Церковь Сурб Григор Лусаворич (Ульяновск ) Церковь Святого Григория ПросветителяДата основания: 27.08.2023 Руководитель при регистрации: Священник - Киракос Агосян Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: городской округ Ульяновск, Засвияжский район, сквер Механического завода Телефон/Факс: +7 (903) 012-14-58 Содержание 1 История 1.1 Совет учредителей 1.2 Церковный совет 1.3 Ревизионная комиссия 2 Разное 3 Изображения 4 Библиография История Церковь Сурб Григор Лусаворич действует при МРО Церковь "Сурб Григор Лусаворич". Местная религиозная организация была зарегистрирована 13.03.2012. В 2011 г. городская администрация передала армянской общине земельный участок площадью 1250.0 кв.м под строительство армянской апостольской церкви. Тогда же был разработан проект церкви. Средства на строительство собирались около трех лет. В августе 2014 г. прошла церемония освящения земли. 16 освященных камней заложили в основание армянской церкви Сурб Григор Лусаворич. Церковь относительно небольшая. Ее общая внутренняя площадь около 163 кв.м., а высота 21 м. 27 августа 2023 г. в Засвияжском районе города Ульяновска состоялось торжественное открытие армянской церкви св. Григория Просветителя. По благословению Митрополита Симбирского и Новоспасского Лонгина церемонию открытия посетил Епископ Мелекесский и Чердаклинский Диодор. Церковь, спроектированная по всем канонам армянской архитектуры, вмещает около 200 человек. Совет учредителей Абрамян Арсен Анушаванович Атаян Азат Михайлович Бабаян Армен Владимирович Ераносян Испир Гамлетович Бабаян Аида Владимировна Габоян Айк Иванович Папян Саргис Рафикович Агекян Грант Суренович Мусаелян Рома Шагенович Мелконян Вреж Арутюнович Мелконян Самвел Арутюнович Караханян Самвел Ефремович Киракосян Грач Айразатович Бабаян Нарек Михайлович Габриелян Эмиль Петросович Церковный совет Атаян Азат Михайлович Бабаян Аида Владимировна Ераносян Испир Гамлетович Агекян Грант Суренович Мусаелян Рома Шагенович Мелконян Вреж Арутюнович Абрамян Арсен Анушаванович Папян Саргис Рафикович Ревизионная комиссия Киракосян Грач Айразатович Бабаян Аида Владимировна Агекян Грант Суренович Сафарян Т.Э Габоян Айк Иванович Габриелян Эмиль Петросович Разное В Ульяновской области проживает 15 тысяч армян. Изображения Библиография СОСТОЯЛОСЬ ОТКРЫТИЕ АРМЯНСКОЙ ЦЕРКВИ В УЛЬЯНОВСКЕ епархии освятил нововозведенную армянскую церковь Ульяновска. Фото. Видео
Ульяновск
городской округ Ульяновск, Засвияжский район, сквер Механического завода
+7 (903) 012-14-58
Церковь Сурб Саркис (Пятигорск) Պյատիգորսկի Սուրբ Սարգիս եկեղեցիДата основания: 1997 Руководитель при регистрации: Тер Арам Унанян Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: Пятигорск, район Горапост, Ставропольский край, Россия Содержание 1 История 2 СМИ 3 Изображения 4 Библиография История Церковь Сурб Саркис действует при МРО Церковь "Сурб Саргис". В мае 1997 г. в Пятигорск прибыл будущий Католикос, а в то время викарий патриаршей Араратской епархии архиепископ Гарегин Нерсисян, который освятил фундамент, положив тем самым начало строительства храма. А в конце августа 1997 г. в Кавминводы прибыл Верховный Патриарх Католикос Всех Армян Гарегин I, пожелавший своими глазами увидеть церковное возрождение на Юге России. В 2003 г. строительство храма Сурб Саркис (Святого Сергия) было завершено. Церковь построена в традиционном национальном армянском стиле. Она была торжественно освящена 29 ноября 2003 г. Католикосом всех армян Гарегином Вторым. «Церковь построена исключительно на народные деньги» - сказал настоятель церкви Сурб Саргис Пятигорска Тер Арам Унанян. Эта церковь относится к Епархии Юга России Армянской Апостольской Церкви. Церковный комплекс располагается в Пятигорске в Шахтинском переулке, 2. Армянская церковь Сурб Саркис отлично вписалась в архитектуру Пятигорска и хорошо дополняет исторический и культурный облик этого курортного города. Благодаря своим очертаниям и знаменитому армянскому красно-бурому туфу она легко узнаваема и её не спутать ни с чем. Внутренняя стена, вокруг территории церкви так же отделана тем же туфом. На стене справа от храма размещены барельефы на тему истории Армении с изображениями великих сынов армянского народа. А слева от храма установлено несколько красивых хачкаров. Они посвящены трагическим событиям, таким как Геноцид армян, погибшим в 4-х дневной войне в Карабахе в апреле 2016 г. героям, памяти ушедших родителей. А самый крупный и красивый памятник-хачкар посвящён памяти погибших армян Шаумянского района Арцаха (Нагорного Карабаха). На территории церковного комплекса расположено крупное 3-х этажное здание армянского общественного и культурно-просветительного центра. Там собирается местная армянская община. Тут действуют кружки для детворы, тут взрослые проводят свои мероприятия. Рядом находится ещё одно двухэтажное церковное здание из красного туфа. И ещё здесь стоит армянская часовня, о которой говорилось выше. СМИ Газета "Хачкар (Крест-Камень)" г. Пятигорск Изображения Библиография Армянская церковь Сурб Саркис (Святого Сергия) в Пятигорске и история армян Пятигорска. Фоторепортаж
Церковь Сурб Карапет (Нахичевань-на-Дону) Церковь Сурб Ован Мкртыч Церковь Святого Иоанна Предтечи Սուրբ Կարապետ եկեղեցիВид заведения: Kладбищенская церковь Конфессии: Армянская апостольская церковь Состояние: Действующая церковь Адрес: г. Ростов-на-Дону, ул. Ченцова, 57/81а Телефон/Факс: +7 (863) 251-07-06, 229-02-95 Содержание 1 История 2 Благотворительница А.Аладжалова 3 Архитектура 4 Статус и состояние 5 Реликвии 6 Изображения 6.1 Иконы 7 Разное 8 Библиография 8.1 Сноски История Здание армянской апостольской церкви во имя Святого Иоанна Крестителя или Сурб-Карапет - единственный из уцелевших армянских храмов Бывшего г. Нахичевань-на-Дону (ныне Пролетарский район г. Ростова-на-Дону). Разрешение на строительство кладбищенской церкви Синод дал в 1875 г. В том же году началось строительство храма и завершилось через шесть лет. Освящение его состоялось 11 июня 1881 г. Возглавлял надзор за строительством душеприказчик И. Е. Хатранов. По мнению художника М. Сарьяна, он участвовал также в создании эскизов оформления церковных интерьеров вместе с архитектором В. В. Сазоновым. Сам храм действовал до конца 1930-х гг. В 1938 г. церковь была закрыта, а священнослужители арестованы по обвинению в связях с партией "Дашнактютюн". В 1941 г. церковь вновь была открыта. В настоящее время Сурб-Карапет - действующая церковь, находится в ведении Приходского совета Ростовской Армянской Апостольской церкви Российской и Нор Нахичеванской армянской епархии. Церковь действует при МРО "Армянская Апостольская Кладбищенская Церковь Сурб Карапет". Благотворительница А.Аладжалова Храм был построен на средства известной нахичеванской благотворительницы Акюлине Погосовны Аладжаловой. [1] Здесь же, под юго-западной стеной церкви покоится сама госпожа Аладжалова. На мраморном памятнике в форме национального клобука с украшениями золотая надпись: "Здесь покоится прах благородной госпожи Акюлине Погосовны Аладжалян, урожденной Хатраян, скончавшейся 3 сентября 1871г. в возрасте 62 лет". 18 января 1875 г. в Нахичеванскую Городскую Управу душеприказчики Иван Хатранов, Христофор Титров и Николай Аджемов по завещанию покойной дворянки Акюлине Аладжаловой направили прошение следующего содержания: “ Покойная дворянка Аладжалова в духовном завещании своем, утвержденном Таганрогским окружным судом 26 ноября 1871 г., между прочим, сделала следующее распоряжение: из сосредоточенного в банке капитала моего с наросшими процентами три части я определяю: а) на сооружение при армянском соборном кладбище каменной церкви во имя св.Иоанна Крестителя и при ней деревянного посетительского дома и при этих зданиях колодца, б) на постройку здесь же, при кладбище, нескольких деревянных домиков для жительства… армянских семейств”. Далее в прошении отмечалось, что, так как кладбище и по сей день не имеет церкви, душеприказчики обращаются в городскую управу с просьбой разрешить этот вопрос. Решив его положительно, городской голова 29 января 1875 г. обращается к Католикосу Геворгу V и в Губернское правление за разрешением на сооружение означенной церкви. Архитектура По мнению Е.Шах-Азиза автором проекта являлся городской архитектор В.В.Сазонов. По мнению же Х.А.Поркшеяна проект был составлен в Петербурге в 1867 г. сотрудником Академии художеств В. Газирбекяном, который за эту работу был награжден серебряной медалью и заграничной командировкой. По мнению тех же авторов, это единственная в России церковь, построенная в то время в древнеармянском стиле. Церковь кирпичная, прямоугольной формы в плане, с многоскатной крышей и шатровым завершением восьмигранного светового барабана. Выстроена в классических традициях армянского культового зодчества. Ее объемно-пространственная композиция построена на сочетании форм базиликальных и крестово-купольных армянских храмов. Возвышающиеся над первым ярусом центральные, продольный и поперечные нефы в трансепте завершаются двенадцатигранным барабаном с шатровым завершением. Двухсветная, крестообразная в плане часть церкви, дополнена более низкими пристройками, размещенными между рукавами креста. Памятник истории и архитектуры, охраняется государством вместе с территорией, исторически и функционально связанной с застройкой комплекса. Храм Сурб Карапет соединяет в себе традиции древних армянских крестово-купольных храмов, в которых помещения располагались по сторонам креста, составляя в плане прямоугольник с проёмами порталов по четырём сторонам храма. Уникальность и своеобразие архитектурного декора и элементов отмечает профессор О. Х. Халпахчьян. Уникальная красота здания церкви Сурб Карапет определена необычной, взятой из древности декорировкой, основанной на контрасте белого камня (тонко профилированных тяг, аркад, хачкаров) и плоскостей красной кирпичной кладки. Исследователи Е. А. Шахазиз и Х. А. Поркшян считают эту церковь «единственной в России, построенной в древнеармянском стиле». В архивных документах историко-этнографической экспедиции 1920 г., в которую входили известные художники, архитекторы, искусствоведы Н. Лансере, Г. Лаврский, М. Сарьян, храм был также отмечен как ценная, архитектурная постройка. Письма внука художника А. А. Арцатбаняна, В. М. Александрова подтверждают участие А. А. Арцатбаняна в выполнении монументальных росписей в интерьерах церкви. Они представляют большую художественную ценность. К несчастью, в начале 1990-х гг. все холсты на стенах (за исключением композиции «Успение Богородицы» и иконы «Св. Иоанн Креститель») были грубо обновлены — записаны масляными красками рукой непрофессионального ремесленника. Статус и состояние ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Главы Администрации РО № 411 от 09.10.1998 г. отнесен к категории памятников местного значения и включен в Перечень памятников истории и культуры местного значения, принятых на государственную охрану Действующая церковь Реликвии В церкви содержались мощи Сурб Карапета, которые были переданы в дар от церкви Сурб Григор Лусаворич. Изображения Церковь св. Иоанна Предтечи - Сурб Карапет. 1875-1881 гг. 1930г. Поскольку церковь Сурб Карапет была официально признана памятником архитектуры, охраняемым государством и на её южном фасаде были установлены две доски с соответствующими надписями на армянском и русском языках[2]. 30.09.1989 Иконы [3] Разное Здание церкви Сурб Карапет - единственное из уцелевших армянских храмов бывшего города Нахичевань-на-Дону. Местная религиозная организация зарегистрирована 5 ноября 1992 г. Библиография Памятники Дона Культурный туризм Вартанян В.Г., Казаров С.С. Армянская-Апостольская Церковь на Дону. - Ростов н/Д., 2001 Малаховский Е.И., Лаптев Г.Ф. Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие // Ростов-на-Дону, АКРА, 2003 Шахазиз Е. Новый Нахичеван и новонахичеваниы. Перевод с армянского Ш.М. Шагиняна // Ростов-на-Дону, 1999 Халпахчьян О. X. Архитектура Нахичевани-на-Дону // Ер., 1988 Российская и Ново-Нахичеванская епархия Армянской Апостольской Церкви. Исторический путь. М., 2013 Сноски ↑ На ее средства были также построены приют для нищих на армянском кладбище, богодельня. ↑ Мероприятие состоялось в рамках дней культуры донских армян, посвященных 210-летию переселения с Крыма на Дон ↑ Резной иконостас в храме Святого Карапета. Священник сказал, что мастер резьбы по дереву приезжал из Армении, а сюжет (орнаментированное изображение) для резьбы брали с поверхности каменного креста (хачкара), привезенного из армянского монастыря. Этому камню якобы 700 лет.
Ростов-на-Дону