяти жертв геноцида 1915 г. на территории Успенской Церкви в Моздоке (24.04.2023) Библиография Моздок. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Моздокский Успенский храм
Моздок
Церковь Сурб Урбат (Тополевка)Дата основания: XIV-XV века Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Церковь-памятник Содержание 1 История 2 Архитектура 3 Церковь сегодня 4 Изображения 5 Библиография История В селе Тополевке (бывшее Топты, Топлы, Топлу) Белогорского района Республики Крым сохранились остатки двух армянских церквей, относящихся к XIV веку. Одна из них именуется Сурб Саргис (св. Сергия) и расположена внутри села. Вторая - Сурб Урпат (св. Пятницы) находится на юго-восточной его окраине. Эти древние сооружения представляют собою интереснейшие образцы средневекового христианского зодчества в Крыму, и свидетельствует о некогда многочисленном армянском населении этой местности. Это заключение соответствует сведениям средневековых армянских источников. Автор одного из них, имея в виду переселение в Крым во второй четверти XIV века многотысячных масс армян переселенцев, в результате чего вокруг издавна существовавших в Таврике армянских общин формировалась мощная и многолюдная армянская колония, пишет: "И тогда окрепли мы и умножились, и основали деревни и области, и построили домов сто тысяч, и тысяча церквей, и горы и долины от Феодосии до Сурхата и Карасу (ныне города Старый Крым и Белогорск) вместе с деревнями наполнили церквами и монастырями...". Церковь Сурб Урбат расположена на невысоком холме. В свое время к церкви вела каменная лестница, берущая начало у подножия холма. Время основания церкви неизвестно, однако, надпись на армянском языке, установленная на западной стене церкви, левее входа, повествует о ее основательном восстановлении в 1702 году: "Сей божественный прославленный храм, Что есть образ армянского народа, Заново возобновлен с основ Данью милостью крымской земли, Во имя святой девы пятничной Под начальством Акоба - мудрого учителя И надзирательством магдеси Иоаннеса И магдеси Айгина из Кафы, Руками каменщиков Григора и Тонакакна, В наслаждение священника тер Вардана, Дьякона Саргиса в лета 1151 армянского (1702)". Восстановление церкви в 1702 году позволяет ориентировочно отнести ее основание к XIV-XV векам, то есть к периоду, когда армянская колония Крыма переживала наивысший расцвет. Это предположение подтверждается и тем, что на территории села Топлолевки, в частности в вышеупомянутой церкви Сурб Саргис еще сохранились хачкары (крест-камни) с армянскими надписями XIV-XVI веков, что в свою очередь свидетельствует о наличии многолюдного армянского населения в селе в тот период. Некоторые исследователи считают, что вокруг церкви существовал монастырь. О том, что церковь окружали другие сооружения, возможно, хозяйственного и жилищного предназначения, свидетельствует и визуальный осмотр окрестности здания. О существовавшем же вокруг церкви кладбище с плитами без надписей, свидетельствует А. Маркевич в конце XIX века. Некоторые из этих надгробий сохранились по сей день. Служба в церкви Сурб Урбат прекратилась в конце XVIII века, после выселения христиан из полуострова. Согласно сведениям А.В. Суворова из деревни Топлы в 1778 году было выселено 212 армян. В самом начале XIX века село было заселено греками, переселенцами из Малой Азии. Архитектура Церковь Сурб Урбат принадлежит к типу небольших зальных строений с основной площадью молитвенного зала 48, 43 квадратных метров. Прямоугольное в плане сооружение с полукруглой апсидой строго ориентировано по направлению запад-восток. Алтарная апсида - полуциркульная, четко выделяющаяся своей формой во внешнем облике памятника. Сводчатое перекрытие основывается на четырех подпружных арках стрельчатого очертания, которые расположены на равном расстоянии друг от друга. Подобное архитектурное решение подчеркивает ритмичность членения интерьера. Стрельчатого очертания свод взят под двускатную кровлю. Устройство пяти небольших стенных ниш различного назначения, в восточной части интерьера, несомненно, связано было с украшением остальной поверхности фресковой росписью. Еще до недавнего времени по обе стороны от алтарной арки едва заметны были следы фресковых изображений Божьей матери и архангела Гавриила. Освещение интерьера осуществляется двумя широкими окнами прямоугольной формы, открытыми в центре апсиды и в щипце западной стены. Вход в церковь - с западной стороны. Художественное убранство интерьера дополняли своеобразные резные медальоны. Это - круги, в которых вписаны равноконечные с расширяющимися концами кресты с четырехлепестковыми розетками между их ветвями (ныне разрушены злоумышленниками). В свое время в северной стене существовала купель, сделанная из цельного каменного блока. Внешнее убранство церкви отличается подчеркнутой скромностью. Кладка стен из средних размеров бута со вставками крупных камней с подтеской лицевой поверхности. Углы здания сложены вперевязь в той же технике. Наружные габариты здания - 14,2 х 6,6 м. Богаче решен западный фасад. Расположение элементов убранства асимметричное. Центральная ось подчеркнута высоким, прямоугольным окном, обрамленным крупными камнями. Над входом, устроенным южнее фасадной оси, установлена полукруглая перемычка из цельного блока, над которым снаружи устроен люнет без проема. Выше входного проема с полуциркульным верхом - выступающая, прямоугольного сечения на профилированных консолях двухцентровая арка, тимпан которой в свое время был украшен росписью, изображающей Пресвятую Богородицу вместе с младенцем Христом. Выразительным художественным элементом фасада является строительная надпись, высеченная на каменном блоке черного цвета. Чисто отесанная поверхность блока выделяет место надписи на фасаде, выложенном из грубо обработанных мелких камней. Текст помещен в глубине квадратной ниши, сдвинутой к правому краю прямоугольной плиты. Поскольку текст не вместился на предусмотренном для него месте, дату написания высекли на широкой левой рамке, а окончание -- на правой узкой. Церковь сегодня Сегодня церковь находится в аварийном состоянии. В 1999-2000 годах рухнули западные части свода и кровли. Каменные блоки упавшего свода находятся внутри церкви. На северной стене образовалась глубокая трещина. Трещины различных размеров имеются и на остальных стенах. Естественно, что в таких условиях процесс разрушения усиливается быстрыми темпами, что в скором времени приведет к полному разрушению этого средневекового памятника. Сооружение нуждается в неотлагательной и скорейшей реставрации. Изображения Библиография В.А. Захаров. Памятники армянской культуры Белогорского р-на Свято-Троице-Параскевиевский Топловский женский монастырь