Климовск (Москва)
Москва, МКАД, 38-й километр, 6А, стр. 3
Церковь Сурб Ованес Аветаранич (Краснодар) Армянская Апостольская Церковь Сурб Ованнес (Краснодар) Sourp Hovannes Avedaranich Armenian Apostolic Church (Krasnodar) Սուրբ Հովհաննես Ավետարանիչ Առաջնորդանիստ ԵկեղեցիДата основания: 1998 Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Адрес: ул. имени Тургенева, 165, Фестивальный микрорайон, Краснодар 350062 Эл. почта: -derder@list.ru, a levon@mail.ru Ссылки: Сайт Социальные сети Содержание 1 История 2 Культурно-образовательный центр "Варданян" 3 Изображения 4 Библиография История Для граждан Армении, проживающих в Краснодаре, возведение церкви стало важным событием. Хачкар на месте ее строительства установили еще в 1993 г., но на основание изначально было мало средств. Благодаря помощи неравнодушных людей ее удалось построить за несколько лет. В 1998 г. Краснодар стал центром армянской Южнорусской епархии, в это время и открылась церковь Сурб Ованес Аветаранич. Еще через несколько лет на храмовой территории открыли резиденцию главы епархии – епископа Мовсеса Мовсесяна. Позже здесь же построили часовню в честь св. Пантелеймона Целителя, а в 2014 г. - культурно-образовательный комплекс «Варданян». Культурно-образовательный центр "Варданян" Изображения Культурно-образовательный центр "Варданян" Церковь Сурб Ованнес Аветаранич и КОЦ Варданян Библиография Чем интересна главная Армянская церковь в г. Краснодар
Церковь Сурб Геворг (Армавир) Георгиевская церковьДата основания: освящ. 22.04.1915 Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Руинированные и несохранившиеся церкви История С конца XIX в. параллельно с бурным экономическим развитием Армавира многократно увеличивается численность его жителей за счет притока переселенцев из разных уголков России и заграницы. В числе приезжавших было немало армян. Духовные запросы растущей армянской общины вызвали к жизни вопрос о сооружении еще одного приходского храма. 21 марта 1897 г. армавирский сельский сбор принял приговор, в котором говорилось, что местное общество уже давно выразило твердое намерение возвести в селе новую армянскую церковь во имя Святого Григория Просветителя, но отведенное для нее место впоследствии было уступлено для русского православного Николаевского храма. В связи с этим коренные жители решили «построить армяно-григорианскую церковь во имя Св. Григория на Красной улице, южнее корпуса лавок» (речь идет о месте на современной улице Кирова, в районе пересечения с ул. Мира, возле входа в центральный городской рынок), причем для этого уже имелась собранная сумма. Однако по неясным причинам указанное постановление реализовано не было. Вместе с тем, нужда в новом храме для армянской общины с каждым годом становилась все насущнее. В 1907 г. члены сельского схода выносят резолюцию о возведении в Армавире новой большой армянской Георгиевской церкви. Вскоре в волостном правлении состоялись торги, по итогам которых был заключен договор с подрядчиками Трусовым и Ильиным, взявшими на себя обязательство окончить все работы по сооружению храма в течении трех строительных сезонов. В здании старой Георгиевской церкви в будущем планировалось открыть армянскую школу. Торжественная закладка новой церкви Святого Георгия состоялась 23 апреля 1908 г. Строительство велось рядом с первым Георгиевским храмом. Работы спорились, и уже 20 июля 1910 г. корреспондент екатеринодарской газеты «Новая заря» сообщал из Армавира: «Постройка армянского собора близится к концу. Здание красивое, тонет в букете зелени». К 1911 г. с наружной стороны внушительный кирпичный корпус Георгиевского храма, выдержанный в стиле средневековой армянской культовой архитектуры, был вполне готов, начались отделочные работы. 18 и 19 июня 1912 г. Армавир посетил духовный глава армян всего мира католикос Геворг V. На второй день визита он участвовал в Божественной литургии в Успенской церкви, где обратился к верующим с проповедью о необходимости сохранения родного языка и национальной культуры и отслужил торжественную панихиду над могилой архимандрита Карапета Арцивяна. После этого Геворг V встречался с учащимися трех местных армянских школ. Благословив каждого из собравшихся детей, католикос направился в старую армянскую Георгиевскую церковь, которую он, еще будучи Астраханским архиепископом, освящал в 1887 г. В газетном репортаже об этом событии говорится, что «после молитвы в старой церкви, Его Святейшество осматривал тут же в ограде новую строящуюся церковь». Приветствовать своего патриарха в селение прибыли многочисленные депутации армянского духовенства и верующие из городов Кубанской и Терской областей, Черноморской и Ставропольской губерний. Этот факт свидетельствует о роли Армавира в качестве одного из важнейших религиозных центров армянского населения всего Северного Кавказа. Украшение интерьеров и наружная отделка большого Георгиевского храма затянулись. В местной газете от 3 ноября 1913 г. строительное попечительство известило прихожан о том, что в этот день после Божественной литургии будет совершено освящение и водружение крестов на купола новой армянской церкви. К этому времени расходы по сооружению храма превысили 60 тыс. руб. Только весной 1915 г., когда Армавир уже стал городом, все строительные и отделочные работы были окончены. Для освящения Георгиевского храма в Армавир прибыл епископ Астраханской армянской епархии Мхитар. 22 апреля 1915 г. в его присутствии «полным составом армянского духовенства было совершено торжественное перенесение святого мира из старой церкви в новую». Церемония освящения состоялась на следующий день. Описавший все происходящее журналист армавирской газеты отметил: «нельзя не упомянуть о новоотстроенном Георгиевском храме, как он вышел велик и красив. Поразительно хороша стильная отделка храма внутри и снаружи. Снаружи храм оштукатурен и выкрашен приятной для глаз краской светло-коричневого тона. Внутри храм разделан весь однообразно под мрамор. Расписка совершена окончившим Петроградскую академию художеств, армянином художником Аршаком Фетфедян. Особенно хорош иконостас – колоссальных размеров из чистого мрамора, работы известного итальянского мастера г-на Като. Икона Богоматери с младенцем на руках, написанная на полотне, помещенная над престолом в нише, исполненная в древне-восточном стиле, производит впечатление неземной чистоты и святости и уносит при взгляде на нее мысль в небесную высь». Новая Георгиевская церковь стала одним из самых фундаментальных и красивейших армянских храмов Северного Кавказа. Как и планировалось изначально, после освящения новой Георгиевской церкви в здании старого храма была открыта армянская школа, однако обучались здесь дети беженцев из Османской империи, прибывавших в Армавир в суровые годы Первой мировой войны. Видимо, в связи с изменением своего назначения здание старой церкви лишилось некоторых зримых примет культового объекта, что и спасло его от разрушения в последующие десятилетия воинствующего безбожия. Возвышавшийся рядом большой Георгиевский храм, к сожалению, стал жертвой антирелигиозной политики советских властей. Церковь была отобрана у прихожан и разобрана. Циничное постановление Президиума Армавирского городского совета от 16 июня 1939 г. звучит как приговор: «1. Ввиду невозможности использовать здание бывшей Георгиевской Армянской церкви на культурно-просветительские цели, санкционировать действия Горфо и ГКО по частичной разработке этого здания и реализации строительного материала от ее разборки (кроме кирпича)… 3. Договор от 14 мая с.г. заключенный между Горфо и Горремстройконторой о продаже последней здания бывш. Георгиевской армянской церкви для использования оставшегося стройматериала (кирпича), предусматривающий снос кирпичной кладки этой церкви за 12000 рублей утвердить». В том же 1939 году, по решению городских властей, были закрыты русские православные Николаевская и Троицкая церкви, здания которых намечалось использовать под «культурно-просветительские цели». Цели, конечно, преследовались другие, и Николаевский храм был сразу уничтожен, а Троицкий, полуразрушенный, чудом уцелел до той поры, когда государство в военном 1943 г. резко изменило свою религиозную политику, что позволило прихожанам возродить здесь духовный очаг, действующий до наших дней. После разборки стен армянской Георгиевской церкви на этом месте еще на протяжении десятилетий виднелись остатки ее полузасыпанных подвалов. Была демонтирована и окружавшая церковную территорию капитальная железная ограда на кирпичном цоколе с изящными входными арками и металлическими воротами[1]. Для воскресения памяти и поддержания духовной жизни армавирцев, было принято решение - на месте где некогда высился величественный храм Сурб Геворг, возвести одноименную часовню. Проект часовни полностью повторяет храм, но, конечно же, меньше в размерах. Весной 2014 года был освящен фундамент часовни. Сноски ↑ Секции этого забора использовали вторично в разных местах города. И сегодня старинные кованые решетки из ограды армянского Георгиевского храма с боковыми стойками, увенчанными крестами со сбитыми горизонтальными перекладинами, можно увидеть у здания онкологической больницы по ул. Дзержинского № 12 и у корпуса инфекционной лечебницы по ул. Пугачева № 28. До сегодняшнего дня это были последние поистине жалкие материальные свидетельства о прекрасном архитектурном и духовно-историческом памятнике, некогда украшавшем Армавир
Церковь Сурб Гевор (Нахичевань-на-Дону) Церковь Св. Георгия Победоносца Սուրբ Գևորգ եկեղեցիДата основания: 1783 Основатель: Иосиф Аргутинский Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Руинированные и несохранившиеся церкви Содержание 1 История 1.1 Убранство 1.1.1 Престольный праздник 1.2 Судьба храма в советское время 1.3 Священнослужителями церкви Сурб Геворк 1.4 Разное 2 Библиография История Георгиевская церковь возводилась почти одновременно с Феодоровской в 1783—1787 годы. Деревянная церковь Сурб Геворк (св. Георгия Победоносца) была построена в западной части города, на границе между Ростовом и Нахичеванью в 1783 г. и освящена 5 декабря 1787 г.Иосифом Аргутинским. Когда деревянная церковь была заменена каменной, неизвестно. Достоверно то, что уже каменный, однокупольный, со звонницей храм в XIX веке дважды основательно ремонтировался: в 1852 — 1853 годы (на средства нахичеванского купца 2-й гильдии М. X. Ерецпоханяна) и в 1892 году. Убранство В интерьере церкви было много каменных хачкаров; из Крыма также были привезены напрестольные кресты и рукописные книги. Среди даров храму выделялась «большая роскошная картина Святого Георга», которую подарил Г. Д. Числиян. Под нею хранилась храмовая святыня — мощи Святого Георгия, заключенные в блестящую серебряную коробку с надписью: «Память от паломника Степана Генджецяна в 1849 году, Святому Георгию, Нахичеван». Еще одной святыней был топуз Святого Георгия. Так называли посох со свинцовым наконечником, обтянутым атласной материей. В ходе ремонта в 1892 году было обновлено внутреннее убранство храма, с южной стороны церковь получила пристройку для укрытия от непогоды (своеобразные сени), так как именно южный вход использовался как главный. На рубеже XIX — XX веков при Георгиевской церкви долгие годы действовал хор певчих под руководством Р. Меликьяна. Престольный праздник Георгиевский храм называли также церковью Хадрелеза (Хрдрылеза), где устраивались армянские ярмарки, праздники и приготовлялись вкусные угощения из жареной баранины. Поскольку храм Сурб-Геворк стоял на пустыре вдали от других построек, в 1892 году он получил с его южной стороны пристройку — дополнительную обширную паперть для укрытия от непогоды. Праздник служил местом выбора невест. Судьба храма в советское время В начале 1930-х годов храм закрыли и почти полностью разобрали. Остатки Георгиевского храма были уничтожены незадолго до Великой Отечественной войны. Перенесенные в 1936 году с Советской улицы на Комсомольскую (ныне улица Закруткина) трамвайные пути относительно долго огибали развалины каменного храма. Теперь трамвайные пути на месте Георгиевского храма спрямлены. Священнослужителями церкви Сурб Геворк Священник Ованнес Дохсаньян Священник Акоп Шатворян Священник Геворг Мушехьян Протоиерей Мкртич Эммануилович Тер-Акобьянц (1938) Протоиерей Карапет Ованесович Гекимян (1938) Разное Этот каменный храм стоял против Георгиевской улицы почти вплотную к Ростово-Нахичеванской меже, т. е. около теперешнего Театрального проспекта. Георгиевская улица — это бывшая 1-я Комсомольская улица, а теперь улица Виталия Закруткина. 2-я Комсомольская улица стала просто Комсомольской. Школы при церкви не было, но в 1918 году Ново-Нахичеванское епархиальное правление сообщило, что школа, открытая в г. Новочеркасске, переходит в управление Духовного правления и объявляется церковно-приходской смешанной школой церкви Сурб Геворк. Школа носила имя Микаэла Налбандяна. Библиография Вартанян В.Г., Казаров С.С. Армянская-Апостольская Церковь на Дону // Ростов н/Д., 2001 (Сведения о бывших священнослужителях Армянских церквей г.Нахичевани-на-Дону и Кресто-Воздвиженского монастыря с 1843 года) Малаховский Е.И., Лаптев Г.Ф. Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие // Ростов-на-Дону, АКРА, 2003 Шахазиз Е. Новый Нахичеван и новонахичеванцы. Перевод с армянского Ш. М. Шагиняна // Ростов-на-Дону, 1999 Сидоров В. Энциклопедия старого Ростова и Нахичевани-на-Дону. Ростов-на-Дону, 1996, т. 4 ЦЕРКВИ ГОРОДА НАХИЧЕВАНИ-НА-ДОНУ НАХИЧЕВАНСКИЕ ХРАМЫ Халпахчьян О.X. Архитектура Нахичевани-на-Дону // Ер., 1988